УДК 656.025.4
Повышение эффективности управления мультимодальными перевозками
Розина Александра Павловна
студентка 4 курса,
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: 16lg.rozina.a@pdu.by
Научный руководитель – Банзекуливахо Мухизи Жан
к.т.н., доцент кафедры учёта, финансов, логистики и менеджмента,
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: bamuje@mail.ru
Improving the efficiency of multimodal transport management
Rozina Aliaksandra Pavlovna
4th year student,
Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus
Scientific Supervisor – Banzekulivaho Muhizi John
Ph.D., associate professor of the department of accounting, finances,
logistics and management,
Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus
В статье рассмотрены вопросы планирования и организации мультимодальных перевозок для обеспечения эффективности доставки грузов с высоким качеством за короткое время, определен перечень необходимой документации для осуществления мультимодальных перевозок с целью повышения качества управления ими.
Ключевые слова: мультимодальная перевозка, планирование и организация перевозок, доставка грузов, транспортная документация
The article discusses the planning and organization of multimodal transportation to ensure the efficient delivery of high-quality goods in a short time, defines the list of necessary documentation for multimodal transportation in order to improve the quality of their management.
Keywords: multimodal transportation, planning and organization of transportation, cargo delivery, transport documentation
В современных условиях глобализации наблюдается динамическое развитие и постоянное совершенствование транспортной отрасли. Транспортная система любой страны обеспечивает необходимые перевозки для функционирования национальной экономики, установления связей с другими странами и обеспечения благосостояния общества.
В настоящее время, при перевозке грузов, главным образом, международного сообщения, широко используются мультимодальные перевозки, которые представляют собой перевозки с использованием нескольких видов транспорта, выполняемые под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и по единой сквозной ставке [1, с. 528].
Далее рассмотрим процесс управления мультимодальной перевозкой по таким двум основным функциям, как планирование и организация.
Планирование грузоперевозок – это одна из важных функций управления, которая имеет весомое значение в дальнейшей перевозке груза. Так, под планированием принято понимать принятие решений, которые предшествуют совершению основного действия. При условии правильно составленного плана, удаётся значительно ускорить некоторые этапы осуществления грузоперевозок и, соответственно, сократить соответствующие логистические издержки. Кроме того, планирование даёт возможность быстро предпринять меры относительно возможных изменений, которые могут иметь место в процессе осуществления перевозок.
В процессе управления грузоперевозками, планирование занимает одно из первостепенных мест.
Организация грузоперевозок позволяет:
- предугадывать перспективы развития событий по всей системе в целом при осуществлении распределения товаров в будущем;
- рационально использовать и распределять имеющиеся ресурсы;
- повышать качество транспортных услуг;
- повышать конкурентоспособность транспортного предприятия;
- улучшать контроль за процессами осуществления перевозку грузов.
Таким образом, прежде, чем организовывать процесс перевозки грузов, следует её тщательно планировать для снижения соответствующих издержек, времени, рисков, а также повышения качества оказываемых услуг.
Организация мультимодальных перевозок начинается с получения коммерческого предложения грузоотправителя с указанием объёмов и сроков поставки, среднего размера партий, количества отправок в месяц, пунктов отправления и назначения и включает в себя этапы, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Этапы организации мультимодальных перевозок
Этап |
Характеристика |
1. Формирование вариантов доставки груза |
- планирование внешнеторговых перевозок; - анализ транспортных рынков, тарифов и т.д.; - поиск потенциальных перевозчиков; - планирование расходов. |
2. Выбор перевозчиков на линиях мультимодальной |
Для выбора используется информация линейных агентов фирмы, буклетов, отчётов и т.д. |
доставки |
По каждой компании определяются порты перевалки и такие параметры, как регулярность и время следования подвижного состава, расходы в портах и т.д. |
3. Калькуляция сквозной ставки тарифа |
По каждой мультимодальной схеме доставки определяется сумма расходов с учётом действующих тарифов. |
4. Обоснование по выбору оптимального варианта доставки товара |
По всем вариантам мультимодальной перевозки её оператор предоставляет заказчику калькуляцию сквозной ставки, а также оценку качества транспортных услуг. На основе полного анализа оператор делает обоснованный вывод об оптимальном варианте доставки. |
5. Организация и контроль мультимодальной перевозки |
По условиям договора оператор мультимодальной перевозки принимает на себя: - заказ подвижного состава; - приём груза; - перетарку, погрузку и документальное оформление; - таможенное оформление грузов; - страхование; - информирование клиента о движении груза. |
6. Заключительные работы |
Оплата исполнителем услуг сторонних организаций, привлечённых в процессе транспортировки, выставление перевозчиком счёта на оплату непредусмотренных затрат на этапе перевозки груза, а также оплата заказчиком вышеуказанного счёта и основной работы, а именно доставки груза. |
Примечание: собственная разработка на основе источника [2, с. 58]
Следует отметить, что организацией мультимодальных перевозок занимается логистический посредник – экспедиторская компания, которая не обязательно будет являться непосредственным перевозчиком, а организует доставку груза из пункта отправления в пункт назначения путём согласования и координации информационного потока на всех участках товаропроводящей цепи.
Таким образом, организация мультимодальных грузоперевозок – это достаточно трудоёмкий и многоступенчатый процесс, который требует внедрения элементов планирования и контроля на каждой стадии.
Рассмотрим документальное сопровождение мультимодальных перевозок, в которых принимают участие морской и автомобильный транспорт.
Организация морской перевозки контейнеров предусматривает необходимость оформления целого пакета документов, а именно:
- Букинг – документ, который позволяет правильно планировать перевозку и координировать действия всех участвующих в ней сторон. Оформляется грузоотправителем;
- Коносамент – документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путём;
- Фитосанитарный сертификат – документ международного образца, свидетельствующий, что ввозимая или вывозимая продукция растительного происхождения соответствует всем карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения. Выдаётся на каждый контейнер с грузом;
- Форма А (Certificate of Origin form A) – универсальный документ, который признается в различных странах мира. Таможенные органы используют сертификаты для идентификации страны происхождения товара, а импортеры – для получения льгот и преференций при «растаможке»;
- Упаковочный лист (Packing list) – товаросопроводительный документ, в котором содержится полный перечень товара по каждому товарному месту в отдельности. Отгрузка товара продавца покупателю обычно всегда сопровождается выпиской упаковочных листов;
- Телекс релиз (Telex release) дает информацию, о том, что оригиналы документов сданы и груз необходимо выдать получателю. Как показывает практика, понятие телекс релиза немного обширнее и многие под этим понятием подразумевают еще помимо сдачи оригиналов и оплату фрахта и всех причитающихся фрахтовых сборов;
- Invoice – документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров и услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю, формальные особенности товара.
После того, как контейнер доставлен в порт, идет процесс организации доставки автотранспортным средством.
Существует при этом два способа:
- Контейнер устанавливается на контейнеровоз. Из документов добавляется CMR, которое представляет собой товарно-транспортную накладную, необходимую для автомобильного перемещения грузов между странами;
- Перегрузка товара из контейнера в автотранспортное средство. Из документов также добавляется СМR и реэкспортный фитосанитарный сертификат (аналогичен фитосанитарному сертификату для экспорта за исключением текста удостоверяющего заявления).
Таким образом, управление мультимодальными перевозками существенно оказывает влияние на итоговый результат транспортировки груза. При доставке груза большое значение имеет информационное и документационное сопровождение. Пакет транспортных документов даёт возможность старта осуществления загрузки транспортного средства, а по прибытию – выгрузки груза заказчику. Так, например, при перевозке морским транспортом, всё начинается с букировки, и заканчивается выпиской телекс релиза, без которого заказчик не получит свой груз.
Библиографический список:
- Логистика: учебник / В.В. Дыбская [и др.]; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2009. – 944 с.
- Никифоров, В.С. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика: учеб. пособие / В.С. Никифоров. – Новосибирск: НГАВТ, 1999. – 103 с.