Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 11:05:42
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистика Московских железнодорожных диаметров

УДК 656.02

Логистика Московских железнодорожных диаметров

Морозов Даниил Сергеевич

студент 4 курса

Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: mdfrybest@mail.ru

Морозова Дарья Сергеевна

студентка 4 курса

Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: morozovads23@mail.ru

Мурашова Юлия Андреевна

студентка 4 курса

Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: murashovajulia98@mail.ru

Научный руководитель Куренков Пётр Владимирович

Профессор, доктор экономических наук

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: petrkurenkov@mail.ru

 

Logistics of Moscow Central diameters

Morozov Daniil Sergeevich

4th year student

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Morozova Darya Sergeevna

4th year student

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Murashova Julia Andreevna

4th year student

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Scientific Supervisor Kurenkov Peter Vladimirovich

 Professor, Doctor of Economics

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

 

 

В данной статье рассмотрены концепция Московских центральных диаметров (МЦД), дальнейшие планы развития проекта, первый опыт использования диаметров, а также другие вопросы, связанные с организацией, строительством и вводом в эксплуатацию линий наземного метро в Москве.

Ключевые слова: сеть связанных железнодорожных маршрутов, логистика, наземное метро, пригородное сообщение, беспересадочное движение.

This article discusses the concept of Moscow Central Diameters (MCD), further plans for the development of the project, the first experience of using diameters, as well as other questions related to the organization, construction and commissioning of ground metro lines in Moscow.

Key words: network of connected railway routes, ground metro, suburban communication, non-stop movement.

 

21 ноября 2019 года началось движение по маршрутам двух первых линий Московских центральных диаметров (МЦД): Одинцово-Лобня (Белорусско-Савёловский диаметр; МЦД-1) и Нахабино-Подольск (Курско-Рижский диаметр; МЦД-2). Проект «Московские центральные диаметры» был представлен Президенту России В. В. Путину 15 ноября 2017 года Мэром Москвы С. С. Собяниным и президентом ОАО «Российские железные дороги» О.В. Белозёровым.

Что же такое «МЦД»? Такое название получил проект по организации сквозного движения на направлениях пригородных электропоездов. Каждый диаметр является соединением двух направлений МЖД (например, Белорусское и Савёловское направления для МЦД-1). Одна из идей проекта – дать пассажирам возможность беспересадочного движения из точки А до точки Б.

На сегодняшний день в плане запуск 5 диаметров МЦД: 1) Белорусско-Савёловский (запущен 21 ноября 2019 года); 2) Курско-Рижский (запущен 21 ноября 2019 года); 3) Ленинградско-Казанский; 4) Киевско-Горьковский; 5) Ярославско-Павелецкий.

Перспективная схема метро и МЦД находится в открытом доступе на официальной странице Комплекса градостроительной политики города Москвы.

Добавим несколько уточнений. Во-первых, на этапе проектирования маршруты могут быть изменены. Во-вторых, станции Шереметьевская (МЦД-1), Внуково (МЦД-4), Домодедово (МЦД-5) не являются аэропортовыми зонами.

Сам диаметр разделен на две части, две тарифные зоны: «центральную» и «пригород». Для МЦД-1 зона «центральная» ограничена станциями Марк и Сетунь, а «пригород» - от станции Одинцово до станции Немчиновка Белорусского направления и от станции Лобня до станции Новодачная Савёловского направления. Для МЦД-2 «центральная» зона в переделах станций Волоколамская и Остафьево, а «пригород» - от станции Нахабино до станции Пенягино Рижского направления и станции Силикатная и Подольск на Курском направлении.

Стоимость проезда в зоне «центральная» составляет 38 рублей при оплате картой «Тройка», даёт право бесплатной пересадки в метрополитен и на МЦК, даёт возможность пересесть на наземный транспорт за 21 рубль. Право бесплатного перехода и скидки действует 90 минут с момента первой валидации (прикладывания карты к турникету). Стоимость проезда в зоне «пригород» составляет 45 рублей при оплате проезда картой «Тройка» и даёт право бесплатной пересадки в метро и на МЦК в течение 90 минут. Рассмотрим пример.

Стандартный маршрут «Подольск-Царицыно» (станции Курского направления) ранее обходился в 46 рублей. После запуска МЦД появилась возможность преодолеть тот же маршрут за 45 рублей. 1 рубль – сомнительная экономия, но давайте будем реалистами. Подавляющее большинство пассажиров после выхода со станции пригородного железнодорожного сообщения направляются в метро. Ранее пересадка обходилась в 38 рублей, теперь стала бесплатной. Получаем экономию 39 рублей при поездке в одну сторону. За день – 78 рублей. При рабочем графике 5\2 за месяц получим более 1500 рублей экономии.

Если бы пассажир совершал поездку из Подольска до станции Текстильщики, то стоимость составила бы 69 рублей и еще 38 рублей за переход в метро. 107 рублей и 45 рублей – разница ощутима. Поездка от Нахабино до Подольска ранее обходилась в 207 рублей против 45 с момента запуска МЦД.

Стоит отметить, что старые тарифы не отменены, а дополнены возможностью оплаты «Кошельком» карты «Тройка». Если пассажиру необходимо преодолеть одну-две станции по МЦД, то он может воспользоваться старыми тарифными планами и заплатить 23 рубля за поездку на одну зону. Второй плюс МЦД – отсутствие в данных зонах дневного перерыва в движении поездов. Режим работы диаметров совпадает с режимом работы метрополитена. С 5.30 утра до 01.00 ночи пассажир может воспользоваться наземным метро.

Третьим немаловажным моментом является пуск на ветки диаметров новых поездов ЭГ2ТВ, они же «Иволги». Это электропоезда городского типа, сконструированные и произведенные на Тверском вагоностроительном заводе. «Иволги» имеют увеличенный дверной проём по сравнению со стандартными электричками (140 см против 125 см). В целом поезда ЭГ2ТВ хорошо технически вооружены: тепловые пушки, информационные экраны, бесплатный Wi-Fi, USB-розетки, «умное» освещение (более яркие тона утром, приглушенный свет в вечернее время), система кондиционирования воздуха, система обеззараживания воздуха, кнопки селективного открытия дверей. В поезде созданы все условия для комфортного передвижения маломобильных категорий граждан. Например, кнопка связи с машинистом, специальные крепления. В «Иволге» нет тамбуров, организован сквозной проход на весь состав. В головных вагонах расположены туалетные комнаты с пеленальными столиками, бесплатные велопарковки, шкафы для крупногабаритного багажа.

Не забыли и о комфорте локомотивной бригады: 1) кабина «Иволги» значительно просторнее, чем в большинстве электричек; 2) отдельная система контроля температуры для кабины; 3) предусмотрено место для холодильника и микроволновки. Четвертым по порядку, но не по важности, является установление интервала движения поездов в пределах 5-8 минут в пиковые часы. Т.е. любой пассажир, которому нужно воспользоваться диаметрами в пиковое время, может просто прийти на станцию и почти сразу уехать, как это происходит в Московском метрополитене.

Теперь следует обратиться к первому опыту использования МЦД. Как и начало любого проекта подобного масштаба, ввод диаметров в строй был сопряжен с некоторыми трудностями. Рассмотрим основные проблемы наземного метро в Москве на стадии запуска.

  1. Несоблюдение графика движения поездов. Начиная с 21 ноября наблюдаются проблемы с соблюдением графика на ветках МЦД-1 и МЦД-2. О причинах данных проблем, связанных с самим перевозочным процессом, следует узнавать из заявлений сотрудников АО «ЦППК», правительства Москвы и других официальных источников. Мы же не станем гадать, а лишь укажем на действия, направленные на ликвидацию каждой последующей проблемы, которые в совокупности должны привести МЦД к желаемому состоянию.
  2. Неработающие валидаторы. Переход на новую систему оплаты подразумевает использование карты «Тройка» для оплаты поездок пригородным железнодорожным транспортом. Как следствие, карту нужно было активировать в кассе метро или ЦППК, чтобы на уже работающую «Тройку» добавили возможность оплачивать проезд по диаметрам.

Возникло несколько проблем. Во-первых, не работали валидаторы. т.е. пассажир, желающий оплатить поездку, просто не мог этого сделать. Во-вторых, часть пассажиров своевременно не обратилась в кассу для «апгрейда» своей карты. Впрочем, состояние «Тройки» при неработающем валидаторе теряет значение. Что сделано? На станциях дежурили сотрудники метро, одетые в ярко-красные жилеты. Они раздавали карты «Тройка» с уже активированной возможностью проезда по МЦД. При несрабатывании валидации пассажиров пропускали бесплатно. Венцом ситуации с неработающей валидацией стало решение об установлении бесплатного проезда по диаметрам с 25 ноября по 8 декабря.

  1. Переполненные «Иволги», нехватка пассажирских мест.

В первые дни запуска «Иволги» были забиты до отказа. Новые ЭГ2ТВ поступили на ветки МЦД в шести- и семи- вагонной составности, соответственно. Это меньше привычных 11 вагонов электричек пригородного сообщения. Однако, вместимость «Иволги» сопоставима с электропоездами, которые АО «ЦППК» использовало до открытия диаметров.

Основная причина «нехватки мест» в «Иволге» была связана с тем, что из-за недостатка информации пассажиры были уверены, что только новые поезда являются поездами МЦД, т.е. такими поездами, за проезд в которых нужно заплатить 45 или 38 рублей. Как следствие, масса пассажиров пропускала обычные электрички, которые с 21 ноября идут тем же маршрутом и по той же стоимости, что «Иволги». Как итог: мимо платформы прошло 2 состава по 11 вагонов, но значительная часть пассажиров дождалась «Иволгу», в которой (очевидно) не оказалось достаточно места для пассажиров.

Что сделано? Проведено информирование пассажиров о том, что все электрички следуют по маршруту МЦД и по тарифам диаметров, кроме экспрессов. В тариф МЦД входят и «Аэроэкспрессы» на участке Одинцово-Окружная. АО «ЦППК» уже увеличила составность «Иволг» на Курско-Рижском диаметре до 10-11 вагонов, в течение 2-х недель планируется сделать то же с ЭГ2ТВ на Белорусско-Савёловском маршруте. Следует отметить и планы по замене всех электричек на первых двух диаметрах на «Иволги». АО «ЦППК» рассчитывает завершить этот процесс за 2 года. Указанные выше проблемы являются самыми масштабными, но перечень можно продолжить. Это переоборудование существующих и открытие новых станций, льготный проезд для студентов, организация перехватывающих парковок, удобство навигации.

В заключение следует отметить, что для полноценного освещения проекта МЦД не хватит и цикла статей – настолько много информации, планов, задумок. В Интернете можно найти огромное количество противоречивых, непроверенных, а иногда и умышленно ложных данных, поэтому следует доверять только официальным источникам. Московские центральные диаметры (МЦД) – полезный, давно назревший и по-настоящему необходимый проект, который поможет разгрузить Москву и Подмосковье, улучшить жизнь миллионов людей. Временные трудности, возникшие на этапе запуска двух первых веток, в ближайшее время будут устранены, а полученный опыт – использован при открытии последующих диаметров (см. работы [4-12]). В итоге пассажиры Москвы и Московской области получат новое наземное метро.

Библиографический список:

  1. Московский метрополитен [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mosmetro.ru/
  2. Московские центральные диаметры [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stroi.mos.ru/moskovskiie-tsientral-nyie-diamietry-stroi_mos
  3. ЭГ2Тв «Иволга» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tvz.ru/catalog/emus/item_detail.php?ELEMENT_ID=650
  4. Персианов В.А. и другие. Проект «Городские железные дороги России» // Вестник транспорта.- 2014.- № 5.- С.5-10 (начало); 2014.- № 6.- С.6-11 (окончание).
  5. Вакуленко С.П., Дранченко Ю.Н., Куренков П.В. Обзор и анализ научных исследований пассажирских перевозок в мегаполисной системе «город-пригород» // Вестник транспорта.- 2016.- № 9.- С.37-42 (начало); 2016.- № 10.- С.37-44 (окончание).
  6. Куренков П.В., Андреев А.В. Возмещение убытков от пригородных пассажирских перевозок, связанных с регулированием тарифов // Транспорт: наука, техника, управление: Научный информационный сборник.- 2007.- № 5.- С.61-62. 
  7. Куренков П.В., Андреев А.В. Повышение эффективности работы пригородного комплекса железнодорожного транспорта // Вестник транспорта.- 2008.- № 12.- С.31-35. 
  8. Куренков П.В., Дранченко Ю.Н. Железная дорога в городе: за и против // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2014.- № 1.- С.26-34. 
  9. Куренков П.В., Дранченко Ю.Н. Проблема безубыточности пригородных перевозок // Экономика железных дорог.- 2016.- № 2.- С.35-41.
  10. Куренков П.В., Дранченко Ю.Н. Проблема правового обеспечения пригородных перевозок // Экономика железных дорог.- 2016.- № 3.- С. 12-16.
  11. Куренков П.В., Дранченко Ю.Н., Волкова С.А. Научно методические рекомендации по решению первоочередных задач для пассажирских перевозок в системе «город-пригород» // Транспорт: наука, техника, управление.- 2016.- № 1.- С.4-12.
  12. Куренков П.В., Дранченко Ю.Н. Определение пропускной способности двухпутных железнодорожных диаметров и головных участков пригородных линий // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2015.- № 11.- С.17-25.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Количество просмотров: 2214
теги:
04.11.2021 14:15 | log2020блог автора

Еще публикации: