По запросу «факторинг» в разделе новостей одной из поисковых систем за неделю доступна следующая статистика: сообщений - 21, статей - 7, интервью - 1. По запросу кредит: сообщений - 4873, статей - 1328, интервью - 117. Меж тем, факторинг - это не только кредитование под дебиторскую задолженность, но и еще комплекс услуг по оценке платежеспособности покупателей, по снижению рисковой нагрузки на бизнес, по построению и синхронизации товарно-денежных потоков. Получается, что упоминаний должно быть в разы больше, однако, ситуация обратная. По этой причине многие российские компании лишаются возможности повышать эффективность своего бизнеса. И, несмотря на усилия некоторых Факторов - специализированных факторинговых компаний и банковских факторинговых подразделений - разрешить сложившуюся ситуацию, потенциальные пользователи факторинговых услуг испытывают острую нехватку информации для принятия осознанного решения о начале работы по факторингу. Почему сложилась такая ситуация, рассказали представители СМИ в ходе опроса, проведенного НФК в октябре 2011 года.
Интерес к рынку факторинга в последние годы значительно вырос. При этом, если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, где на сегодняшний день значительное количество компаний не только знают о факторинге, но и активно его используют (согласно статистике Ассоциации Факторинговых Компаний на Москву и Санкт-Петербург приходится порядка 67% от общего оборота рынка), руководители компаний все чаще задают вопросы о различиях в подходе работы тех или иных Факторов. В других крупных городах картина несколько иная, и тот факт, что многие представители регионального бизнеса интересуются отличиями кредита от факторинга, говорит о том, что во многих региональных компаниях до сих пор нет четкого понимания сути факторинговых услуг. Хотя рынку идет уже 13 год - столько лет прошло с момента основания первого факторингового подразделения в российском банке.
Сложившаяся ситуация влияет не только на рынок факторинга, но и экономику страны в целом - создавая благоприятную почву для развития торговли, в первую очередь несырьевыми товарами, и в т.ч. товарами наукоемких отраслей, факторинг способствует увеличению прибыли предприятий, а значит, и налоговых поступлений в бюджет государства. Кроме того, экспортный факторинг положительным образом влияет на развитие внешней торговли. При этом, потенциал рынка огромен, о чем говорит хотя бы тот факт, что на настоящий момент его доля в ВВП России не превышает и 1%, когда, к примеру, в Бразилии, входящей в BRIC, этот показатель составляет около 4,5%, а в некоторых европейских странах достигает до 20% от ВВП. Для разрешения сложившейся ситуации НФК решила сделать шаг к выстраиванию конструктивного диалога между Факторами и бизнес-сообществом, обратившись за помощью к представителям СМИ.
В результате проведенного опроса выяснилось, что большая часть журналистов, освещающих факторинговые события, а значит, и влияющая на формирование информационного поля о факторинге, знает об услуге относительно давно: 57% опрошенных - более 4-х лет, 23% - от 3 до 4 лет, не более двух лет о нем известно 20 % респондентов. При этом регулярно писать материалы о факторинге представители СМИ начали сравнительно недавно. Самой «отстающей» в региональном разрезе оказалась Сибирь, куда факторинг, судя по ответам респондентов «пришел» позже всего.
При поиске информации о факторинге журналисты обращаются к экспертам рынка, как правило, руководителям факторинговых компаний, а также интернет-ресурсам, в первую очередь, обращая внимание на информацию, предоставляемую РА «Эксперт» и Ассоциацией Факторинговых Компаний.
Большинство участников опроса (76% респондентов) сошлись во мнении, что эксперты рынка факторинга охотно идут на контакт, но при этом «складывается впечатление, что они разговаривают со всеми на другом языке». Респонденты также сообщили, что на данный момент той информации о рынке факторинга, которую можно получить в свободном доступе, российскому бизнесу недостаточно.
Основываясь на полученной от представителей СМИ информации можно сделать выводы о том, что Факторам при взаимодействии с клиентами и представителями СМИ следует:
- общаться на «простом» языке - на пальцах объяснять схемы финансирования и отличия факторинга от других инструментов;
- употреблять как можно меньше специализированных терминов, либо тут же объяснять их значение;
- предоставлять информацию интересную читателям, а не самим Факторам - «живые» примеры из практики клиентов.
«На сегодняшний день задача Факторов - объединить свои усилия в части предоставления СМИ качественного и доступного для понимания контента о рынке факторинга, - пояснил Корнелиу Робу, Заместитель председателя правления НФК, - одним из таких шагов стало создание в прошлом году Первого блога о факторинге, где простым и понятным языком рассказывается о том, что такое финансовая логистика и факторинг, а также обсуждаются нюансы, на которые следует обращать внимание при выборе Фактора, при переводе дебиторов на факторинговое обслуживание и другая информация, которая полезна клиентам и представителям СМИ».
Полученная в ходе опроса информация станет сигналом для дальнейшего пересмотра факторинговыми компаниями и подразделениями Банков, предоставляющих услуги факторинга, подхода к взаимодействию со СМИ.
СМИ традиционно ориентируются на темы, имеющие высокую общественную значимость для различных социальных групп, для бизнес-сообщества, поэтому расширение присутствия тематики факторинга на страницах деловых изданий - это улица с двусторонним движением: чем больше представителей бизнеса используют факторинг и добиваются с его помощью конкурентных преимуществ, тем выше внимание "проигравших" конкурентов к данному финансовому инструменту, и тем отчетливей их запрос на получение в СМИ информации о факторинге, - говорит исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. - На сегодняшний день участники рынка факторинга все лучше осознают, что реальные бизнес-кейсы и истории успеха их клиентов гораздо важнее для популяризации факторинга как услуги, чем рекламно-просветительские статьи. Такие истории и создают критическую массу, которая в будущем позволит включить факторинг в перечень тем обязательных к освещению деловыми СМИ. Исследование, проведенное НФК, подтверждает это в полной мере.
Опрос проводился путем заочного анкетирования респондентов. Общий объем выборки составил порядка 39 представителей СМИ из 13 городов РФ, имеющих опыт написания материала по факторингу в течение последних двух лет. Выборочную совокупность данного опроса можно считать репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, поскольку она отражает мнения большинства журналистов, задающих тон при освещении темы факторинга в печатных и электронных изданиях.