УДК 658.7
Введение в логистику и управление цепями поставок
Нурашев Адильбек Берикович
Студент третьего курса
Университет «Туран», г. Алматы, Казахстан
E-mail : adilnr21@gmail.com
Научный руководитель – Кулик Вероника Борисовна
Доцент, к.т.н.
Университет «Туран», г. Алматы, Казахстан
E-mail : kulvebori2018@gmail.com
Introduction to Logistics and Supply Chain Management
Nurashev Adilbek Berikovich
Third year student
University of Turan, Almaty, Kazakhstan
Scientific supervisor – Kulik Veronika Borisovna
Docent, Candidate of Technical Sciences
University of Turan, Almaty, Kazakhstan
В статье рассмотрены понятия логистика и Управление Цепями Поставок (УЦП/SCM). Основные понятие и термины логистики и УЦП. Описаны принципы УЦП.
Ключевые слова: логистика, управление цепями поставок, цепочка поставок, SCM.
The article discusses the concepts of logistics and supply chain management (DRM / SCM). Basic concepts and terms of logistics and DRM. The principles of DRM are described.
Key words: logistics, supply chain management, supply chain, SCM.
Что такое логистика и управление цепями поставок?
Термин «Управление цепями поставок» был придуман в 1982 году Китом Оливером из Booz, AllenandHamiltonInc. Но дисциплина и практика существовали веками.
Термины «Логистика» и «Управление цепями поставок» используются в наши дни взаимозаменяемо, но между ними существует небольшая разница.
«Логистика» имеет военное происхождение и раньше ассоциировалась с перемещением войск и их припасов на поле боя. Но, как и многие другие технологии и терминологии, она постепенно вошла в лексикон бизнеса и теперь стала синонимом комплекса мероприятий, начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой конечного товара конечному потребителю.
В типичном бизнес-сценарии многие организации работают в тандеме (осознанно или неосознанно), чтобы получить конечный продукт в руках конечного потребителя. Цепочка поставок - это сеть этих организаций, которые объединяются друг с другом (вниз по течению или вверх по течению), чтобы сделать окончательную поставку успешной.
Логистика, как правило, рассматривается в качестве дифференциатора с точки зрения конечного результата типичной организации «материальных товаров»; что позволяет либо снизить стоимость, либо повысить стоимость.
В то время как более низкая стоимость - это, в основном, единовременный фактор хорошего самочувствия и являющаяся традиционным направлением в логистике, высокая ценность проявляется гораздо позже и может быть ощутимой или нематериальной на начальных этапах реализации товара.
Логистика занимается как материальными потоками, так и информационными потоками. В то время как материалы поступают от поставщика к потребителю, информация течет в обратном направлении. Это касается не только инвентаризации и использования ресурсов, но и ответ клиентов относится к сфере логистики.
Проще говоря, логистику можно рассматривать как связь между производственной и маркетинговой деятельностью компании. Традиционные организации привыкли думать о них по отдельности, но существует определенная ценность в их интеграции, из-за канала взаимозависимости и обратной связи между ними.
Уровень координации, необходимый для минимизации общих затрат для конечного потребителя, становится все труднее достигать по мере увеличения числа участников в цепочке поставок, поскольку для оптимизации требуется чрезвычайно эффективный поток материалов и информации.
Логистика охватывает следующие функциональные области: проектирование сетей, транспортировка и управление запасами.
Производственные предприятия, склады и т.д. - все это объекты, которые являются ключевыми компонентами при проектировании сети. Транспортировка: стоимость и надежность, требуемые от транспортной сети, определяют тип и способ движения товаров, а также влияют на товарно-материальные запасы.
Буферный (или страховой) запас - это резервный запас, предназначенный для защиты от нехватки или неожиданного роста спроса, чтобы избежать «дефицита». Меньшее количество запасов с незначительным дефицитом - признак эффективной логистической системы.
Планирование Инвентаризации. Организации хотят минимизировать уровни запасов из-за их почти линейной взаимосвязи со стоимостью. Тем не менее, если спрос прогнозируется точно, в идеале не будет необходимости в запасах, и товары будут беспрепятственно перемещаться со складов на клиентов.
Это было бы здорово, но это глубоко в зоне идеального мира. В реальном мире прогнозируемые цифры могут привести вас к успеху, и необходимо поддерживать некоторые запасы, чтобы удовлетворить любые скачки спроса; количество потребителей, которые не обслуживаются, часто огромна и в большинстве случаев неизмерима.
Создание бизнес-прогноза в значительной степени основано на интуиции, но быстро меняется в эпоху принятия решений на основе данных. Прогноз зависит от исторического базового уровня продаж, сезонности, последних тенденций, бизнес-циклов (экономика переживает расширение и сокращение каждые несколько лет), рекламные предложения и т. д.
Транспорт. Вид транспорта, используемый организацией является стратегическим решением на основе требуемого уровня воздействия риска, профили обслуживания клиентов, географический район и т.д. поставки грузовиками занимают больше время доставки по сравнению с воздушным транспортом; дешевле, но требует поддержания более высоких уровней запасов.
Транспортировка служит не только перемещению продукта, но и его хранению. Время, затрачиваемое на доставку, означает экономию времени на складирование, стоимость разгрузки и перегрузки груза может быть во много раз больше, чем стоимость того, чтобы товары оставались в транспортных средствах.
При принятии решения о транспортировке применяются два основных правила большого пальца: грузы с грузом (TL) лучше, чем грузы с меньшим количеством грузов (LTL), поскольку место для хранения является скоропортящимся товаром и цена за километр уменьшается с увеличением расстояния (две перевозки по 500 км обычно дороже, чем одна отправка по 1000 км).
Факторы, определяющие экономию транспортных решений, включают, но не ограничиваются: расстояние между начальной и конечной точками и плотность (продукты с более высокой плотностью занимают меньше места - ограничения по пространству перевешивают ограничения по весу с огромным запасом), способность к складыванию (сферическая упаковка приведет к большему количеству пустых пространств по сравнению с кубическим) и объему товара. Различные виды транспорта служат различным стратегическим целям (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный и т. Д.).
FlipKart имеет eKart для своих логистических операций и складирования, тогда как мелкие игроки в электронной коммерции обычно передают свои операции специализированным логистическим игрокам, таким как BlueDart, DHL.
Упаковка. Конечные цели различаются: это может быть сделано либо для конечных потребителей, либо для материально-технического обеспечения. Упаковка будет зависеть от конечной цели; Форм-фактор играет ведущую роль при упаковке товаров для конечных потребителей, а функция играет ведущую роль в упаковке для логистических операций.
Складирование. Это внутреннее здание для хранения товаров. Исходя из потребностей организации, она может быть внутренней или внешней.
Основные функции склада - перемещение и хранение товара. Организация может принять различные стратегии распределения на основе своих потребностей и инфраструктуры, а именно: Кросс- докинг, Прямая доставка, Объединенное распределение.
Традиционные бумажные информационные системы все чаще выходят из-под контроля, а электронные обмены быстро проникают в поток логистических процессов. Первоначальные инвестиции в электронные системы быстро окупаются за счет экономии средств, за счет повышения эффективности работы и улучшения обслуживания клиентов. Достижения в области электронного обмена данными, искусственного интеллекта и беспроводной связи частично ответственны за этот интеллектуальный сдвиг.
Основной поток информации можно подразделить на два основных потока: один для планирования (взгляд в будущее), а другой для оперативных потоков (прошлое и настоящее).
Планирование ресурсов предприятия (ERP)
Управление цепочкой поставок: бережливые практики
Зеленый - это новый способ решения проблем, и миф о том, что прибыль и окружающая среда не могут идти рука об руку, быстро испаряется. Приверженность бережливым практикам - это обещание покончить с неэффективностью системы, чтобы уменьшить количество отходов и оказать минимальное воздействие на окружающую среду.
Акцент на непрерывные потоки продукции, стандартизацию внутри организации/отрасли и более тесную интеграцию между производителями и потребителями - все это способствовало созданию эффективных цепочек поставок с постепенно снижающимся уровнем отходов.
Информация часто является ключевым отличием, когда дело доходит до успешной практики цепочки поставок, и организации, которые обмениваются информацией друг с другом на основе предпосылки доверия и долгосрочной жизнеспособности бизнеса, часто будут иметь решающее конкурентное преимущество по сравнению с организациями, которые не делятся важной информацией.
Некоторые отрасли, в которых постоянно нуждаются специалисты УЦП: производство, автомобилестроение, розничная торговля, строительство и услуги (IT).
УЦП как выбор карьеры, дает вам широкие возможности для решения сложных проблем, а также дает представление о бизнесе (наглядный пример: Тим Кук, генеральный директор Apple, специалист по цепочке поставок).
Библиографический список:
1. Совет по целям поставок. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.supply-chain.org/
2. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.
3. Peter Bolstorff , Robert Rosenbaum . Supply Chain Excellence: Using the SCOR Model – AMACOM, 2003 – 278 p.
4. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И. Логистика: интеграция и оптмимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
5. Логистика /Под ред. Б.А.Аникина.- М.: ИНФРА-М, 2004/
6. Logistics/Supply Chain Categories. Глоссарий. Электронный ресурс. Режим доступа http://logistics.about.com/od/trendsandissues/a/Professional-Supply-Chain-Certification.htm
7. Логистика: Терминологический словарь. под. ред. Родникова А.Н. М.: Экономика, 1995 – 733 с.