УДК 656.7:658
Северный широтный ход
Торсунова Ульяна Андреевна
Студент 4 курса,
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: diva15@bk.ru
Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru
Northern latitudinal railway
Torsunova Uliana Andreevna
4st grade student,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia
Scientific Supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich
Candidate of Engineering Science, Docent,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia
В статье рассмотрен Северный широтный ход и проблемы, возникающие при его создании. Показано, что несмотря на большие капиталовложения и длинный срок окупаемости, данный проект даёт возможность развить север России, обеспечить транспортную мобильность к местам добычи и переработки и проявить в полной мере транзитный потенциал страны.
Ключевые слова: Северный широтный ход, железная дорога, Ямало-Ненецкий автономный округ, Трансполярная магистраль, транзитный потенциал.
The article considers Northern latitudinal railway and the problems that arise during its creation. It is shown that, despite large investments and a long payback period, this project allows developing the northern part of Russia, ensuring transport mobility to local resources, and also revealing the full transit potential of country.
Keywords: Northern latitudinal railway, railway, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Transpolar highway, transit potential.
Северный широтный ход — планируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе, направленная на развитие транспортного потенциала севера страны и региона в целом. Протяжённость основной линии железнодорожной магистрали включает в себя около 708 километров дорожного полотна, охватывая такие населенные пункты как Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. В реализации данного проекта принимают совместно с правительством России участие правительство ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координирует строительную деятельность Росжелдор.
Строительство планируется до 2022 (до Игарки до 2030) года. Прогнозируемый объём перевозки — 23,9 млн тонн (такое количество груза обусловлено нахождением на близлежащих территориях ряда полезных ископаемых и перерабатывающих заводов). По Северному широтному ходу также могут транспортировать углеводороды и нефтепродукты (основной поток грузов этого типа от НОВАТЭК), широкую фракция лёгких углеводородов и полиэтилен (из Новоуренгойского газохимического комплекса «Газпрома»), нефть и газовый конденсат (с «Роспана» и «Геотрансгаза»).
Идея такова: Северный широтный ход разгружает часть (южную) Транссибирской магистрали и создаёт удобную транспортную развязку, тем самым прокладывая путь к месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа. (Рис.1).
Рис. 1. Северный широтный ход
В более широкой перспективе, он затрагивает север Красноярского края (город Дудинка, связанный железнодорожным сообщением с городом Норильск), прокладывает путь к портам СМП (Северного морского пути) и к железнодорожной линии Обской — Бованенково — Карской, соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, а также посёлок Пангоды с центральной частью России. Для лучшего сообщения планируется построить совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь. Подробнее с участками планируемого железнодорожного маршрута можно познакомиться в таблице 1.
Таблица 1
Участки планируемого железнодорожного сообщения Северного широтного хода
Участок |
Расстояние |
Состояние |
Причина |
Обская — Салехард |
50 километров |
В разработке |
Необходимо реконструировать станцию Обская-2 (15 км); также построить мостовой переход через реку Обь (39 км). |
Салехард — Надым (Хорей) |
353 километров |
В разработке |
Необходимо строительство новой железнодорожной линии Салехард — Надым (Хорей). |
Надым (Хорей) — Пангоды |
104 километров |
В разработке |
Необходимо строительство моста через реку Надым; реконструкция железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды. |
Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево |
188 километров |
В разработке |
Необходима достройка Надым — Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой, Новый Уренгой — Коротчаево. |
Коротчаево — Игарка — Дудинка |
513 километра |
В разработке |
Необходимо строительство магистралей до Игарки и Дудинки. |
Обская — Бованенково — Карская |
572 километра |
Действует |
Самая северная из действующих железных дорог в мире. |
Дудинка — Норильск |
90 километров |
Действует |
Изолированная железная дорога, с сообщением между двумя городами |
Северный широтный ход также уменьшит время доставки грузов, так как протяжённость различных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей уменьшиться примерно на 1000 км (около 2 дней в пути).
Однако у такого масштабного проекта есть своя цена. Стоимость реализации всего Северного широтного хода оценивается около 262 млрд рублей. В том числе доля РЖД — 105 млрд рублей, государственные инвестиции — 30 млрд рублей (в октябре 2017 года снижены до 10 млрд рублей), доля концессионера — 113,5 млрд рублей. Также концессионер будет отвечать за эксплуатацию железной дороги в течение 35 лет. Окупаемость проекта составляет не менее 30 лет. Именно высокая стоимость строительства данной железнодорожной магистрали является главным и основным препятствием воплощения плана, так как более бюджетное решение пока что не найдено.
Северный широтный ход, по своей сути, является свежим взглядом на Трансполярную магистраль. Данный проект был задуман в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов для «Великого Северного железнодорожного пути», включающего в себя даже Мурманск и Архангельск в качестве запасных станций. Проект «Великого Северного железнодорожного пути» не был полностью реализован (частично всё же осуществлен — Печорская железная дорога, БАМ и Северо-Сибирская железнодорожная магистраль №5) из-за тех же финансовых трудностей, с которыми сейчас сталкиваются при строительстве Северного широтного хода. Однако тогда надобность в таком коридоре была не вполне обоснованной. Как это часто бывает, идея опередила своё время.
Таким образом, сейчас развитие данного транспортного коридора становится довольно интересной задачей, и не только из-за освоения природных ресурсов в районах крайнего севера и по маршруту или из-за расширения транспортной сети страны. По мере роста грузопотока во всём мире (большая часть которого сосредоточена в Тихоокеанском районе), данная железная дорога позволит товарам из Китая и АТР проложить более короткий маршрут в Европу. Что приведет к потоку новых транзитных грузов, проходящих через территорию нашей страны, и обеспечит нам прямой доход от транспортировки.
Библиографический список:
1. Либерман С. И. Построение России Ленина/ Hyperion Press, 1959, стр. 134-165.
2. Штильмарк А.А., Т. Л. Пашкова. Тяжелый путь полярной дороги/ М.: Вече, 2007, стр. 14-29.
3. Арикайнен А. И. Судоходство во льдах Арктики// М.: Транспорт, 1990, стр. 247.
4. Итин В. А., Том А., Лазарев Н. Какой путь? О проекте Великого северного пути в связи с выходом на Урал и Северным морским путём// Новосибирск: Запсиботделение ОГИЗ, 1931, стр. 70 -77.
5. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути// Л., Морской Транспорт, 1959, стр. 408-409.
УДК 656.7:658
Северный широтный ход
Торсунова Ульяна Андреевна
Студент 4 курса,
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: diva15@bk.ru
Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru
Northern latitudinal railway
Torsunova Uliana Andreevna
4st grade student,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia
Scientific Supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich
Candidate of Engineering Science, Docent,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia
В статье рассмотрен Северный широтный ход и проблемы, возникающие при его создании. Показано, что несмотря на большие капиталовложения и длинный срок окупаемости, данный проект даёт возможность развить север России, обеспечить транспортную мобильность к местам добычи и переработки и проявить в полной мере транзитный потенциал страны.
Ключевые слова: Северный широтный ход, железная дорога, Ямало-Ненецкий автономный округ, Трансполярная магистраль, транзитный потенциал.
The article considers Northern latitudinal railway and the problems that arise during its creation. It is shown that, despite large investments and a long payback period, this project allows developing the northern part of Russia, ensuring transport mobility to local resources, and also revealing the full transit potential of country.
Keywords: Northern latitudinal railway, railway, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Transpolar highway, transit potential.
Северный широтный ход — планируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе, направленная на развитие транспортного потенциала севера страны и региона в целом. Протяжённость основной линии железнодорожной магистрали включает в себя около 708 километров дорожного полотна, охватывая такие населенные пункты как Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. В реализации данного проекта принимают совместно с правительством России участие правительство ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координирует строительную деятельность Росжелдор.
Строительство планируется до 2022 (до Игарки до 2030) года. Прогнозируемый объём перевозки — 23,9 млн тонн (такое количество груза обусловлено нахождением на близлежащих территориях ряда полезных ископаемых и перерабатывающих заводов). По Северному широтному ходу также могут транспортировать углеводороды и нефтепродукты (основной поток грузов этого типа от НОВАТЭК), широкую фракция лёгких углеводородов и полиэтилен (из Новоуренгойского газохимического комплекса «Газпрома»), нефть и газовый конденсат (с «Роспана» и «Геотрансгаза»).
Идея такова: Северный широтный ход разгружает часть (южную) Транссибирской магистрали и создаёт удобную транспортную развязку, тем самым прокладывая путь к месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа. (Рис.1).
Рис. 1. Северный широтный ход
В более широкой перспективе, он затрагивает север Красноярского края (город Дудинка, связанный железнодорожным сообщением с городом Норильск), прокладывает путь к портам СМП (Северного морского пути) и к железнодорожной линии Обской — Бованенково — Карской, соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, а также посёлок Пангоды с центральной частью России. Для лучшего сообщения планируется построить совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь. Подробнее с участками планируемого железнодорожного маршрута можно познакомиться в таблице 1.
Таблица 1
Участки планируемого железнодорожного сообщения Северного широтного хода
Участок |
Расстояние |
Состояние |
Причина |
Обская — Салехард |
50 километров |
В разработке |
Необходимо реконструировать станцию Обская-2 (15 км); также построить мостовой переход через реку Обь (39 км). |
Салехард — Надым (Хорей) |
353 километров |
В разработке |
Необходимо строительство новой железнодорожной линии Салехард — Надым (Хорей). |
Надым (Хорей) — Пангоды |
104 километров |
В разработке |
Необходимо строительство моста через реку Надым; реконструкция железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды. |
Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево |
188 километров |
В разработке |
Необходима достройка Надым — Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой, Новый Уренгой — Коротчаево. |
Коротчаево — Игарка — Дудинка |
513 километра |
В разработке |
Необходимо строительство магистралей до Игарки и Дудинки. |
Обская — Бованенково — Карская |
572 километра |
Действует |
Самая северная из действующих железных дорог в мире. |
Дудинка — Норильск |
90 километров |
Действует |
Изолированная железная дорога, с сообщением между двумя городами |
Северный широтный ход также уменьшит время доставки грузов, так как протяжённость различных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей уменьшиться примерно на 1000 км (около 2 дней в пути).
Однако у такого масштабного проекта есть своя цена. Стоимость реализации всего Северного широтного хода оценивается около 262 млрд рублей. В том числе доля РЖД — 105 млрд рублей, государственные инвестиции — 30 млрд рублей (в октябре 2017 года снижены до 10 млрд рублей), доля концессионера — 113,5 млрд рублей. Также концессионер будет отвечать за эксплуатацию железной дороги в течение 35 лет. Окупаемость проекта составляет не менее 30 лет. Именно высокая стоимость строительства данной железнодорожной магистрали является главным и основным препятствием воплощения плана, так как более бюджетное решение пока что не найдено.
Северный широтный ход, по своей сути, является свежим взглядом на Трансполярную магистраль. Данный проект был задуман в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов для «Великого Северного железнодорожного пути», включающего в себя даже Мурманск и Архангельск в качестве запасных станций. Проект «Великого Северного железнодорожного пути» не был полностью реализован (частично всё же осуществлен — Печорская железная дорога, БАМ и Северо-Сибирская железнодорожная магистраль №5) из-за тех же финансовых трудностей, с которыми сейчас сталкиваются при строительстве Северного широтного хода. Однако тогда надобность в таком коридоре была не вполне обоснованной. Как это часто бывает, идея опередила своё время.
Таким образом, сейчас развитие данного транспортного коридора становится довольно интересной задачей, и не только из-за освоения природных ресурсов в районах крайнего севера и по маршруту или из-за расширения транспортной сети страны. По мере роста грузопотока во всём мире (большая часть которого сосредоточена в Тихоокеанском районе), данная железная дорога позволит товарам из Китая и АТР проложить более короткий маршрут в Европу. Что приведет к потоку новых транзитных грузов, проходящих через территорию нашей страны, и обеспечит нам прямой доход от транспортировки.
Библиографический список:
1. Либерман С. И. Построение России Ленина/ Hyperion Press, 1959, стр. 134-165.
2. Штильмарк А.А., Т. Л. Пашкова. Тяжелый путь полярной дороги/ М.: Вече, 2007, стр. 14-29.
3. Арикайнен А. И. Судоходство во льдах Арктики// М.: Транспорт, 1990, стр. 247.
4. Итин В. А., Том А., Лазарев Н. Какой путь? О проекте Великого северного пути в связи с выходом на Урал и Северным морским путём// Новосибирск: Запсиботделение ОГИЗ, 1931, стр. 70 -77.
5. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути// Л., Морской Транспорт, 1959, стр. 408-409.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020