Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 11:00:42
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Готова ли Россия уже сегодня запустить беспилотные автомобили?

УДК 658.7

Готова ли Россия уже сегодня запустить беспилотные автомобили?

Любко Ксения Сергеевна

студент 2 курса,

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

E-mail: ksyu.lyubkoo@mail.ru

Научный руководитель – Пустохин Денис Александрович

к.э.н., ст. преподаватель,

 Государственный университет управления, г. Москва, Россия

E-mail: dpustokhin@yandex.ru

 

Is Russia ready to launch unmanned vehicles today?

Lyubko Ksenia Sergeevna

2nd year student

State University of Management, Moscow, Russia

Scientific supervisor –  Pustokhin Denis Alexandrovich

Ph.D., Senior Lecturer,

State University of Management, Moscow, Russia

 

В статье анализируется готовность России к запуску автономных автомобилей на дороги общего пользования, а также рассматриваются российские проекты в области робомобилей.

Ключевые слова: беспилотные автомобили, автотранспорт, робомобили, технологии.

The article analyzes Russia's readiness to launch autonomous cars on public roads, and also discusses Russian projects in the field of robotic vehicles.

Key words: unmanned vehicles, motor vehicles, robomobiles, technology.

 

Кто в детстве не мечтал о радиоуправляемой модели? Одни ждали её в качестве подарка, другие учились делать сами. Из таких юных техников и выросли современные конструкторы и инженеры, которые задумались, как сделать автомобиль полностью беспилотным, чтобы электронная система сама принимала решения, а человек лишь задавал точку прибытия. Сегодня такие автомобили уже реальность, и совсем скоро беспилотный транспорт станет таким же привычным явлением, как смартфон или мобильный интернет. Внедрение робомобилей становится всё более актуальным, так как благодаря системе датчиков, сенсоров, камер и умной электронике снижается уровень дорожно-транспортных происшествий, минимизируются пробки и заторы на дорогах, а транспортировка грузов и пассажиров становится менее затратной. Например, водителю обычного транспортного средства во время перевозки груза необходим перерыв на сон, еду, отдых. Беспилотники же сокращают сроки доставки более чем в 2 раза.

Некоторые страны уже начинают запускать робомобили на дороги общего пользования: в Нидерландах функционирует беспилотный автобус WEpod [1], а на сингапурских дорогах разъезжает беспилотное такси от nuTonomy [2]. Но готова ли Россия уже сегодня запустить автономные автомобили?

Мы решили найти ответ на этот вопрос, исследуя рынок роботизированных автомобилей. Цель нашего исследования: определить, готова ли Россия к запуску беспилотных автомобилей.

Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. изучить индекс готовности стран к использованию беспилотных автомобилей за 2019 год;
  2. проанализировать причины отставания России в вышеупомянутом рейтинге;
  3. рассмотреть российские проекты в области робомобилей.

Прежде чем приступить к исследованию необходимо дать определение понятию «беспилотный автомобиль (робомобиль)». «Беспилотный автомобиль (робомобиль)» - это транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, передвигающееся без участия человека [5].

В феврале 2019 г. аудиторская компания «KPMG» разместила на своем сайте индекс готовности стран к использованию беспилотных автомобилей [3]. Анализ проводился по четырём компонентам: политика и законодательство; технологии и инновации; инфраструктура; уровень принятия потребителем. По итоговой сумме баллов рейтинг возглавили Нидерланды – 1 место (25,05 баллов), Сингапур – 2 место (24,32 балла), Норвегия – 3 место (23,75 балла), США – 4 место (22,58 балла) и Швеция – 5 место (22,48 балла). Обратим внимание: разница между странами в баллах невелика. Россия в 2019 г. заняла 22 место среди 25 государств, набрав 8,55 баллов, а в 2018 г. Россия находилась на 18 месте. Потеря позиций Россией в рейтинге объясняется тем, что в 2019 году в рейтинг включили ещё пять стран: Норвегию, Финляндию, Венгрию, Израиль и Чехию.

Проанализируем, почему Россия отстаёт от других государств в рейтинге. Во-первых, в лидирующих по индексу государствах по сравнению с Россией активно реализуются масштабные проекты на государственном уровне по развитию робомобилей. Например, в Нидерландах в марте 2019 года министр инфраструктуры объявила о начале подготовки проекта по формированию единой системы передвижения колонн грузовых автомобилей по маршрутам «Амстердам – Антверпен» и «Роттердам – Рур» [3]. В Финляндии власти регионального транспортного управления в городе Хельсинки запустили экстремальный сервис региональных перевозок на дорогах общего пользования «Robobus», особенностью которого стало использование беспилотных автобусов без оператора [10].

В России же правительство делает акцент на цифровых технологиях в области инфраструктуры (объём финансирования: 993,1 млрд), государственных услуг (объём финансирования: 621,2 млрд) и здравоохранения (объём финансирования: 430,4 млрд), а развитие транспорта и логистики немного отходит на второй план (объём финансирования: 260,4 млрд), о чём свидетельствуют данные по финансовому обеспечению национальной программы «Цифровая экономика», которая была утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

Во-вторых, лидеры рейтинга по готовности стран к использованию беспилотных автомобилей имеют более качественные дороги в отличие от России. Доказательство тому данные рейтинга качества дорог в странах мира за 2019 год, составленного экспертами Всемирного экономического форума [9]. Лучшими дорогами в мире были признаны дороги в Сингапуре (6,5 баллов), Нидерландах (6,4 балла) и Швейцарии (6,1 балла). Россия находится на 99 месте (3,5 балла), основная причина - устаревшая нормативная база в области проектирования автомобильных дорог. Например, ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием» действует с 1997 года.

В-третьих, в России низкий уровень доверия к новейшим технологиям. Об этом свидетельствует рейтинг стран по развитию цифрового общества Digital Society Index 2019, опубликованный коммуникационным холдингом составленном Dentsu Aegis Network (DAN). Лидером рейтинга является Сингапур, также в первую тройку вошли США и Китай. Россия занимает 23 позицию, так как население мало доверяет цифровым технологиям, и динамичность развития информационных технологий оставляет желать лучшего [7, 8].

Тем не менее, меры по развитию российского беспилотного автотранспорта уже применяются, и не исключено, что в будущем Россия может занять более высокую позицию в рейтинге.

Необходимо отметить, что в конце ноября 2018 г. премьер-министр РФ Д. А.Медведев подписал постановление о проведении с 01.12.2018 г. по 01.03.2022 г. эксперимента по эксплуатации робомобилей в Москве и Татарстане. В тестировании участвуют шесть компаний: «Яндекс», «КАМАЗ», Конструкторское Бюро «Аврора», МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет), Таганрогский университет и университет «Иннополис». Данное постановление способствовало:

1. адаптации роботизированных автомобилей к российским дорогам, так как тестирование проходило в разных режимах сложности – на скоростных магистралях, загруженных улицах, в относительно спокойных спальных районах;

2. появлению новых элементов инфраструктуры для автономного транспорта. (дороги для робомобилей, специальная разметка, станции для испытаний беспилотников, специальные дорожные знаки);

3. реализации новых проектов. Например, проект «Караван», состоявшийся в мае 2018 года, заключающийся в проведении тестовых заездов роботизированных авто от компании «КамАЗ» [4].

Успешное проведений испытаний способствовало тому, что Правительство РФ утвердило разрешение тестировать робомобили в 13 регионах России с 1 марта 2020 года [6].

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что Россия немного отстаёт по темпам готовности к использованию беспилотных автомобилей, на что есть определённые причины, выделенные нами выше. Однако Правительство РФ постепенно начинает формировать нормативную базу для беспилотных автомобилей, а российские инженеры стараются развивать технологии автопилотирования, и у России растут шансы повысить индекс готовности к использованию беспилотников. По прогнозу Правительства РФ Россия будет готова к запуску автономных авто к 2025 году, и на внутреннем рынке будет продано около 20-40 тысяч роботизированных автомобилей, об этом говорится в стратегии развития автомобильной промышленности, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 831-р. Хочется верить в эти прогнозы и надеяться на то, что через пять лет каждый из нас сможет насладиться поездкой в робомобиле.

Библиографический список:

  1. В Нидерландах появился первый в мире беспилотный автобус // РБК. AUTONEWS URL: https://www.autonews.ru/news/5825b11b9a79474743133147 (дата обращения: 20.03.2020).
  2. В Сингапуре запустили первое в мире беспилотное такс // РБК URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/25/08/2016/57be6e029a7947355b1eb93c (дата обращения: 20.03.2020).
  3. Индекс готовности стран к использованию автономного транспорта – 2019 // KPMG URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/02/2019-autonomous-vehicles-readiness-index1.html (дата обращения: 17.03.2020).
  4. Проект «Караван»// Росавтодор URL: https://rosavtodor.ru/press-center/news/42221 (дата обращения: 17.03.2020).
  5. Пустохина И., Пустохин Д. Цифровизация логистики в России: реальность, проблемы и ближайшие перспективы // Логистика. 2019. № 11 (156). С. 14-18
  6. Пустохина И.В., Пустохин Д.А. ГЧП как основа развития и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры России // В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-78
  7. Пустохина И.В., Пустохин Д.А. Цифровые решения в логистике и управлении цепями поставок // В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2017. С. 21-26.
  8. Digital Economy and Society Index (DESI) 2019 // European Commission URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-economy-and-society-index-desi-2019 (дата обращения: 18.03.2020).
  9. Schwab K. Quality of roads // The Global Competitiveness Report 2019. 2019.
  10. Self-driving bus on Helsinki RobobusLine goes to scheduled service // Helsinki URL: https://www.hel.fi/uutiset/en/helsinki/robobus-line-goes-to-scheduled-service (дата обращения: 17.03.2020).

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Количество просмотров: 2341
теги:
04.11.2021 13:45 | log2020блог автора

Еще публикации: