УДК 347.463
Роль инноваций в повышении экономической эффективности автомобильного транспорта
Савёлова Ирина Валерьевна
магистрант 2 курса,
Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России
г. Москва, Россия
E-mail: savelova555@mail.ru
Научный руководитель – Холопов Константин Владимирович
д.э.н., профессор,
заслуженный экономист Российской Федерации,
зав. кафедрой Технологии внешнеторговых сделок
Всероссийская академия внешней торговли
Минэкономразвития России, г. Москва, Россия
E-mail: kholopov552014@yandex.ru
The role of innovations in increasing the economic efficiency of the road transport
Savyolova Irina Valerievna
2nd year student, Master’s degree programme
Russian Foreign Trade Academy
of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation,
Moscow, Russia
Scientific Supervisor – Kholopov Konstantin Vladimirovich
Doctor of Economics, Professor,
Honored Economist of the Russian Federation,
Head of Technology foreign trade transactions department,
Russian Foreign Trade Academy
of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation.,
Moscow, Russia
В статье приведены показатели, характеризующие объём российского сегмента рынка международных автомобильных грузоперевозок, рассмотрены различные цифровые технологии в логистической сфере, освещены инновационные разработки, призванные повысить экономическую эффективность автомобильного транспорта
Ключевые слова: международные автомобильные перевозки грузов, транспортно-логистические услуги, цифровые платформы, инновации
The article presents the performance indicators of the Russian segment of the international road freight transportation market, considers various digital technologies in the logistics sector, highlights innovative developments designed to increase the economic efficiency of the road transport
Keywords: international road transportation of goods, transport and logistics services, digital platforms, innovations
Сегодня Россия занимает пятое место в мире по протяженности автомобильных дорог (1508 тыс. км), а международные автомобильные перевозки являются одним из наиболее динамичных секторов российской экономики, который насчитывает около 7,5 тыс. автотранспортных компаний, владеющих общим парком подвижного состава свыше 55 тыс. автомобилей и обеспечивающих свыше 200 тыс. рабочих мест [1]. В 2018 году объем российского сегмента рынка автомобильных грузоперевозок составил 32,6 млн. тонн, продемонстрировав рост на 4,9% по сравнению с 2017 годом. При этом, важно отметить, что российские участники рынка автоперевозок испытывает сильное давление со стороны иностранных компаний: в 2018 году доля отечественных перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов составила всего 45,1% [2]. Наличие жёсткой конкуренции и тот факт, что автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении национальных потребностей Российской Федерации при ведении внешнеэкономической деятельности, обуславливают актуальность вопроса повышения экономической эффективности автомобильного транспорта.
В современных условиях одним из главных инструментов повышения экономической эффективности автомобильного транспорта являются инновационные технологии и продукты. В 2019 году международная консалтинговая компания «PwC» (PricewaterhouseCoopers) провела опрос 85 руководителей различных транспортно-логистических компаний в 85 странах. Согласно результатам данного опроса, 68 % руководителей транспортно-логистических компаний ожидают, что главным двигателем их бизнеса в течение следующих пяти лет станет трансформация основных технологий оказания услуг [3].
Под термином «инновации» в сфере логистики следует понимать различные новые технологии и продукты, помогающие ускорить и оптимизировать процесс перевозки на всех его этапах от обработки заявки клиента до непосредственно доставки груза получателю. В логистической сфере можно выделить две группы таких технологий и продуктов цифровые технологии (цифровизация) и различные прогрессивные транспортно-технологические системы. Цифровизация логистических процессов предполагает использование различных информационно-коммуникационных технологий, например, таких как офисные программные обеспечения и различные системы, предназначенные для автоматизации перевозочного процесса и сопутствующих ему операций: WMS (Warehouse Management System – система управления складом), TMS (Transport Management System система управления транспортом), CTMS (Container Terminal Management System – система управление контейнерным терминалом), FMS (Fleet Management System – система управления автопарком). Вышеперечисленные системы позволяет компании оптимизировать процессы перевозки и хранения грузов, что, в свою очередь, ведет к снижению транспортных расходов компании. Так, например, российский разработчик веб-сервисов для автоматизации автотранспортной логистики – компания «S2B Group» – заявляет, что его продукция позволяет сократить до 30% транспортных затрат и сэкономить до 70% времени сотрудников [4]. Помимо «S2B Group», разработкой и внедрением данных систем занимаются следующие отечественные компании: «ИнтэлЛекс», «АНТОР», «АЙТОБ», «Русские навигационные технологии» (РНТ) и др. [5].
Новым витком развития цифровых решений в сфере транспортной логистики является переход от отдельных решений к платформенным. Новые цифровые платформы служат площадкой интеграции различных логистических бизнес-процессов, объединяют всех участников процесса организации и осуществления международной перевозки, что в значительной степени облегчает поиск бизнес-партнеров. В Европе на сегодняшний день функционируют такие системы, как «Gonrand» (Франция), «Videotrans» (Бельгия), «СТС» (Швейцария), «ВКS» (Великобритания). В 2018 году Министерством транспорта Российской Федерации было объявлено о создании единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК), призванной объединить все сервисы для транспорта и логистики России. Запуск программы был запланирован на конец 2019, полноценно функционировать система должна была начать в 2022 году. По оценкам, инвестиции на реализацию всей программы до 2022 года могут составить около 450 миллиардов рублей [6]. Однако на начало 2020 года никакой речи о запуске данной программы не идет, а сроки перенесены на 2024 год. Данные сроки и суммы вызывают удивление. Ярким примером, заставляющим задуматься о рациональности стоимости и сроках реализации государственных заказов в сфере IT-услуг, является совсем недавняя ситуация с госзаказом Министерства транспорта Чехии на создание сервиса по продаже электронных разрешений на проезд по платным скоростным автомагистралям. Срок реализации данного госконтракта составлял 4 года (данной срок подразумевал непосредственно разработку продукта и его дальнейшую техническую поддержку), а стоимость 16 миллионов евро. Чешские программисты, возмущенные такой расточительностью правительства, создали «черновой» вариант платформы бесплатно и всего лишь за два дня. В итоге министр транспорта Чехии был отправлен в отставку, а новый контракт по доработке и поддержке данного продукта составил 4 млн евро (25% от изначальной суммы) [7].
Понятие «прогрессивные транспортно-технологические системы» включает в себя новые типы специализированных, высокоэффективных транспортных средств, современные системы упаковки груза, новейшие экологически-ориентированные и ресурсосберегающие транспортные технологии, автоматизированные и высокомеханизированные перегрузочные комплексы и т.д.. Сегодня одной из главных инновационных тенденций в мировом автомобилестроении является создание беспилотных автомобилей. Так, в 2018 году беспилотный электрогрузовик американской компании «Tesla» осуществил перевозку аккумуляторов на расстояние 450 км (из Невады в Калифорнию) [8]. Немецкий концерн «Daimler AG» в том же 2018 представил грузовик «Mercedes-Benz Actros» с системой автономного вождения «Active Drive Assist», которая помогает транспортному средству двигаться практически без помощи водителя, ориентируясь по разметке на дороге благодаря специальным радарам. Машина также может самостоятельно реагировать на сигналы светофора, система контролирует движение грузовика в потоке автомобилей. Кроме того, в «Mercedes-Benz Actros» зеркала заднего вида заменены на 15-ти дюймовые дисплеи, установленные в кабине грузовика, что делает автотранспортное средство не только более безопасным, за счет значительного уменьшения «слепых» зон, но и более экономичным на скоростных автомагистралях на 3%, а на загородных дорогах до 5% [9]. По словам представителей компании, «Daimler AG» планирует до 2025 г. начать продажу полностью самоуправляемых грузовиков, инвестиции в проект составят 500 млн евро [10]. В декабре 2019 года начались тестовые заезды беспилотного автомобиля «КамАЗ-4308». В зависимости от погоды грузовик способен распознавать помехи в радиусе 70-100 метров, максимальная скорость опытного образца составляет 60 км/час. 13 декабря 2019 года пресс-служба государственной корпорации «Ростех» сообщила, что компания «Газпром нефть» планирует закупить беспилотные модели Камаза для работы на своих разработках в Арктике и других северных районах [11].
Однако необходимо отметить, что ни одна, даже самая прогрессивная инновация в логистической сфере, не возымеет эффекта сама по себе. Для повышения эффективности доставки грузов автомобильным транспортом применения современных технологий будет недостаточно в условиях отсутствия развитой и доступной инфраструктуры, полной и прозрачной правовой базы, регламентирующей и регулирующей перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день в России отсутствуют какие-либо ограничения на коммерческое присутствие иностранных транспортных компаний (при условии их регистрации в качестве налоговых резидентов) [12], возрастает роль государственной поддержки развития и повышения конкурентоспособности отечественного рынка автомобильных грузоперевозок.
Библиографический список:
- Холопов, К.В., Забоев, А.И. Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов: тенденции и перспективы. // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №7, С. 97-103.
- Минтранс России [Электронный ресурс]: Доклад о реализации в 2018 г. Плана деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2016 – 2021 годы. URL: https://mintrans.ru/ministry/targets/140/documents (дата обращения: 1.03.20).
- PwC в России [Электронный ресурс]: Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году. URL: https://www.pwc.ru/ru/transportation-logistics/assets/obzor-tendentsiy-razvitiya-transporta-i-logistiki-v-2019.pdf (дата обращения: 1.03.20)
- s2b-group [Электронный ресурс]: Преимущества решений. URL: https://s2b-group.net/wp-content/uploads/2017/10/Презентация-компании_S2B-Group-2020-pdf.pdf (дата обращения: 3.03.20).
- Tadviser [Электронный ресурс]: Fleet management systems Системы управления автохозяйством. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Системы_управления_автохозяйством_(FMS)?otr=Транспорт&ptype=otr (дата обращения: 3.03.20).
- Минтранс России [Электронный ресурс]: Минтранс РФ планирует запустить единую цифровую платформу грузоперевозок в конце 2019 г.. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/290 (дата обращения: 5.03.20).
- Комсомольская правда [Электронный ресурс]: Чешские программисты уволили министра, чтобы сэкономить стране 16 млн евро. URL: https://www.kp.ru/daily/27085/4157453/ (дата обращения: 5.03.20).
- РБК [Электронный ресурс]: Беспилотные фуры Tesla выполнили первый грузовой рейс. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/03/2018/5aa190719a79476acccc4e58 (дата обращения: 5.03.20).
- Mercedes-benz [Электронный ресурс]: Мировая премьера – Новый Actros. URL: https://www.mercedes-benz-trucks.com/ru_RU/brand/news/world_premiere.html (дата обращения: 10.03.20)
- Ведомости [Электронный ресурс]: Daimler инвестирует 500 млн евро в разработку беспилотных грузовиков. URL: https://www.vedomosti.ru/auto/news/2019/01/08/790897-daimler (дата обращения: 10.03.20)
- Ростех [Электронный ресурс]: КАМАЗ: 50 лет легендарному бренду. URL: https://rostec.ru/news/kamaz-50-let-legendarnomu-brendu/ (дата обращения: 10.03.20).
- Холопов, К.В., Соколова, О.В. Современное содержание и формы экспорта транспортных услуг // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №2, С. 25-35.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020