УДК 658.7
Экологические аспекты синхромодальных перевозок
Мартынюк Злата Константиновна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (РУТ - МИИТ), г. Москва, Россия
E - mail: zlata_19_8@mail.ru
Щеглова Анастасия Константиновна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (РУТ - МИИТ), г. Москва, Россия
E - mail: scheglova.nas@yandex.ru
Демина Александра Владимировна
студент 4 курса
Российский Университет Транспорта (РУТ - МИИТ), г. Москва, Россия
E - mail: alexandrademinaa@yandex.ru
Научный руководитель – Куренков Петр Владимирови
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский Университет Транспорта (РУТ - МИИТ), г. Москва, Россия
E - mail: petrkurenkov@mail.ru
Environmental aspects of synchromodal transportations
Martynyuk Zlata Konstantinovna
4th year student,
Russian University of Transport (RUT - MIIT), Moscow, Russia
Shcheglova Anastasia Konstantinovna
4th year student,
Russian University of Transport (RUT - MIIT), Moscow, Russia
Demina Alexandra Vladimirovna
4th year student,
Russian University of Transport (RUT - MIIT), Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kurenkov Petr Vladimirovich
Doctor of Economics, Professor, Deputy Director
Russian University of Transport (RUT - MIIT), Moscow, Russia
Статья посвящена рассмотрению влияния синхромодальных транспортировок на экологию. Проанализированы особенности, потенциальные возможности и условия эффективной реализации концепции синхромодализма, с точки зрения обеспечения благоприятных условий для окружающей среды, а именно уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу.
Ключевые слова: синхромодальность, транспорт, логистика, декарбонизации.
The article is devoted to the consideration of the impact of synchromodal transportations on the environment. The features, potentialities and conditions for the effective implementation of the concept of synchromodalism are analyzed from the point of view of ensuring favorable conditions for the environment, especially the reduction of greenhouse gas emissions into the atmosphere.
Key words: synchromodality, transport, logistics, decarbonization.
В условиях современной рыночной экономики наблюдается рост грузовых перевозок: транспортный сектор в целом активно развивается. При этом, за счет желания клиента перевезти груз за максимально короткий срок и по максимально выгодной цене, сильно растет спрос на автомобильные перевозки. Выбор данного вида транспорта, с практической точки зрения, достаточно очевиден. Автомобильные дороги имеют более широко развитую сеть, по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Из этого следует, что данный вид перевозок имеет в разы больше вариантов решения различных логистических задач. Однако с увеличением автомобильных перевозок, возрастают выбросы парниковых газов в атмосферу. Это является одной из глобальных экологических проблем современности. Поэтому, до 2050 года необходимо снизить выбросы на 40 – 70% для того, чтобы не допустить повышение глобальной температуры более чем на 2° С [1].
На сегодняшний день наблюдается снижение выбросов углерода во многих отраслях промышленности, но тоже самое нельзя сказать о транспортной системе. Как было замечено ранее, грузовые перевозки продолжают расти, поэтому в последние годы остро стоит вопрос сокращения загрязнения окружающей среды выхлопными газами [2].
Комплекс мер, которые необходимо принять для решения данного вопроса, весьма обширный и включает в себя четыре составляющие [3]: активное снижение спроса на перевозку; перевозка грузов на транспорте с низким содержанием выбросов углерода; повышение энергоэффективности мер; переход на альтернативные источники энергии (низкоуглеродистые или не выделяющие продукты сгорания).
В настоящее время выполнение первого пункта не представляется возможным, поэтому необходимо как можно большую часть груза доставлять экологичными видами транспорта без потери скорости и финансов. Облегчение перехода от автомобильных перевозок может обеспечить синхромодальность.
Данное решение представляет из себя интермодальную перевозку, в ходе которой условия транспортировки определяются в оперативном режиме, в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Несмотря на то, что синхромодальные перевозки не приносят прямой экономической выгоды, их применение приводит не только к уменьшению выбросов СО2, но и к сокращению сроков доставки [4].
Такая система перевозок приведет к более широкому использованию сравнительно медленных и негибких, но наносящих меньший вред окружающей среде видам транспорта. Если рассматривать железнодорожный и водный транспорт, то количество выбросов углерода на тонно – километр в 3,5 – 5 раз меньше, чем от автомобильного [2].
Для решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, Европейской Технологической Платформой «ALICE» была разработана программа «К логистике с нулевыми выбросами 2050». В ней синхромодальность рассматривается как решение с большим потенциалом, которое может быть реализовано в среднесрочной перспективе. Другие этапы и сроки их реализации отображены в таблице 1 [5].
Таблица 1 – Оценка влияния решений на сокращение выбросов парниковых газов
|
|
Сроки реализации |
||
|
|
Краткосрочный (сегодня – 2022) |
Среднесрочный (2023 – 2030) |
Долгосрочный (2031 – 2050) |
Влияние сокращения выбросов парниковых газов |
Значительное >20% |
|
Синхромодальность |
|
Среднее 10 – 20% |
Увеличение использования железнодорожного и водного транспорта (расчетное) |
1) Мультимодальная оптимизация; 2) «Легкий режим» перевозок груза в городе; 3) Увеличение использования железнодорожного и водного транспорта (структурное) |
|
|
Небольшое <10% |
|
|
|
Как видно из таблицы 1, уже сегодня можно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу за счет более интенсивного использования водных и железнодорожных магистралей.
Для реализации данных решений правительство должно создавать условия, направленные на поддержку и развитие более экологичных видов транспорта. В частности, необходимо сохранять и должным образом обслуживать уже существующие железнодорожные пути, увеличивать вместимость речных портов, обеспечивать более широкое использование транспортных средств с большой грузоподъемностью.
Если говорить о переходе к синхромодальности более глобально, необходимо [5]: разрабатывать новые модели сотрудничества между всеми видами транспорта, что необходимо для оперативного реагирования на изменение условий перевозки; оптимизировать и развивать технологии и возможности перевалки, повышать гибкость мультимодальных узлов для облегчения погрузки и выгрузки; внедрять машинное обучение и искусственный интеллект для синхронизации принятия решений в мультимодальных транспортных сетях; стимулировать модернизацию водного и железнодорожного транспорта путем более широкого применения автоматизации и оцифровки для эффективного и надежного взаимодействия во всей цепи поставок.
Для реализации решений, описанных ранее, необходимо комплексное взаимодействие ключевых участников перевозочного процесса. Их действия, связанные с уменьшением неблагоприятного воздействия транспортировок на окружающую среду и перехода к синхромодальности отображены в таблице 2 [5].
Таблица 2 – Роли компаний в каждой области решений
Грузоотправитель |
Выбор модальных решений с более низким уровнем выбросов где это возможно |
Ритейлеры/поставщик логистических услуг |
Предоставление потребителям альтернативного выбора при онлайн-покупках (гибкое окно доставки) |
Поставщик логистических услуг |
Выбор модальных решений с более низким уровнем выбросов где это возможно и предоставление количества выбросов парниковых газов, выделяющихся при перевозке вместе с ценой за транспортировку груза и предоставление альтернативных маршрутов доставки (предполагая грузовые перевозки с нулевым уровнем выбросов) |
Грузоотправитель/ поставщик логистических услуг |
Создание KPI, стимулирующих использование более экологичных видов транспорта |
Поставщики ERP программ |
Разработка таких ERP и TMS систем, которые могут легко приспосабливаться к изменяющимся условиям перевозки (учитывая синхронизацию и скорость доставки) |
Банки/финансисты |
Инвестирование в инфраструктуру, улучшающую связь и взаимодополняемость различных видов транспорта |
На основе всего вышеизложенного можно сказать, что синхромодальность рассматривается как одно из решений проблемы декарбонизации. Такой вывод можно сделать, принимая во внимание реальный исследовательский проект [1], в ходе которого было выявлено, что более широкое использование железнодорожного и водного транспорта в процессе перевозок приводит к сокращению выбросов СО2 на 30%. Но обеспечить модальный переход к более экологически чистым видам транспорта возможно только при комплексном взаимодействии всех участников перевозочного процесса [7-18].
Библиографический список:
- «Freight Transport in a Low-Carbon World: Assessing Opportunities for Cutting Emissions». URL: http://onlinepubs.trb.org/onlinepubs/trnews/trnews306 feature.pdf; (Дата обращения – 26.03.2020).
- «Synchromodality in the Physical Internet – dual sourcing and real-time switching between transport modes». URL: https://etrr.springeropen.com/articles/10.1186/s12544-019-0357-5; (Дата обращения – 26.03.2020).
- «Investigating synchromodality from a supply chain perspective». URL: https://www.researchgate.net/publication/317392497Investigatingsynchroodality_from_a_supply_chain_perspective; (Дата обраения – 26.03.2020).
- Куренков П.В., Преображенский Д.А., Политранспортная логистика: от интер- и мультимодальности к синхро- и ко-модальности через а-модальность // Логистика: современные тенденции развития.- СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова.- 2018.- С.284-286.
- «ALICE launches the Roadmap Towards Zero Emissions Logistics 2050». URL: http://www.etp-logistics.eu/wp-content/uploads/2019/12/Alice-Zero-Emissions-Logistics-2050-Roadmap-WEB.pdf; (Дата обращения – 26.03.2020).
- Астафьев А.В. и другие. Перспективные направления развития политранспортной логистики // Железнодорожный транспорт.- 2019.- № 3.- С.36-41.
- Астафьев А.В. и другие. Синхромодальные и КО-модальные перевозки, А-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики // ЛОГИСТИКА.- 2018.- № 12.- С.34-39.
- Астафьев А.В. и другие. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий. // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 11.- C.13-17.
- Ахтямов Р.Г., Титова Т.С. Геоэкологические проблемы обеспечения безопасности при обращении с отходами / Saarbrucken, 2016.- 109 с.
- Ахтямов Р.Г., Титова Т.С. Производственная и промышленная безопасность при обращении с отходами / Saarbrucken, 2016.- 145 c.
- Куренков П.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Логистика международных интермодальных грузовых перевозок // Логистика.- 2018.- № 3 (136).- С.24-27.
- Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Проблемы создания ситуационно-аналитической системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 9.- С.22-27.
- Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Ситуационное управление перевозочным процессом // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 11.- С.14-16.
- Покровская О.Д. Организация международной доставки груза через распределительный центр / О.Д. Покровская.- Учебное пособие.- Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2015.- 102 с.
- Покровская О.Д. Вопросы логистической иерархии железнодорожных объектов / О.Д. Покровская, О.Б. Маликов // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения.- 2016.- № 4 (49).- С.521-531.
- Покровская О.Д. Эволюционно-функциональный подход к развитию транспортных узлов // В сб.: Политранспортные системы материалы IX Международной научно-технической конференции. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения.- 2017.- С.233-238.
- Титова Т.С. Экологические проблемы транспортного строительства / Т.С. Титова, А.А. Степанова // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2014): Материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции.- СПб.: ПГУПС, 2014.- С.202-204.
- Экономика России: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. – М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014.- 248 с.