УДК 339.3.025.422
Перспективы развития транспортной логистики Россия - Китай
Львов Филипп Владимирович
студент
Санкт-Петербургский государственный экономический
университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: LvovPhV@gmail.com
Научный руководитель – Олейник Наталья Михайловна
к.э.н., доц. каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический
университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: olejnik@inbox.ru
Problems and prospects for the development of warehouse logistics in St. Petersburg
Lviv Philip Vladimirovich
Student
Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia
Scientific Supervisor – Oleinik Natalia Mikhailovna
associate professor of the department of trade and commodity research,
Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia
В статье рассмотрены основные вызовы логистической инфраструктуре России, утверждается, что развитие транспортной логистики сдерживается неэффективной организацией различных схем доставки груза, подчеркивается значение организации мультимодальных перевозок. Показаны
перспективы транзитных перевозок между Европой и Китаем через Россию. Цель исследования – выявить перспективы развития транспортной логистики России.
Ключевые слова: транспортная логистика, мультимодальные перевозки, перспективы развития
The article considers the main challenges to the logistics infrastructure of Russia, argues that the development of transport logistics is constrained by the ineffective organization of various cargo delivery schemes, and emphasizes the importance of organizing multimodal transportation. Prospects for transit traffic between Europe and China through Russia are considered. The purpose of the study is to identify prospects for the development of transport logistics in Russia.
Key words: transport logistics, multimodal transportation, development prospects
Одной из основных проблем, возникающих на пути развития транспортной логистики, является недостаточная организация логистической схемы доставки груза. Оптимально разработанная логистическая схема доставки груза, комбинирующая различные виды транспорта позволяет существенно сократить сроки и стоимость доставки груза. Просчеты в составлении логистических схем доставки груза ведут к потере клиентов, к снижению прибыли, потере конкурентоспособности и имиджа компании.
В современных условиях хозяйствования наибольший интерес с точки зрения применения вызывает организация мультимодальных перевозок с задействованием нескольких видов транспорта (железнодорожный и в первую очередь контейнерные перевозки, автомобильный, морской, речной, воздушный) в различных сочетаниях, где главным элементом является транспортно-логистическое обслуживание с использованием всей логистической инфраструктуры. При организации мультимодальных перевозок единый оператор формирует и и контролирует весь транспортный процесс - создает единый перевозочный документ и взаимодействует только с одним оператором, а не с несколькими, как было ранее, отслеживает график движения груза, его сохранность и безопасность, а также согласованность работы при перегрузке с одного вида транспорта на другой [1].
В мировой практике для оценки развития транспортного рынка применяется Индекс эффективности логистической системы (LPI). В 2018 году по уровню эффективности развития логистики Россия занимает 75-е место в мировом рейтинге, подготовленном Всемирным банком [2]. Одним из направлений совершенствования транспортной инфраструктуры является сотрудничество с Китаем. Для российского рынка контейнерных перевозок Китай имеет стратегическое значение: в 2017 г. его доля в международных перевозках составила 43,1 % по сравнению с 36,1 % годом ранее. Китайское направление обеспечивает 25% железнодорожных контейнерных перевозок экспортных грузов, 51% импортных и 79% транзита [3]. Железнодорожные контейнерные перевозки грузов из Китая становятся все более востребованными ввиду следующих факторов: по сравнению с морской перевозкой эффективность железнодорожных перевозок выше по срокам и по стоимости доставки; рост инвестиций в логистическую инфраструктуру, как со стороны Китая, так и России; развитие сетевой торговли; снижение рисков; увеличение субсидирования экспортных железнодорожных перевозок с китайской стороны.
Рассмотрим логистическую схему доставки грузов в Россию из Китая согласно проекту «Новый шелковый путь», рис.1 [4]. Перевозка грузов по морскому транспортному пути из Китая, Шанхай до Дуйсбурга, Германия составляет 36 дней, протяжённость маршрута - 20101 км. «Новый шелковый путь», проходящий по трансконтинентальному железнодорожному маршруту «Чунцин – Синьцзян-Уйгорский автономный район – Европа» обеспечит доставку грузов за 16 дней, что на 20дней быстрее, протяженность маршрута составляет 8728 км. Новый сухопутный маршрут не только сократит время доставки и расстояние, но и уменьшит загрязнение мирового океана, окажет позитивное влияние на развитие городов, через которые он будет проложен. Этими городами в России будут Оренбург, Саратов, Воронеж и Брянск.
Рисунок 1 – Китайский проект новой транспортной системы
Темп жизни стремительно нарастает и товарные потоки должны идти быстро, что создаёт определённый вызов логистической инфраструктуре Российской Федерации [5]. Для улучшения транспортной логистики потребуются сложные инновации, нужно оптимизировать бизнес-процессы перевозок, улучшать дорожное покрытие автомобильных дорог и оптимизировать транспортные маршруты. В 2020 году в РФ ожидается повышение объема грузоперевозок по причине увеличения торговых оборотов с КНР из-за следующих факторов:
1. Торговые войны Китая и США. Несмотря на то, что это навредило мировой экономике и снизило объёмы поставок обеих стран, Китай был вынужден найти новые пути транспортных перевозок. Россия стала достойной альтернативой, и мощности были переориентированы на сбыт продукции в Россию.
2. Мировая борьба с коронавирусом. С одной стороны коронавирус оказал негативное влияние на все рынки, снизив деловую активность. С другой стороны Китай стал чаще прибегать к перевозкам через Россию, что отразилось на совместном товарообороте.
3. Улучшение международных отношений России и Китая. Повышение объемов совместной торговли стало результатом совместных дипломатических действий Москвы и Пекина, так как хорошие отношения снижают внешнеполитические риски международной торговли [6].
В 2020 году ожидается повышение товарооборота между Россией и Китаем на 5,6% [7]. Для того чтобы сохранить такую тенденцию и обеспечить материально-технической базой будущий рост следует строить больше складов и путей сообщения на границе с Китаем и по пути следования к нему от производственных точек России. Следует развивать крупные логистические узлы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по пути следования груза, повышение объемов транзита вызывает потребность в большем количестве складов.
Также соседство России с Европой и Китаем даёт возможность перенаправлять транзитный товарный поток на внутренние нужды, а идеальным способом осуществлять подобные операции является заказ через интернет. Современные риски, обусловленные распространением вируса COVID-19, ведут к тому, что личный контакт нежелателен, страны вводят карантин, который не позволяет нерезидентам пересекать границу. [8] При этом особенность вируса не допускает его распространения через почтовые отправления и посылки.
Всеобщий тренд на снижение количества личных контактов ведет к росту объемов интернет торговли, и Россия активно взаимодействует с Китаем в этом направлении. В 2018 году рынок интернет торговли увеличился почти на 60% и вырос до 1,66 трлн рублей. Данная цифра не является пределом, так как многие россияне не используют интернет для покупок, а некоторые совсем не имеют доступа к интернету. В рамках развития цифровой экономики Российской Федерации всё большее количество населения будет активно использовать интернет, и рост рынка интернет торговли будет продолжаться в ближайшие годы.
Таким образом, несмотря на обострение отношений между ряда стран, в российско-китайских отношениях заложены перспективы развития транспортной логистики России. Для того чтобы стимулировать такой рост следует совершенствовать международные перевозки и логистические схемы доставки груза, таможенные механизмы и законодательную базу, обновлять инфраструктуру и обеспечить единство информационной системы. Развитие данных направлений приведёт к улучшению позиции России в области транспортной системы.
Библиографический список:
- Гринёв А.А. Мультимодальные перевозки: Конспект лекций / А.А. Гринев, Н.Ю. Евреенова. – М.: МИИТ, 2013. – 175 с.
- Деловой портал о грузовых перевозках в России [Электронный ресурс] // http://truckandroad.ru/business/rossija-zanjala-75-e-mesto-v-mire-po-urovnju-jeffektivnosti-logistiki.html (дата обращения: 10.03.2020)
- Симонова Л. Рынок транспортно-логистических услуг Китая: новые маршруты и сервисы на китайском направлении//«Исследовательское агентство M.A.RESEARCH» [Электронный ресурс] // https://ma-research.ru/stati/item/213-rynok-transportno-logisticheskikh-uslug-kitaya-novye-marshruty-i-servisy-na-kitajskom-napravlenii.html (дата обращения: 10.02.2020)
- Новый шёлковый путь [Электронный ресурс] // https://ruxpert.ru/Новый_шёлковый_путь (дата обращения: 01.03.2020)
- Логистика. Продвинутый курс: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов. – М.: Юрайт, 2018. – 734 с.
- Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В. В. Дыбская. – М.: Эксмо, 2014. – 940 c.
- РОССИЯ и КИТАЙ совершили торговое чудо [Электронный ресурс] // http://www.ng.ru/economics/2020-03-09/1_7812_china.html (дата обращения: 09.03.2020)
- Первые результаты Covid-19 [Электронный ресурс] // https://eadaily.com/ru/news/2020/03/08/ (дата обращения: 13.03.2020)