УДК 656.615
Концепция «Smart-порта» - будущее морских перевозок
Черкасова Анастасия Ильинична
магистрант 1 курса,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: aicherkasova@mail.ru
Научный руководитель – Букринская Эльвира Мансуровна
к.э.н., доцент кафедры Логистики и УЦП
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: bukrin@rambler.ru
“Smart port” concept - future of shipping
Cherkasova Anastasiia Ilyinichna
1st grade master-student,
Saint-Petersburg state university of economics, Saint-Petersburg, Russia
Scientific Supervisor – Bukrinskaya Elvira Mansurovna
Candidate of economics, senior lecturer of Logistics and SCM department,
Saint-Petersburg state university of economics, Saint-Petersburg, Russia
Статья посвящена информационным технологиям и логистическим концепциям, которые легли в основу идеи «Умного порта». Она является основным направлением для развития многих европейских портов, так как учитывает главные приоритеты современного общества- устойчивый экономический рост и социальную ответственность
Ключевые слова: логистика, умный порт, COREALIS, контейнер, устойчивый рост, интернет вещей, оптимизация
This article is dedicated to information technologies and logistic concepts which underlie the idea of “Smart port”. It is a key focus for development of many European ports as it takes into consideration the main priorities of modern society- sustainable economic growth and social responsibility.
Key words: logistics, smart port, COREALIS, container, sustainable growth, Internet of things, optimization
Сегодня система морских перевозок носит глобальный характер, поскольку она обслуживает мировую торговлю, соединяя рынки в разных частях мира, перемещая 90% грузов и товаров во все уголки мира по сравнительно низкой цене благодаря эффекту масштаба. По данным UNCTAD, в 2019 году по морю было перевезено 11 миллиардов тонн грузов и существовало более 92 тысяч судов, вместимость которых увеличивается с каждым годом в ответ на новые вызовы глобализации. Средние темпы роста отрасли, прогнозируемые до 2024 года, находятся на уровне 3% в год.
Ключевыми точками для морских перевозок являются порты. Сегодня роль портов заключается не только в проведении определенного набора логистических операций, необходимых для физического перемещения материального потока. Они являются мультимодальными транспортными хабами, местами временного хранения, таможенного оформления и обработки грузов. Более того, во многих случаях порты являются частью городской инфраструктуры. Портовые управленческие структуры должны принимать во внимание все роли портов, а также, учитывая вызовы современности, делать поправку на экологические нормы и стандарты. Необходимость реализации портами этой совокупности функций привела к появлению концепции «Smart-портов» или умных портов.
Основная идея «Smart-портов» тесно связана с моделью устойчивого развития, опирающейся на 17 целей, сформулированных в Рио-де-Жанейро. Она предполагает экономический рост на основе минимизации ущерба экологии и решения социально-важных вопросов. Умный порт использует новейшие технологии чтобы быть экономически эффективным и способным расширять объемы проходящего трафика, демонстрируя при этом устойчивый рост. Создание такого порта подразумевает диджитализацию управления, интеграцию внутри порта (управление терминалами), интеграцию порта и города и, наконец, более широкую интеграцию вдоль цепи поставок.
Традиционно основным «двигателем» идеи «Smart-портов» является Европейский союз, где создается множество исследовательских и практико-ориентированных проектов в сфере транспорта и логистики. Одной из ключевых для Европы программ является ERTICO ITS Europe, появившаяся еще в 1991 году по инициативе Европейской комиссии и 15 крупнейших компаний Евросоюза. Сегодня у проекта 120 партнеров из Европы, США, России, Японии и Китая. Один из них, проект COREALIS (Capacity with a pOsitive enviRonmEntal and societAL footprInt: portS in the future era) «Порт будущего» объединяет 5 европейских портов- Валенсия (Испания), Пирей (Греция), Ливорно (Италия), Антверпен (Бельгия) и Хамина Котка (Финляндия) и несколько научно-исследовательских центров. К 2021 в эти порты станут «демонстрационными моделями» новых типов прибрежной инфраструктуры, основанных на 4 основных столпах «умных портов»:
- ограниченная пропускная способность порта (как стремление к экономике замкнутого цикла),
- сокращение воздействия на окружающую среду (на основе интермодальных связей железнодорожного, морского и автомобильного транспорта),
- повышение эффективности и сокращение трафика внутри и вокруг портов (оптимизация грузопотоков без дополнительных инфраструктурных инвестиций),
- устойчивость социально-экономического развития порта и его окрестностей (путем превращения порта в инновационный центр местного городского пространства).
Ключевая часть проекта COREALIS, как и любого проекта по созданию «умного порты» - использование современных технологий. Основными для Smart-порта являются сети 5G и Интернет вещей (IoT). Они необходимы для улучшения информационного потока, использования искусственного интеллекта, полного контроля над перемещением материального потока, а также для оптимизации и планирования операционной деятельности (инструменты RTPORT и PORTMOD в проекте COREALIS).
Наиболее распространенные направления использования IoT в морских перевозках- системы отслеживания контейнеров и управление железнодорожной сетью и технология «цифрового двойника». Примером успешного внедрения данных технологий может служить порт Роттердама. Являясь одним из ведущих портов в мире и стремясь стать самым «умным» портом, Роттердам занимает лидирующие позиции в цифровом преобразовании портов и логистики. Администрация порта и участники рынка морских перевозок экспериментируют с выводом эксплуатации порта на новый уровень с помощью цифровых технологий. Частью этих экспериментов является разработка «Контейнера 42». Контейнер оснащен датчиками и технологией связи, и он путешествовать по миру с 2019 года (окончание проекта планируется в 2021 году) для сбора данных, которые до сих пор были невидимы: вибрации, высота звука, положение, шум, загрязнение воздуха, влажность и температура. Этот проект имеет скорее исследовательское значение, тогда как порты испанских Севильи и Малаги в своей повседневной деятельности использует «платформу FIWARE» для развертывания услуг IoT для отслеживания контейнеров и управления железнодорожным движением, а также для мониторинга основных параметров реки Гвадалквивир.
Перспективным видится использование облачных технологий. В проекте COREALIS предусмотрена инициатива «Зеленый грузовик», которая включает в себя облачный сервис брокерского обслуживания по аренде грузовиков и систему бронирования мест для них на основе анализа трафика в реальном времени. Имеет место использование различных прогнозных методов с алгоритмами машинного обучения- с целью оптимизации грузопотоков и управления активами. Интересным примером их использования является программное обеспечение OptiPort, использующееся в порту Альхесирас, не входящем в проект COREALIS, однако имеющий большой потенциал и стремление стать «умным».
Приложение OptiPort было разработано на основе методологии Монте-Карло, предложенной для использования менеджерами порта. OptiPort - это инструмент, который используется в качестве инструмента поддержки при принятии решений, связанных с управлением и планированием работы порта и использования его ресурсов. Оценка производительности порта, обеспечиваемая OptiPort, может использоваться в широком спектре случаев.
Еще одна технология, нашедшая широкое применения во многих областях логистики и ставшая неотъемлемой частью «умного порта»- это блокчейн. Она значительно упрощает управление многочисленными процессами, имеющими место при морских перевозках: уменьшает документооборот при помощи оцифровки, дает возможность отслеживать процессы в реальном времени, использовать умные контракты в области налогов, страхования и таможенного дела.
Важной составляющей «Smart-порта» является его способность объединять различные виды транспорта. В проекте COREALIS она получила название «синхромодальность»- концепция, которая принимает целостное представление о грузовых перевозках, включая и интегрируя все доступные виды транспорта, новые концепции логистики, информационные технологии, услуги, политику и управление. Ее основная идея- это гибкое использование альтернативных видов транспорта в зависимости от временных обстоятельств, а также характеристик продукта и цепочки поставок.
Наконец, порт не может быть «умным» и развиваться устойчиво, если не будет соблюдать экологические нормы и стремиться к органичному сосуществованию с окружающей его экосистемой. Мировым образцом в этом вопросе считается порт Роттердама. Строительство его нового терминала Маасвлакте 2 сопровождалось большим объемом исследований, посвященных влиянию деятельности порта на различные показатели экологической обстановки. Угроза местному биоразнообразию, отходы судов, шумовое загрязнение, загрязнение воды, выбросы СО2- все эти последствия необходимо минимизировать. Это возможно с использованием вышеперечисленных технологий для оптимизации работы портовых служб.
Таким образом, концепция «Smart-портов»- это технологический и операционный ответ на те проблемы, с которыми сталкиваются порты в 2020 году. Это способ адаптироваться к изменчивым реалиям современной экономики, оставаться привлекательными для судоходных компаний, экономически эффективными и конкурентоспособными. Кроме того, «умный порт» нацелен на ведение своей деятельности не только в угоду экономическим причинам, но и на благо общества и окружающей среды.
Библиографический список:
- Review of maritime transport 2019 [Электронный ресурс] / UNCTAD // Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2019_en.pdf
- Официальный сайт проекта COREALIS [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.corealis.eu/index.php/material-hub/
- Официальный сайт программы ERTICO ITS Europe [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ertico.com/focus-areas/transport-logistics/
- Официальный сайт порта Роттердам [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.portofrotterdam.com/en
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020