УДК 33(595.13) : 656.615
Роль морских портов в развитии экономики Сингапура
Рахман Ризали Аулия
студент 4 курса,
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: rizalirahman97@gmail.com
Научный руководитель – Куренков Петр Владимирович
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
The role of ports in the economic development Economy of Singapore
Rahman Rizali Aulia
4th year student,
Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kurenkov Petr Vladimirovic
Doctor of economics, professor, Deputy Director
Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
Статья посвящена проблеме развития экономики Сингапура путем модернизации и расширения международных транспортных услуг. Рассматривается развитие морской портовой инфраструктуры. Особое внимание уделено возможности строительства Тайского канала для сокращения морского пути из Восточной в Южную Азию в обход Малаккского пролива. Подчеркивается что проект строительства Тайского канала оказывает значительное влияние на сингапурский порт и страны Юго-Восточной Азии.
Ключевые слова: развитие экономики, транспортные услуги, морской порт, модернизация, международные перевозки
This article is devoted to the description of the Singapore’s economiс development by used of modern and spread system of international transport services. It’s shown the development of sea port infrastructure. Special attention is paid to the possibility of the Thai Canal’s construction to reduce the sea route from East to South Asia by passing the Strait of Malacca. It is emphasized that the Thai Canal construction project has a significant impact on the port of Singapore and the countries of Southeast Asia.
Keywords: economic development, transport services, seaport, modernization, international transport.
Республика Сингапур—государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Граничит с Малайзией, и с провинцией Острова Риау, входящей в состав Индонезии. Площадь Сингапура составляет 725 кмІ (2019 год), она постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории. В настоящее время Сингапур состоит из 63 островов. Самые крупные из них — Сингапур (главный остров), Убин, Теконг-Бесар. В процессе реализации проектов намыва земли площадь Сингапура была увеличена с 581 км2 в 1960-х до 725 кмІ на 2019 год; эта площадь может вырасти ещё на 100 км2 до 2030 года. Сингапур — вторая в мире страна по плотности населения. Население в 5,3 млн человек отличается по национальному составу от соседней Малайзии. Большинство населения составляют китайцы — 76,8 %. Малайцы разного происхождения составляют 13,9 % и индийцы 7,9 %. Небольшие группы составляют англичане, арабы и японцы.
Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением. Валовой национальный продукт на душу населения — один из самых высоких в мире (94 тыс. долл. США по паритету покупательной способности). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ World Economics Forum экономика Сингапура заняла в 2018 году 2-е место. По версии бизнес-школы IMD International Institute for Management Development, экономика Сингапура является самой конкурентоспособной в мире. В 2017 году Сингапур занял 9-е место в мире по индексу человеческого развития и 2-е по легкости ведения бизнеса. Сингапур привлекателен для инвесторов из-за низких налоговых ставок. Всего в Сингапуре 5 налогов, из которых один налог на прибыль, один — налог на заработную плату. Суммарная ставка налогов 23,2 %. Занимает 2-е место в рейтинге стран по уровню сложности налоговой системы. Время, затрачиваемое на уплату налогов 49 часов в год. Всего 4 вида импортных товаров подлежат налогообложению при ввозе: спиртные напитки, табачные изделия, нефтепродукты и автомобили [1, c.72].
Сингапурский порт активно работает с 1819 года. Обороты морской отрасли составляют около 7% ВВП страны. Порт Сингапура играет значимую роль не только в экономике государства, но и в морских грузоперевозках мира. Он занимает второе место по грузообороту после порта Шанхая. В 2017 году грузооборот составил 626,2 млн т (5–6% от общего объема перевозок в мире). Порт Сингапура входит в число четырёх крупнейших в мире портов, наряду с Гонконгом, Роттердамом и Шанхаем. Порт Сингапура расположен на площади почти в шестьсот гектаров. Каждый год в морской порт заходят свыше 140 тысяч судов, а контейнерный грузооборот сингапурского порта составляет свыше 26 миллионов грузовых контейнеров, прибывающих из более чем шестисот портов, находящихся в 123 странах по всему миру. Порт обладает выгодным географическим положением и благодаря этому более половины от мирового товарооборота приходится на Сингапур. На Сингапурском порту находятся пассажирский терминал, строящийся и действующий контейнерные терминалы (Пасир Панджанг) и многоцелевые грузовые терминалы (Джуронг). Кроме этого широко используются многообразные типы погрузочно-разгрузочных машин, такие как портальный кран с резиновыми шинами, контейнерный кран, рельсовый кран, мостовой кран и грузовики-самосвалы [2].
С точки зрения информационных технологий в порту Сингапура используют системы PORTNET (Window to the Port Community). Целью этой системы является предоставление информации пользователям сервиса онлайн. PORTNET поддерживается другими системами, а именно CITOS (Computer Integrated Terminal Operating System ). Порт Сингапура также имеет технологию для мониторинга движения судов, Vessel Traffic Information System (VTIS). Система помогает процессу навигации тысяч судов. Кроме того, порт Сингапура неоднократно был признан наиболее экологичным в Азии [3]. В последнее время широко распространяется новость о проекте Тайского канала. Тайский канал показанный на рисунке 1, также известен как аланируемый судоходный канал через перешеек Кра на юге Таиланда, основной целью которого будет сокращение морского пути из Восточной в Южную Азию в обход Малаккского пролива. Ожидается, что как и в случаях с Панамским и Суэцким каналами, Тайский канал существенно улучшит транспортные возможности региона, пропуская танкеры и контейнеровозы в обход Малаккского пролива, в котором суда подвергаются атакам пиратов.
Минимальная ширина перешейка Кра составляет 44 км. Длина канала по разным вариантам проекта может составлять от 50 до 100 км. Проект строительства такого канала оказывает значительное влияние на сингапурский порт. Если канал построят, и он начнет эксплуатироваться, снизится доминирующее значение порта Сингапур, который обслуживает более 80% транзитных грузов из всего количества, обрабатываемого на множестве терминалов [4].
Рисунок 1 – Тайский канал
Institute of Developing Economies и Japan External Trade Organization заявили, что строительство этого проекта приведет к нескольким сценариям, включая: Тайский канал и Малаккский пролив оба открыты; Тайский канал открыт, но Малаккский пролив закрыт; Тайский канал и особые экономические зоны (ОЭЗ) в Южном Таиланде открыты. Экономическое влияние этих 3-х сценариев показано на рисунке 2, опубликованном в [5].
Рисунок 2 – Влияние строительства Тайского канала
Современный Сингапур – специализируется на международных транспортных услугах. Он высоко технологичен и почти полностью компьютеризован. Он является крупнейшим перевалочным узлом. Строительство Тайского канала существенно улучшит транспортные возможности региона но снизит доминирующее значение порта Сингапур [6]. Проект строительства Тайского канала оказывает значительное влияние на функционирование сингапурского порта и страны Юго-Восточной Азии.
Библиографический список:
1. Иванова И. С. Социально-экономическая география зарубежной Азии. Юго-восточная Азия: Учебное пособие.– М.: Географич. факультет МГУ, 2005.- 184 с.
3. Port of Singapore: [Электронный ресурс]//URL: https://en.wikipedia.org wiki/Port_of_Singapore (дата обращения: 14.03.20)
3. Официальный сайт Maritime and Port Authority of Singapore. URL: https://www.mpa.gov.sg/web/portal/home/port-of-singapore.
4. Канал Кра и его экономические и военно-политические последствия: [Электронный ресурс]//URL:http://www.odin.tc/mbnew/read.asp?articleID=1694 (дата обращения: 14.03.20).
5. Economic impacts of the Kra Canal: an application of the automatic calculation of sea distances by a GIS – Institute Of Developing Economies (дата обращения: 22.03.20).
6. Вакуленко С.П., Куренков П.В. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии // Железнодорожный транспорт.- 2016.- № 6.- С.73-77.