УДК 378
Анализ проблем межорганизационной логистической координации в цепях поставок
Савина Дарьяна Юрьевна
магистрант 1 курса,
Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: daryanasavina@mail.ru
Научный руководитель – Швалов Павел Григорьевич
к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: shvalov@yandex.ru
The investigation of problems of inter-organizational logistics coordination in supply chains
Savina Dariana Yurivna
1 st grade master-student
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific supervisor – Shvalov Pavel Grigorievich
PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Статья посвящена рассмотрению современному использованию межорганизационной координации, видам координации. А также анализу ключевых проблем в установлении координации между организациями и их решение на примере компании «Tetra Pak».
Ключевые слова: логистика, межорганизацонная координация, виды координации, практическое применение логистической координации.
In the article the review of modern inter-organizational coordination and its usage are given. So as the analysis of the main problems in establishment of coordination between organizations and their solution on the example of «Tetra Pak company».
Key words: logistics, inter-organizational coordination, types of inter-organizational coordination, practical usage of logistic coordination.
Логистическая координация является важным инструментом в обеспечении согласованности цепей поставок. Она обеспечивает взаимодействие двух организаций из одной или разных отраслей. Логистическая координация – это согласование деятельности звеньев логистической системы, участвующих в продвижении материального, информационного и финансового потоков. Межорганизационная логистическая координация – упорядочение, согласование работы предприятий-партнеров в интегрированной логистической системе для достижения ее целей. Различают также горизонтальную и вертикальную межорганизационную логистическую координацию [3]. Под горизонтальной логистической координацией понимается эффективное взаимодействие предприятий, находящихся на одном уровне логистической системы (в одном «эшелоне логистической цепи»), например, транспортные предприятия или розничные операторы. Вертикальная координация означает согласованное функционирование предприятий, представляющих разные уровни или «эшелоны» макрологистической системы. Примером вертикальной межорганизационной логистической координации может служить взаимодействие нескольких предприятий, осуществляющих производство, транспортировку и реализацию продукции. Один из наиболее известных видов вертикальной интеграции является полная интеграция. Под полной вертикальной интеграцией понимается бессрочное взаимодействие нескольких фирм, осуществляющих производство, перевозку и реализацию продукции. Фирма приобретает поставщика или дистрибутора, либо возникает, когда фирма расширяет свою операционную деятельность. Расширение операционной деятельности означает выполнение действий, которые традиционно осуществлялись поставщиками или дистрибуторами. Важное условие вертикальной интеграции является слияние информационных потоков. Это условие необходимо для управления всеми этапами снабжения и сбыта [1; 3]. Основные проблему в установлении координации приведены в таблице 1 [2]:
Таблица 1 – Проблемы установления межорганизационной логистической координации
№ |
Автор |
Проблема |
1 |
Базавуцкая, Л.М., Гнатышина, Е.А. |
Трудность в установлении координации при большом ассортименте и множества прав собственности каждого участника в цепи поставок |
2 |
Баэросокс, Дональд Дж., Клосс, Дэвид Дж. Сироткин, В.А, Сироткина И.Н. |
Отсутствие координации в информационных технологиях |
3 |
Баэросокс, Дональд Дж., Клосс, Дэвид Дж. Сироткин, В.А, Сироткина И.Н. |
Проблема владения запасами между несколькими владельцами |
4 |
Баэросокс, Дональд Дж., Клосс, Дэвид Дж. |
Трудность обмена знаниями, информацией |
5 |
Баэросокс, Дональд Дж., Клосс, Дэвид Дж. |
Трудность развития поставщиков |
6 |
Виноградов, А.Б., Базавуцкая, Л.М. |
Проблема совместного управления спросом |
Раскроем каждую из них:
1. Трудность в установлении координации при большом ассортименте и множества прав собственности каждого участника в цепи поставок.
Когда множество участников имеют свои права собственности, каждый стремиться максимизировать собственную прибыль, что приводит к снижению суммарной прибыли в единой цепи поставок. На сегодняшний день цепи поставок крупных компаний состоят из звеньев с сотнями различных собственников, что делает риск искажения информации постоянным явлением. Это искажение дополнительно возникает в результате широкого ассортимента продукции. Многие концерны выпускают различные модели с разными опциями, из-за такого разнообразия, фокусной компании трудно координировать обмен информацией с тысячами поставщиков и дилеров [3].
2. Отсутствие координации в информационных технологиях.
Большинство данных формируется по функциональному принципу и практически не пригодны для использования на межфункциональном уровне. Сложность в создании такой информационной системы, которая подошла для двух организаций. Главная сложность в организационной структуре, у каждой компании она разная и сама система работы чётко индивидуальная, найти точки соприкосновения крайне трудно, лишь выделив несколько возможных условий.
3. Проблема владения запасами между несколькими владельцами.
При наличии разных подходов к владению и управлению запасами, возникает конфликтная ситуация, возрастают затраты на содержание, недостатки или переизбыток товаров, сойтись на общей системе крайне трудно. Если обе стороны не соберутся и не составят общую систему управления запасами [2; 5].
4. Трудность обмена знаниями, информацией.
Владение большим объемом важной информации – важная движущая сила любого бизнеса. У каждой организации имеется свой уникальный запас знаний и руководство стремиться приложить все усилия, чтобы никто из других организаций не мог иметь к ней доступ. Ведь если ценную информацию знает кто-то ещё, то он использует её в своих целях и при имеющихся ресурсах сможет усовершенствовать и получить, куда большую прибыль, чем сама компания. Это является основным препятствием в установлении интеграции меду организациями.
5. Трудность развития поставщиков.
Любой организации достаточно сложно отобрать самых надёжных поставщиков на длительные сроки, обычно заключают договор на ограниченное время. При этом никаких прочных связей не формируется, что делает поставщиков противоборствующей стороной. Поэтому чаще всего происходят проблемы при поставках, опоздания, повреждения или хищения груза. Для того, чтобы предотвратить эти трудности обоим сторонам необходимо предоставлять достоверную информацию об услугах и организовывать совместное планирование будущей поставки [2].
6. Проблема совместного управления спросом.
Неэффективное управление спросом и, прежде всего, слабые прогнозы продаж чаще всего объясняются отсутствием реальной межорганизационной координации между участниками цепи поставок, когда службы маркетинга, продаж, логистики предприятий-партнеров выстраивают свою деятельность, опираясь лишь на собственные прогнозы без учета оценочных данных поставщиков и заказчиков. В результате в цепях поставок возникает ситуация неуправляемого спроса, приводящая к «эффекту хлыста».
Наиболее важными проблемами сегодня являются трудность в установлении координации при большом ассортименте и множества прав собственности каждого участника в цепи поставок и Трудность обмена знаниями, информацией [3; 4].
Решение данных проблем можно рассмотреть на примере компании «Tetra Pak».
Tetra Pak обучает новых сотрудников и повышает квалификацию длительно работающих. Компания разработала комплексные программы обучения персонала, которые доступны по всему миру для компаний пищевой промышленности и его возможно пройти на собственном производстве или на заводах Tetra Pak. Помимо образовательных программ, руководство предоставляет услуги по обучению на новом оборудовании под руководством опытных инструкторов и экспертов, которые дают компетентную оценку, представляют план развития и проводят сертификацию проверенными способами, а также оказывают активную поддержку молодым предприятиям и своим заказчикам и партнерам. Также компания предоставляет экспертные услуги:
Цепочка поставок и логистика – проведение анализа, направленный на улучшение показателей заказчика в сфере управления поступающей и выпускаемой продукцией. Основные исследуемые показатели: оборотный капитал, время на освоение новой продукции и оборачиваемость активов. Компания Tetra Pak непрерывно проводит исследования, которые оказывают положительное влияние на развитие деятельности, тенденций и настроений среди потребителей.
Для наиболее эффективного и быстрого обмена данными, как и внутри, так и за пределами компании, было разработано современное средство автоматизации и обмена данными из области производственных технологий – Industry 4.0. Также для полного контроля над производством компания выпустила систему Plant Master, которая включает в себя возможности:
- полный контроль над производством;
- сокращение времени, длительности простоев и уровня отходов для снижения эксплуатационных расходов и воздействия на окружающую среду;
- неизменное качество продукции и полный контроль над безопасностью продуктов питания;
- возможность отслеживания производства продукции – от сырья до потребителей;
- возможность упростить управление благодаря единому пользовательскому интерфейсу и навигации, работающей в зависимости от поставленных задач.
Таким образом, обеспечение обучения персонала, анализ цепи поставок и выявление проблемных мест, позволит улучшить координацию между организациями и установление общих прав собственности, поддерживая сотрудничество друг с другом, и оказывая различные услуги. Создание системы по контролю производства и обмена информации как внутри, так и вне организации позволит окончательно сократить информационные искажения и облегчить обмен знаниями, а так же ускорить процесс информационного обмена. Каждая организация сможет отслеживать информационный поток.
Библиографический список:
- Абрамова, Е.Р. Пути развития межорганизационной логистической координации в цепях поставок / Е.Р. Абрамова // Транспорт Российское предпринимательство. Журнал о предпринимательстве. – 2017. – № 3. – С. 1-8 с.
- Баэросокс, Дональд Дж., Клосс, Дэвид Дж. / Дональд Дж Баэросокс, Клосс Дэвид Дж // Логистика. Интегрированная цепь поставок. – 2005. – 65-67 с.
- Базавуцкая, Л.М., Гнатышина, Е.А. Логистика: Основы логистического менеджмента: учебно-практическое пособие / Л.М. Базавуцкая, Е.А. Гнатышинв. – М. : Библиотека А. Миллера, 2018. – 95 с.
4. Виноградов, А.Б.: Логистическая координация как инструмент управления межфункциональными конфликтами на предприятиях оптовой торговли / А.Б. Виноградов // Экономика и управление народным хозяйством (логистика). – 2016. – 31 с.
5. Сироткин, В.А, Сироткина И.Н.: Межфункциональная и межоганизационная координация в цепях поставок / В.А. Сироткин, И.Н. Сироткина // Межоргнанизациооная координация в цепях поставок. – 2010. – 1-5 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020