Близится ЕГЭ, подготовка к которому у многих московских учащихся занимала не только последний год. Были задействованы и школьные учителя, и нанят репетитор по математике в Москве, и интернет помогал чем мог. Но закончится экзамен, придут результаты и… у некоторых родителей шоковое состояние: ребенок сдал вовсе не на тот уровень, на который рассчитывали. Начинаются поиски того, кто виноват. И первым в списке «отверженных», естественно, будет репетитор. Мол, учил, деньги брал, а результата не дал. При этом личность собственного ребенка в расчет не берется.
А так ли виноват репетитор в провале? Попробуем разобраться.
Во-первых, надо определиться, насколько компетентного репетитора нашли родители. Эта ниша на рынке труда сегодня весьма востребована, поэтому там встречаются не только VIP-преподаватели, для которых репетиторство является основным заработком, и от успехов учеников напрямую будет зависеть нагрузка на будущий год. Среди желающих подработать находятся и студенты старших курсов ВУЗов, научные работники и пр. контингент, услуги которого обходятся дешевле, но отсутствие педагогической практики не позволяет говорить об их достаточной компетентности. Конечно, деятели науки обладают богатым запасом знаний, но умеют ли они вложить эти знания в голову ребенка? Еще хуже студенты. Ни достаточных знаний, ни опыта работы у них еще нет, так разве можно ожидать от них высоких результатов? Кто виноват, что родители решили сэкономить и обратились за услугой не к профессионалу, а полупрофессионалам? Ответ очевиден!
Если же низкие баллы получил ученик компетентного репетитора ЕГЭ по русскому языку, который славится уровнем подготовки выпускников, то стоит проанализировать многие факторы.
К примеру, с какой базой пришел к нему ребенок. Обычно уровень знаний выявляется при первых встречах с репетитором в присутствии родителей. Ученику дается пробный тест по материалам ГИА, и его результаты достаточно точно определяют процент подготовленности к сдаче ЕГЭ. Если такое тестирование было сделано, то родители должны понимать, насколько балов можно «прыгнуть выше» за год. Но проблема и заключается в том, что выпускника с 20% готовностью невозможно поднять до отметки в 80-90%, как этого ожидают некоторые мамы. Если ребенок в школе за столько лет не соизволил освоить необходимую базу хотя бы на 50%, то вряд ли он успеет это сделать за год. Кто виноват? Родители, у которых запросы не соответствовали реальным возможностям ребенка. Но может быть и второй вариант, когда виноват сам ученик. Чтобы человек съел суп, надо, чтобы он захотел его съесть. То же и со знаниями. Если нет желания учиться, то положить их в рот и заставить переварить не под силу даже гению репетиторства.