Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 11:33:57
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Северный широтный ход

УДК 656.7:658

Северный широтный ход

Торсунова Ульяна Андреевна

Студент 4 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: diva15@bk.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

Northern latitudinal railway

Torsunova Uliana Andreevna

4st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

Scientific Supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

 

В статье  рассмотрен Северный широтный ход и проблемы, возникающие при его создании. Показано, что несмотря на большие капиталовложения и длинный срок окупаемости, данный проект даёт возможность развить север России, обеспечить транспортную мобильность к местам добычи и переработки и проявить в полной мере транзитный потенциал страны.

Ключевые слова: Северный широтный ход, железная дорога, Ямало-Ненецкий автономный округ, Трансполярная магистраль, транзитный потенциал.

The article considers Northern latitudinal railway and the problems that arise during its creation. It is shown that, despite large investments and a long payback period, this project allows developing the northern part of Russia, ensuring transport mobility to local resources, and also revealing the full transit potential of country.

Keywords: Northern latitudinal railway, railway, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Transpolar highway, transit potential.

 

Северный широтный ход — планируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе, направленная на развитие транспортного потенциала севера страны и региона в целом. Протяжённость основной линии железнодорожной магистрали включает в себя около 708 километров дорожного полотна, охватывая такие населенные пункты как Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. В реализации данного проекта принимают совместно с правительством России  участие правительство ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координирует строительную деятельность Росжелдор.

Строительство планируется до 2022 (до Игарки до 2030) года. Прогнозируемый объём перевозки — 23,9 млн тонн (такое количество груза обусловлено нахождением на близлежащих территориях ряда полезных ископаемых и перерабатывающих заводов). По Северному широтному ходу также могут транспортировать углеводороды и нефтепродукты (основной поток грузов этого типа от НОВАТЭК), широкую фракция лёгких углеводородов и полиэтилен (из Новоуренгойского газохимического комплекса «Газпрома»), нефть и газовый конденсат (с «Роспана» и «Геотрансгаза»).

Идея такова: Северный широтный ход разгружает часть (южную) Транссибирской магистрали и создаёт удобную транспортную развязку, тем самым прокладывая путь к месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа. (Рис.1).

alt

Рис. 1. Северный широтный ход

В более широкой перспективе, он  затрагивает север Красноярского края (город Дудинка, связанный железнодорожным сообщением с городом Норильск), прокладывает путь к портам СМП (Северного морского пути) и к железнодорожной линии Обской — Бованенково — Карской, соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, а также посёлок Пангоды с центральной частью России. Для лучшего сообщения планируется построить совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь. Подробнее с участками планируемого железнодорожного маршрута можно познакомиться в таблице 1.

Таблица 1

Участки планируемого железнодорожного сообщения Северного широтного хода

Участок

Расстояние

Состояние

Причина

 

Обская — Салехард

 

 

50 километров

 

 

В разработке

Необходимо реконструировать станцию Обская-2 (15 км); также построить мостовой переход через реку Обь (39 км).

 

Салехард — Надым (Хорей)

 

353 километров

 

В разработке

Необходимо строительство новой железнодорожной линии Салехард — Надым (Хорей).

 

Надым (Хорей) — Пангоды

 

 

104 километров

 

 

В разработке

Необходимо строительство моста через реку Надым; реконструкция железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды.

Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево

 

 

188 километров

 

 

В разработке

Необходима достройка Надым — Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой, Новый Уренгой — Коротчаево.

Коротчаево — Игарка — Дудинка

 

513 километра

 

В разработке

Необходимо строительство магистралей до Игарки и Дудинки.

Обская — Бованенково — Карская

 

572 километра

 

Действует

Самая северная из действующих железных дорог в мире.

Дудинка — Норильск

 

90 километров

 

Действует

Изолированная железная дорога, с сообщением между двумя городами

Северный широтный ход также уменьшит время доставки грузов, так как протяжённость различных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей уменьшиться примерно на 1000 км (около 2 дней в пути).

Однако у такого масштабного проекта есть своя цена. Стоимость реализации всего Северного широтного хода оценивается около 262 млрд рублей. В том числе доля РЖД — 105 млрд рублей, государственные инвестиции — 30 млрд рублей (в октябре 2017 года снижены до 10 млрд рублей), доля концессионера — 113,5 млрд рублей. Также концессионер будет отвечать за эксплуатацию железной дороги в течение 35 лет. Окупаемость проекта составляет не менее 30 лет. Именно высокая стоимость строительства данной железнодорожной магистрали является главным и основным препятствием воплощения плана, так как более бюджетное решение пока что не найдено.

Северный широтный ход, по своей сути, является свежим взглядом на Трансполярную магистраль. Данный проект был задуман в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов для «Великого Северного железнодорожного пути», включающего в себя даже Мурманск и Архангельск в качестве запасных станций. Проект «Великого Северного железнодорожного пути» не был полностью реализован (частично всё же осуществлен — Печорская железная дорога, БАМ и Северо-Сибирская железнодорожная магистраль №5) из-за тех же финансовых трудностей, с которыми сейчас сталкиваются при строительстве Северного широтного хода. Однако тогда надобность в таком коридоре была не вполне обоснованной. Как это часто бывает, идея опередила своё время.

Таким образом, сейчас развитие данного транспортного коридора становится довольно интересной задачей, и не только из-за освоения природных ресурсов в районах крайнего севера и по маршруту или из-за расширения транспортной сети страны. По мере роста грузопотока во всём мире (большая часть которого сосредоточена в Тихоокеанском районе), данная железная дорога позволит товарам из Китая и АТР проложить более короткий маршрут в Европу. Что приведет к потоку новых транзитных грузов, проходящих через территорию нашей страны, и обеспечит нам прямой доход от транспортировки.

Библиографический список:

1.  Либерман С. И. Построение России Ленина/ Hyperion Press, 1959, стр. 134-165.

2. Штильмарк А.А., Т. Л. Пашкова. Тяжелый путь полярной дороги/ М.: Вече, 2007, стр. 14-29.

3. Арикайнен А. И. Судоходство во льдах Арктики// М.: Транспорт, 1990, стр. 247.

4. Итин В. А., Том А., Лазарев Н. Какой путь? О проекте Великого северного пути в связи с выходом на Урал и Северным морским путём// Новосибирск: Запсиботделение ОГИЗ, 1931, стр. 70 -77.

5. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути// Л., Морской Транспорт, 1959, стр. 408-409.

УДК 656.7:658

Северный широтный ход

Торсунова Ульяна Андреевна

Студент 4 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: diva15@bk.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

Northern latitudinal railway

Torsunova Uliana Andreevna

4st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

Scientific Supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

 

В статье  рассмотрен Северный широтный ход и проблемы, возникающие при его создании. Показано, что несмотря на большие капиталовложения и длинный срок окупаемости, данный проект даёт возможность развить север России, обеспечить транспортную мобильность к местам добычи и переработки и проявить в полной мере транзитный потенциал страны.

Ключевые слова: Северный широтный ход, железная дорога, Ямало-Ненецкий автономный округ, Трансполярная магистраль, транзитный потенциал.

The article considers Northern latitudinal railway and the problems that arise during its creation. It is shown that, despite large investments and a long payback period, this project allows developing the northern part of Russia, ensuring transport mobility to local resources, and also revealing the full transit potential of country.

Keywords: Northern latitudinal railway, railway, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Transpolar highway, transit potential.

 

Северный широтный ход — планируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе, направленная на развитие транспортного потенциала севера страны и региона в целом. Протяжённость основной линии железнодорожной магистрали включает в себя около 708 километров дорожного полотна, охватывая такие населенные пункты как Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. В реализации данного проекта принимают совместно с правительством России  участие правительство ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координирует строительную деятельность Росжелдор.

Строительство планируется до 2022 (до Игарки до 2030) года. Прогнозируемый объём перевозки — 23,9 млн тонн (такое количество груза обусловлено нахождением на близлежащих территориях ряда полезных ископаемых и перерабатывающих заводов). По Северному широтному ходу также могут транспортировать углеводороды и нефтепродукты (основной поток грузов этого типа от НОВАТЭК), широкую фракция лёгких углеводородов и полиэтилен (из Новоуренгойского газохимического комплекса «Газпрома»), нефть и газовый конденсат (с «Роспана» и «Геотрансгаза»).

Идея такова: Северный широтный ход разгружает часть (южную) Транссибирской магистрали и создаёт удобную транспортную развязку, тем самым прокладывая путь к месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа. (Рис.1).

alt

Рис. 1. Северный широтный ход

В более широкой перспективе, он  затрагивает север Красноярского края (город Дудинка, связанный железнодорожным сообщением с городом Норильск), прокладывает путь к портам СМП (Северного морского пути) и к железнодорожной линии Обской — Бованенково — Карской, соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, а также посёлок Пангоды с центральной частью России. Для лучшего сообщения планируется построить совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь. Подробнее с участками планируемого железнодорожного маршрута можно познакомиться в таблице 1.

Таблица 1

Участки планируемого железнодорожного сообщения Северного широтного хода

Участок

Расстояние

Состояние

Причина

 

Обская — Салехард

 

 

50 километров

 

 

В разработке

Необходимо реконструировать станцию Обская-2 (15 км); также построить мостовой переход через реку Обь (39 км).

 

Салехард — Надым (Хорей)

 

353 километров

 

В разработке

Необходимо строительство новой железнодорожной линии Салехард — Надым (Хорей).

 

Надым (Хорей) — Пангоды

 

 

104 километров

 

 

В разработке

Необходимо строительство моста через реку Надым; реконструкция железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды.

Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево

 

 

188 километров

 

 

В разработке

Необходима достройка Надым — Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой, Новый Уренгой — Коротчаево.

Коротчаево — Игарка — Дудинка

 

513 километра

 

В разработке

Необходимо строительство магистралей до Игарки и Дудинки.

Обская — Бованенково — Карская

 

572 километра

 

Действует

Самая северная из действующих железных дорог в мире.

Дудинка — Норильск

 

90 километров

 

Действует

Изолированная железная дорога, с сообщением между двумя городами

Северный широтный ход также уменьшит время доставки грузов, так как протяжённость различных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей уменьшиться примерно на 1000 км (около 2 дней в пути).

Однако у такого масштабного проекта есть своя цена. Стоимость реализации всего Северного широтного хода оценивается около 262 млрд рублей. В том числе доля РЖД — 105 млрд рублей, государственные инвестиции — 30 млрд рублей (в октябре 2017 года снижены до 10 млрд рублей), доля концессионера — 113,5 млрд рублей. Также концессионер будет отвечать за эксплуатацию железной дороги в течение 35 лет. Окупаемость проекта составляет не менее 30 лет. Именно высокая стоимость строительства данной железнодорожной магистрали является главным и основным препятствием воплощения плана, так как более бюджетное решение пока что не найдено.

Северный широтный ход, по своей сути, является свежим взглядом на Трансполярную магистраль. Данный проект был задуман в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов для «Великого Северного железнодорожного пути», включающего в себя даже Мурманск и Архангельск в качестве запасных станций. Проект «Великого Северного железнодорожного пути» не был полностью реализован (частично всё же осуществлен — Печорская железная дорога, БАМ и Северо-Сибирская железнодорожная магистраль №5) из-за тех же финансовых трудностей, с которыми сейчас сталкиваются при строительстве Северного широтного хода. Однако тогда надобность в таком коридоре была не вполне обоснованной. Как это часто бывает, идея опередила своё время.

Таким образом, сейчас развитие данного транспортного коридора становится довольно интересной задачей, и не только из-за освоения природных ресурсов в районах крайнего севера и по маршруту или из-за расширения транспортной сети страны. По мере роста грузопотока во всём мире (большая часть которого сосредоточена в Тихоокеанском районе), данная железная дорога позволит товарам из Китая и АТР проложить более короткий маршрут в Европу. Что приведет к потоку новых транзитных грузов, проходящих через территорию нашей страны, и обеспечит нам прямой доход от транспортировки.

Библиографический список:

1.  Либерман С. И. Построение России Ленина/ Hyperion Press, 1959, стр. 134-165.

2. Штильмарк А.А., Т. Л. Пашкова. Тяжелый путь полярной дороги/ М.: Вече, 2007, стр. 14-29.

3. Арикайнен А. И. Судоходство во льдах Арктики// М.: Транспорт, 1990, стр. 247.

4. Итин В. А., Том А., Лазарев Н. Какой путь? О проекте Великого северного пути в связи с выходом на Урал и Северным морским путём// Новосибирск: Запсиботделение ОГИЗ, 1931, стр. 70 -77.

5. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути// Л., Морской Транспорт, 1959, стр. 408-409.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2144
теги:
04.11.2021 16:03 | log2020блог автора

Еще публикации: