Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:18:52
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ перспективных направлений развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока

УДК 656.7:658

Анализ перспективных направлений развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока

Растегаева Екатерина Владимировна

Студент 4 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: catya.rastegaewa@yandex.ru

Докторова Виктория Станиславовна

Студент 4 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: viktoriadoktorova@gmail.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

Analysis of perspective directions of developmentof the transport infrastructure of the Far East

Rastegaeva Ekaterina Vladimirovna

4st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

Doktorova Viktoriya Stanislavovna

4st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

Scientific Supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

 

В статье рассмотрены варианты формирования единой транспортной сети (ЕТС) Дальнего Востока (ДВ) и Восточной Сибири в части развития международных транспортных коридоров (МТК) и новых интермодальных хабов (Якутск, Ванино, Владивосток, Самарга, Аян).

Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ (ДФО), Дальний восток (ДВ), Транссибирская магистраль (ТСМ), Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Северный морской путь (СМП), Трансполярная магистраль (ТПМ), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

The article considers options for the creation of the Far East’s and Eastern Siberia’s an integrated transport system (ITS) in terms of the development of international transport corridors and new intermodal hubs (Yakutsk, Vanino, Vladivostok, Samarga, Ayan).

Key words: The Far East Federal District (FEFD), the Far East (FE), Transsiberian railway (TSR), Baikal-Amur Mainline (BAM), Northern Sea Route (NSR), Transpolar highway (TPH), the Asia-Pacific Region (APR).

 

Дальний Восток РФ – это исторически особая часть государства, в экономическом и физическом плане являющаяся частью восточноазиатского и северотихоокеанского субрегионов мира.

Внешнеэкономические связи РФ со странами АТР приведут к смещению грузопотоков страны в восточном направлении и к росту объёма перевалки морских российских портов Дальнего Востока на 50% к 2030 году.

В настоящее время на побережье ДВ РФ находятся 33 морских порта, большая часть которых является международными, а три – составными частями крупнейших транспортных узлов (Владивосток, Находка и Ванино). Имея выгодное географическое положение, часть транспортных путей Дальнего Востока относится к МТК.

Во-первых, «Транссиб» - по ней перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов в РФ. Данная ж/д магистраль пролегает до самого берега Японского моря.  Наиболее крупным портом для этого коридора является порт «Владивосток». Через него Россия осуществляет ВЭД со 104 странами.

Во-вторых, МТК «Байкало-Амурская магистраль» – соединяет Предбайкалье и Дальний Восток с выходом в порт «Советская Гавань» и  портом Ванино.

ЕТС ДВ включает важные МТК (ТСМ, БАМ, ТПМ). Здесь также берет начало СМП. Будучи связанным с АТ ТК и «Баренцево-Евроарктическим» ТК, он соединяет порты Юго-Восточной Азии, РФ и ЕС. Кроме того, коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», протяженностью более 420 км служат для связи регионов КНР, не имеющих выхода к морю, с США, странами АТР и ЕС (рис.1).

alt

Рис.1 ТСМ, БАМ, Приморье-1, Приморье-2 и перспективные МТК

Если сравнить объемы грузооборота в разных водных бассейнах РФ – Дальневосточный по активности во внешней торговле занимает третье место. За последние годы его товарооборот вырос более чем на 28%. В то же время, складывается тенденция сокращения объёмов грузов, экспортируемых российскими судами. Причинами данной тенденции являются снижение выручки от продажи отечественных товаров, низкий уровень развития складской и транспортно-логистической инфраструктуры и связанного с ними смежного транспорта – ж/д, а/м и трубопроводного.

Так, стивидорные компании сталкиваются со снижением грузооборота за счет недостаточной пропускной способности железной дороги. Это же является сдерживающим фактором для новых инвесторов. Модернизация инфраструктуры портов, особенно советской постройки (Находка), является первостепенной проблемой. Однако изменения касаются только крупных портов.

Тогда как, в Хабаровском крае 6 морских портов – Ванино, Советская Гавань, Охотск, Николаевск-на-Амуре, мыс Лазарева, Де-Кастри, многие из них, например, мыс Лазарева, давно не работают, а грузооборот Охотского порта падает. Порт Советская Гавань планируется объединить с п. Ванино в один транспортный узел, тем самым решить проблему малодоходности Совгавани. Вся ударная мощь по обработки грузов ложится на п. Ванино, являющимся наиболее технически современным из действующих.

Но помимо модернизации особый акцент делается на необходимости строительства новых морских портовых комплексов. Самым интересным из них является создание к 2026 году универсального ТЛЦ «Самарга».

В проект закладывается строительство ТЛЦ «Ракитное» и универсального морского порта (УМП) «Самарга», который будет иметь контейнерный,  угольный и универсальный терминалы, комплексы по перевалке нефтепродуктов и обработке паромных грузовых судов.

Примечателен этот проект и тем, что будет проложена ж/д ветка «Хабаровск – Самарга» (рис.2), которая свяжет морской порт с "сухим" (Самарга – Хабаровск-2).

 

alt

Рис.2 Проект МТК «Самарга»

Это будет новый и кратчайший транспортный коридор, обслуживающий большинство портов ДВ РФ, Японии, Китая и Кореи. Он позволит ускорить доставку грузов в европейскую часть на 1,5 суток и сократит расстояние от Хабаровска до Владивостока и Находки более чем в 2 раза.

В свою очередь, отклонение грузопотоков ТСМ и разгрузка главного хода на участке Хабаровск – Уссурийск – Владивосток / Находка дает возможность реализации транзитного потенциала МТК Приморье – 1, а также создает все условия для организации скоростного пассажирского ж/д сообщения Владивосток—Хабаровск.

Помимо портового строительства, толчок в развитии всего севера Хабаровского края может дать строительство автодороги «Амга – Югоренок – Аян», которая возобновит транспортную связь жизненно-важных грузов на севере Хабаровского края, а также даст Республике Саха (Якутия) выход к Охотскому морю – к порту Аян (рис.3).

Для Якутии продолжение строительства трассы от региональной дороги «Амга» - это возможность обеспечить через порт Аян всем необходимым труднодоступные восточные улусы, т.к. сегодня транспортная логистика РС(Я) более затратная, чем была бы через Охотское море.

В 2017 г. Хабаровский край и Якутия подписали Охотское соглашение о сотрудничестве на ближайшие шесть лет, заключающееся в создании проекта дороги. Протяженность автодороги составит 1261 км, при этом более половины пути уже построено и эксплуатируется. Сюда входят около 400 км дороги «Амга», 280-километровая трасса «Эльдикан – Югорёнок», а также некоторые участки в Хабаровском крае, один из которых до Нелькана.

alt

Рис.3. Перенаправление грузопотока СМП к портам Аян и Самарга

Появление данной автодороги может сильно повлиять на эффективность доставки грузов, осуществляемой по СМП. Как было сказано выше, «влияние» СМП в ДФО также ощутимо, как и в Баренцево-Евроарктическом регионе. И обратно – повышение грузоперевозок Севморпути в значительной степени зависит от эффективной организации портово-транспортной и логистической инфраструктуры, навигационной службы обеспечения, ледокольной проводки и от развития портовых комплексов отдельных участков трассы СМП.

Так, Якутия намерена реконструировать морскую инфраструктуру портов Тикси, Зеленый Мыс, построить порты и причалы на арктических реках Анабар, Яна, Индигирка, Колыма. Разгрузка СМП и перенаправление грузов через п. Тикси по реке Лена до Якутска, а дальше по ТК «Транссиб», «БАМ» и по их ответвлениям до морских портов ДФО – позволит интегрировать маршруты поставки грузов между портами стран АТР, ЕС, Северной Америки и РФ без привлечения услуг ледокольной проводки и в меньшие сроки.

С этой целью планируется создание Северо-якутской опорной зоны, в которой будут действовать налоговые, таможенные и иные льготы при реализации инвестиционных проектов. Приоритетными являются проекты по освоению месторождений углеводородов на шельфе и на материковой части арктической зоны Якутии, добыча твердых полезных ископаемых на суше.

Не стоит оставлять без внимания «Сталинский» проект ж/д магистрали «Постышево – Тугур». Предполагаемая к строительству магистраль может послужить началом развития транспортной сети на дальнем северо-востоке РФ.

Суть этого проекта заключается в продолжении железной дороги от села Тугур вдоль побережья Охотского моря, до Чумикана и Аяна, Охотска и даже до Магадана. Чтобы дойти до Чумикана, будет необходимо пробить тоннель к берегам реки Амгунь, вдоль которой имеется удобный рельеф для строительства дороги, а далее по плоскогорью к реке Тугур до самого берега моря.

Протяженность такой «чугунки» от ж/д станции «Постышево», находящейся на БАМ, до Тугура, будет составлять 270 км и откроет возможность к освоению перспективного месторождения золота Кутын и к другим запасам полезных ресурсов.

Данный проект имеет реальные экономические обоснования – северные территории Хабаровского края получат мощный импульс к развитию и заселению, железная дорога и параллельная ей автомобильная превратят отдаленную зону в мощную промышленную площадку с выходом к портам Аян и Чумикан и к дальнейшей связи с азиатским рынком.

Таким образом, дальнейшее включение Дальнего Востока в мировую транспортную систему и реализация его транзитного потенциала – это возможность не только решения ряда экономических, социальных и иных проблем, но и повышение конкурентоспособности, оборонной составляющей и торговой привлекательности морских портов страны для внутри- и внешнеэкономических партнёров.

Библиографический список:

  1. Ситуационная комната как элемент организации экспертного сообщества:  задачи  планирования  и  прогнозирования  /  Малов В.Ю., Тарасова О.В., Бульонков М.А. и др.  Под ред.  д.э.н. Г.А. Унтуры. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2018. – 260 с.  
  2. Современный этап развития Дальнего Востока России: социально-экономические инструменты, правоприменение и таможенные инновации: сборник научных трудов / под общ. ред. доц. М. В. Ниязовой ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2017. – 200 с
  3. Официальное периодические издание: электронная газета «Gudok.ru». Статья «Самарга Холдинг» https://gudok.ru/content/infrastructure/1348377/

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета

 


Количество просмотров: 2321
теги:
04.11.2021 14:33 | log2020блог автора

Еще публикации: