УДК 658.7
Возможности роботизации складской логистики в России
Ревенко Екатерина Максимовна
студент 2 курса, Институт экономики и управления,
Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского,
г. Симферополь, Россия
E-mail: kate_revenko@mail.ru
Научный руководитель – Добровольская Оксана Петровна
к.г.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления,
Институт экономики и управления,
Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского,
г. Симферополь, Россия
E-mail: opgrets@mail.ru
Possibilities of robotization of warehousing logistics in Russia
Revenko Ekaterina Maximovna
2nd year student,
Institute of Economics and Management
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
Scientific Supervisor – Dobrovolskaya Oksana Petrovna
Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration,
Institute of Economics and Management
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
В статье рассмотрены возможности роботизации складской логистики в России. Автором обоснована необходимость роботизации логистики, приведён зарубежный положительный опыт, описаны важные особенности, которыми необходимо руководствоваться руководителям отечественных компаний перед принятием решения о роботизации своих складов.
Ключевые слова:логистика, склад, роботизация, робот, инновации.
The article considers the possibilities of robotization of warehouse logistics in Russia. The author substantiates the need for robotization of logistics, provides foreign positive experience, describes important features that should guide the heads of domestic companies before making a decision on the robotization of their warehouses.
Key words: logistics, warehouse, robotization, robot, innovations.
На современном этапе развития человечества существует несколько важных технологических тенденций, которые в колоссальной степени уже влияют ибудут влиять на наше будущее в позитивном ключе. К таким технологиям можно отнести устойчивую энергетику, трехмерную печать, медицинскую информатику, блокчейн, огромную аналитику данных и автомобили с самостоятельным вождением.
Еще одной не менее важной технологической тенденцией является развитие передовой робототехники. Роботизация представляет собой революционную технологию, которая позволяет организациям существенно повысить операционную эффективность и продуктивность посредством программирования роботов на выполнение однотипных задач и процессов. Под «роботизацией» академиками Карлом Фреем и Майклом Осборном (Университета Оксфорд) понимается «автоматизация системы или задачи такого уровня, когда исчезает необходимость в труде человека, и он заменяется его автоматизированной версией». Роботы сейчас способны заменить людей практически во всех сферах деятельности, ввиду того, что у них появляется все больше разнообразных способностей, таких как восприятие действительности, ловкость, сила, память, обучаемость, распознавание объектов и др.
Согласно ежегодному рейтингу Всемирного банка по уровню развития логистики среди государств мира Россия в 2018 году заняла 75-ое место из 160 стран по индексу эффективности логистики, под которым подразумевается легкость осуществления товарных поставок и состояние торговой логистики на национальном и международном уровнях [1]. Одной из проблем такого состояния логистической системы России является недопонимание и неиспользование потенциала автоматизации и роботизации.
Роботизация в логистике вызвана необходимостью ускорения логистических процессов и повышения точности управления товарными запасами. При этом, темпы внедрения роботов на производственные мощности отечественных логистических предприятий значительно отстают от зарубежных. В развитых странах практически на всех складах функционируют роботы, а не люди. Из наиболее известных компаний, использующих роботов на своих складах, можно выделить таких мировых гигантов, как Amazon, Alibaba,JD.com. Компания Amazon потратила около 775 млн. долл. США в 2013 году на покупку Kiva Robots, еще одной роботизированной компании, ориентированной на складскую логистику. Это вызвало в Amazonмножество положительных эффектов, в том числе:
-сокращение одного рабочего цикла с 60-75 до 15 минут;
-сокращение операционных расходов на содержание складов на 20%;
-увеличение на 50% количества товаров на одном складе, которое позволяет обслуживать эта система и т.д.
На сегодняшний день, благодаря роботизации складской логистики, компания Amazon обрабатывает примерно 75 млн. отправлений в день [2].
В России, в настоящее время, не все процессы складской логистики автоматизированы, что уж говорить о роботизации.
По общему мнению представителей логистических компаний X5 RetailGroup, Faberlic, Cainiao и DHL ParcelRussia, до момента, когда в логистике в России массово начнется смена технологической платформы, осталось несколько лет. В то время как в США она началась около 10 лет назад, а в Китае и Японии — 5 лет назад [2].
При этом, отечественным компаниям необходимо тщательно продумать важные особенности внедрения роботов, среди которых:
- использование роботов на складах возможно только в случае готовности компаний к таким внедрениям. То есть их деятельность должна стать системной и устойчивой, а после уже автоматизированной. При этом, большинство российских компаний ещё не достигли системного бизнеса. Компании, находящиеся в одном холдинге, зачастую, совсем по-разному управляют своей логистикой. Поэтому применение роботов логичнее видеть в международных компаниях, поскольку им легче применять уже имеющийся наработанный опыт, нежели местным компаниям делать это с нуля;
- автоматизация складских помещений требует финансовой целесообразности. Перед руководителями компаний становится вопрос – что выгоднее, найм персонала или внедрение роботов. Необходимо учитывать не только высокую стоимость оборудования за рубежом, но и сложность и затратность его обслуживания. При этом, необязательно закупать иностранных роботов - существуют интересные отечественные разработки в области робототехники для складов. Робот Ronavi был сконструирован ещё в 2014 году, и ещё несколько лет у специалистов ушло на доработку изобретения. Робот отличается от западных аналогов большей грузоподъёмностью и конкурентным соотношением времени «работы-заряда». Ещё одна российская разработка робот-штабеллер, который обеспечивает получение отчётности в online-режиме[3];
- необходимость в высококвалифицированных IT-специалистах для осуществления функционирования роботов. В целом, в России качество и количество выпускаемых специалистов-робототехников соответствует слабому спросу. При этом, существует высокая вероятность оттока имеющихся кадров в страны с большим потенциалом роботизации. Поэтому компаниям необходимо предварительно решить вопрос об обеспечивающем персонале.
Российский рынок неизбежно движется в сторону развития автоматизации и роботизации складской деятельности. Преградами являются лишь большие финансовые затраты, отсутствие государственных стимулов и инвестиций для внедрения роботов во многие сферы жизнедеятельности, отставание технологий управления процессами общения между роботом и человеком, отсутствие национальной политики в сфере активной пропаганды автоматизации и роботизации.
Библиографический список:
1.Россия заняла 75-е место в мире по уровню эффективности логистики [Электронный ресурс] // ДЕЛОВОЙ ПОРТАЛ О ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ В РОCСИИ. URL: http://truckandroad.ru/business/rossija-zanjala-75-e-mesto-v-mire-po-urovnju-jeffektivnosti-logistiki.html (дата обращения: 18.03.2020)
2.Домина Е. Роботизация складов — далекое будущее или объективная реальность? [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/686120/elena-domina/robotizatciia-skladov-dalekoe-budushchee-ili-obektivnaia-realnost (дата обращения: 18.03.2020).
3.Бойко А.Роботизация склада [Электронный ресурс] // Robotrends in Russia. URL: http://robotrends.ru/robopedia/skladskie-roboty (дата обращения: 18.03.2020).