Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 ноября 12:06:45
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Обеспечение экспорта услуг в арктические зоны РФ за счет речных объектов

УДК 656.7:658

Обеспечение экспорта услуг в арктические зоны РФ за счет речных объектов

Мугинова Олеся Алексеевна

 Студент 4 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: olesya.muginova@mail.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

Ensuring the export of services to the Arctic zones of the Russian Federation at the expense of river facilities

Muginova Olesya Alekseevna

4st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

Scientific supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

 

В статье рассмотрено развитие экономического потенциала Северного морского пути, основанное на данных прогноза ООН и Минтранса; а также выявлены сложности развития и его перспективы. Проанализирован международный опыт организации внутригородских грузовых перевозок по речным путям.

Ключевые слова: Северный морской путь, Северный транспортный коридор, экономическое развитие, потенциал, водный транспорт.

The article considers the development of the economic potential of the Northern Sea Route, based on the forecast data of the UN and the Ministry of Transport; and also revealed the difficulties of development and its prospects. The international experience of organizing intra-city freight traffic on river routes is analyzed.

Key words: Northern Sea Route, Northern Transport Corridor, economic development, potential, water transport.

 

Международные судоходные линии, сложившиеся в мировой логистике на сегодняшний день, играют роль ключевых и жизненно-необходимых транспортных артерий человечества.

Крупнейшие объемы перевозок проходят через Суэцкий канал, который обеспечивает общий транзит более 960 млн тонн грузов, и включающий в себя 75% грузопотока между странами Европы и Азиатско-тихоокеанского региона.

Однако проводка судна этим маршрутом имеет свои недостатки – его длина, а значит достаточно большие сроки доставки, затраты на топливо и фонд оплаты труда, относительно высокая стоимость сборов, сохраняются определенные риски нападения пиратов и т.д.

На этом фоне особый интерес у перевозчиков вызывают возможности транзита грузов между странами АТР и Европы через Арктическую зону РФ, за счет использования Северного Морского Пути – исторической единой транспортной коммуникации России в Арктике. Понятие «Северного транспортного коридора», подразумевает развитие комплексного проекта по организации международной транспортной линии с конкретными точками входа-выхода: Мурманского транспортного узла в его западной части и Петропавловск-Камчатского транспортного узла в восточной части, которые свяжут международные судоходные линии Европы, Азии и Америки.

По данным ООН международный транспортный коридор через Арктическую зону РФ уже в настоящее время мог бы обеспечить перераспределение не менее 7,6 млн тонн мировых перевозок ежегодно. По прогнозам Минтранса объемы перевозок через СМП к 2030 году могут вырасти до 35 млн тонн.

Выгода для перевозчиков объясняется прежде всего экономией времени прохождения судов, что означает и экономию на одной из самых значительных статей судовладельца – расходе топлива (до 70% издержек рейса).

Несмотря на значительный интерес со стороны мирового сообщества и огромный потенциал развития арктической зоны, существуют определенные факторы, препятствующие реализации упомянутых прогнозов и развитию Северного транспортного коридора, такие как:

• Неразвитость инфраструктуры

• Высокие и непрозрачные тарифы на ледокольное сопровождение.

•Необходимость устранения пробелов в области страхования судоходства по СМП различными видами страховки

•Для обеспечения нужд перевозчиков необходимо строительство арктических контейнеровозов с ледовым классом не ниже Arc7 или новых атомных лихтеровозов.

Для решения обозначенных вопросов необходимо рассматривать организацию международного маршрута через Арктическую зону РФ и СевМорПуть как совместный комплексный проект бизнеса и государства, в который можно инвестировать, эксплуатировать и получать различные эффекты.

Таким образом, очевидно, что Северный морской путь обладает достаточным потенциалом, подтверждаемым мировым и российским экспертным сообществом, для достижения такой амбициозной цели как полноценная интеграция в систему международных транспортных потоков.

Для развития СМП необходимо обратить внимание на Европейский опыт организации перевозок грузов внутренним водным транспортом в приречных городах.

Условием устойчивого экономического развития и благоустройства больших городов и городских агломераций является рациональная организация внутригородских грузовых перевозок. Внутренний водный транспорт традиционно используется для перевозки массовых грузов на большие расстояния. Однако, опыт стран ЕС показал, что внутренний водный транспорт может быть конкурентоспособным при перевозке грузов мелкими отправками в густонаселенных городских районах.

Успешные проекты включения внутреннего водного транспорта в городские схемы доставки грузов реализуются в ряде городов европейских стран (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Включения внутреннего водного транспорта в городские схемы доставки грузов

Город

Судно

Применение

Утрехт

The Beer Boat

Судно снабжает напитками едой более 70 предприятий общественного питания, расположенных вдоль городских каналов

Амстердам

The City Supplier

Проект по перевозке грузов (продуктов питания, строительных материалов, медицинских препаратов, книг и пр.)

Амстердам

Floating Distribution Centre

Судно, перевозящее почтовые посылки в определенные пункты города.

 

Париж

Madagascar

Речные перевозки строительных материалов (цемент, бетонные блоки и др.) в магазины дистрибьютера стройматериалов

Лилль

Баржи

Вывоз городских отходов на мусорный полигон

Париж

Vokoli

Мультимодальные перевозки мелкопартионных штучных (весом менее 30 кг) грузов

Париж

Баржа компании Vйlib

Транспортировка велосипедов и мастеров по их ремонту между 12 остановочными пунктами на р. Сене.

 

Париж

Речной транспорт

Речные перевозки бумаги на переработку и обратно

Лондон

Самоходная баржа сети супермаркетов Sainsbury’s

Доставка скоропортящихся грузов

Опыт европейских стран свидетельствует о том, что внутренний водный транспорт содержит в себе значительный потенциал для осуществления перевозок различных видов грузов – от посылок до бытовых отходов – даже в городах с низкой густотой сети водных путей. Это становится возможным благодаря передаче грузов наземному транспорту на завершающем отрезке маршрута перевозки.

Таким образом, развитие СМП имеет многогранный характер. В реализацию использования СПМ может входить не только транспортировка контейнеров крупными контейнеровозами, но также возможно развитие доставки мелких отправок грузов.

Библиографический список:

  1. Родионовская И.С., Шахова М.Е., Кочеряев С.А. Объекты водной рекреации, туризма и спорта в прибрежных зонах мегаполисов // Сб. тр. Междунар. науч. конф. Москва, 19—21 октября 2011. C. 251—253.
  2. Кочеряев С.А. Плавающие города // Науч.-практ. конф. НТТМ : Сб. докладов. 2010. С. 86—87.
  3. Diziain, D. How can we Bring Logistics Back into Cities? The Case of Paris Metropolitan Area / D. Diziain, C. Ripert, L. Dab-lanc // Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2012. № 39. pp. 267-281.
  4. Janjevic, M. Inland waterways transport for city logistics: a review of experiences and the role of local public authorities / Janjevic, A. B. Ndiaye. – Boston: WIT Press, Urban Transport XX, 2014. – pp. 279-290.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Количество просмотров: 2171
теги:
04.11.2021 14:19 | log2020блог автора

Еще публикации: