Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:08:56
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Сравнительный анализ моделей управления железнодорожным транспортом в разных странах

УДК 005:656.2

Сравнительный анализ моделей управления железнодорожным транспортом в разных странах

Прошкина Алина Сергеевна

студентка 4 курса,

Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Россия

E-maillina_linan@mail.ru

Павлова Дарья Игоревна

студентка 4 курса,

Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Россия

E-maildasha_daria_dashuta@mail.ru

Стецова Юлия Михайловна

студентка 4 курса,

Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Россия

E-mailstetsova1998@mail.ru

Научный руководитель – Кулеш Михаил Иванович

к.э.н., доцент,

 Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Россия

E-mail: kmiirk@yandex.ru

 

Comparative analysis of railway management models in different countries

Proshkina Alina Sergeevna

4 year student

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

Pavlova Daria Igorevna

4 year student

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

Stetsova Julia Mikhailovna

4 year student

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

Scientific Supervisor  Kulesh Mikhail Ivanovich

Ph.D., Associate Professor,

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

 

Статья посвящена сравнению моделей организации управления железнодорожным  транспортом в России, США, Германии и Индии, оценке позитивных и негативных  последствий использования  иностранных моделей в совершенствовании системы управления ОАО «РЖД».

Ключевые слова: модель организации управления железнодорожным транспортом, глобальная конкурентоспособность, бенчмаркинг, инфраструктура железнодорожного транспорта

The article is devoted to comparing the models of organization of railway transport management in Russia, the USA, Germany and India, assessing the positive and negative consequences of using foreign models in improving the management system of Russian Railways.

Keywords: railway transportation management organization model, global competitiveness, benchmarking, railway transport infrastructure

 

Стабильное развитие железнодорожного транспорта, его надёжность, безопасность, качество оказываемых услуг, целостность инфраструктуры зависят напрямую от эффективности системы управления, а также от слаженной работы контрагентов транспортного рынка на всех стадиях перевозочного процесса.

Целью данного исследования является сравнение моделей управления железнодорожным транспортом в разных странах.

Актуальность темы обусловлена тем, что железнодорожный транспорт имеет стратегически важное значение для социально-экономического развития России, обеспечения безопасности государства, поэтому необходимо на постоянной основе поддерживать его глобальную конкурентоспособность.

Основным методом конкурентного анализа является бенчмаркинг, предполагающий сравнительную оценку нескольких объектов для поиска путей повышения конкурентоспособности. В рамках данного исследования проводится сравнение моделей управления железнодорожным транспортом России, США,  Германии, Индии.

Железнодорожный транспорт современной России базируется на деятельности крупнейшего перевозчика, владельца инфраструктуры общего пользования – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Система управления ОАО «РЖД» сформировалась на базе Министерства путей сообщения России, претерпев в дальнейшем существенные изменения, с 2008 года структура компании сформировалась в вертикально-ориентированный холдинг.

      В структуру компании входят на правах филиалов ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры, Центральная дирекция управления движением, Дирекция тяги и т.д.

Исполнительным органом государственного управления железнодорожным транспортом является Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).

Альтернативные модели организации железнодорожной отрасли:

1. Американская модель - вертикально-интегрированные компании, владеющие инфраструктурой и подвижным составом; При этом следует отметить радикальное возрастание роли частных компаний. В начале 90-х лишь две компании США и Канады относились к частному сектору, к концу 90-х все значимые грузоперевозки на американском континенте перешли в введение частных компаний [4].

2. Европейская модель – единая инфраструктура и множество компаний, владеющих вагонами (локомотивами) и осуществляющих перевозки по ней.

В качестве примера рассмотрим организацию управления железнодорожным транспортом в Германии. Железнодорожный транспорт в Германии является одним из наиболее крупных железнодорожных сетей в Европе, его основной оператор компания «Deutsche Bahn» (DB).

Помимо основной компании на сети железных дорог работают и более мелкие частные организации. «Deutsche Bahn» имеет множество дочерних предприятий. Поскольку немецкие власти периодически поднимают вопрос о приватизации, но пока не перешли к решительным действиям, Германия оставила все компании в государственной собственности. Пригородные и межрегиональные железнодорожные перевозки осуществляют частные компании, финансовая поддержка которым оказывается из федерального бюджета, средствами из которого обеспечивается больше половины дохода перевозчиков. Именно такие меры способствуют росту пассажирооборота.

  3. Азиатская модель – приоритет государственного управления отраслью. В качестве примера азиатской модели была рассмотрена Индия.

Контроль за деятельностью ж.д сектора Индии осуществляет Министерство железных дорог (МЖД) через Совет индийских железных дорог (СИЖД). МЖД (СИЖД) реализует все стратегические обязанности центрального правительства, администрирует, контролирует и руководит организациями, обеспечивающими железнодорожные перевозки.

Официально в подчинении МЖД (СИЖД) находится 16 зональных железнодорожных управлений (ЗЖДУ), которые не имеют отдельных независимых Советов директоров, но подлежат независимому надзору.

Для сравнения различных показателей, влияющих на управление ж.д транспортом в России, Германии, Индии и США рассмотрим статистику грузооборота за 2018 год: такие страны как Россия и США находятся примерно на одном уровне по грузообороту – 2343 млрд пасс-км и 2548 млрд пасс-км. Германия и Индия значительно отстают – 107 и 656 млрд пасс-км.

Оценивая пассажирооборот, можно прийти к выводу, что Индия находится на первом месте – 1159 млрд пасс-км, обгоняя все остальные страны на сотни миллионов. Россия занимает второе место, пассажирооборот не доходит и до 200 млн.

По средней дальности перевозки разных стран мира за 2018 год Россия заняла уверенное первое место – 1917 млрд пасс-км, учитывая большие расстояния нашей страны. На втором месте находится США – 1621 млрд пасс-км.

Сравнивая стоимость грузоперевозки, можно сказать, что в Германии самые дорогие перевозки – 4,6 руб за ткм, Россия на третьем месте – 1,47 руб за ткм, США же занимает последнее место среди представленных стран, имея относительно небольшую стоимость – 0,71руб за ткм.

Подводя итоги, можно сказать, что каждая модель управления строится по своему принципу, имеет свои существенные особенности, которые отличают одну модель от другой.

Железнодорожная сеть РФ разделена между 16 филиалами, имеющими статус Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Железная дорога — филиал ОАО «РЖД», являющийся основной организацией железнодорожного транспорта. Осуществляет руководство начальник дороги, который подчинен президенту ОАО «РЖД».

Германия отличается тем, что существует единый перевозчик, зачастую это государство, которое осуществляет перевозки и владеет инфраструктурой. Индия не только обладает одной из крупнейших и загруженных железных дорог в мире, но и имеет наиболее традиционную и монолитную базовую структуру. В США же множество частных  железнодорожных компаний, которые предоставляют свои услуги  грузовых и пассажирских перевозок. Между ними идет жесткая конкуренция за право быть ведущей компанией.

На основе сравнения показателей  был сделан вывод, что Россия занимает лидирующие позиции по многим критериям, железнодорожный транспорт  России постепенно развивается, имеет место положительная динамика.

Библиографический список:

1. Арошидзе А. А. Стратегический аспект управления железнодорожным транспортом РФ // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 275-279. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL https://moluch.ru/archive/53/6988;

2. https://aftershock.news/?q=node/661328&full;

3. Стратегическое управление организацией на примере ОАО "РЖД". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://allbest.ru/k-3c0b65625b3bc68a4c43a88521316d27.html.

4. Реформа железных дорог. Сборник материалов по повышению эффективности сектора железных дорог. . ©2017 Transport and ICT Global Practice. Международный банк реконструкции и развития. Всемирный банк 1881  H Street NW ,    Washington DC 20433  https://ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/documents/toolkits/railways_toolkit/PDFs/RR%20Toolkit%20RU%20New%202017%2012%2028.pdf

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Количество просмотров: 2408
теги:
04.11.2021 14:31 | log2020блог автора

Еще публикации: