УДК 339.94
Влияние глобализации на качество транспортного обслуживания
Критинин Артем Владимирович
Магистрант 1 курса
Новосибирский государственный технический университет,
г.Новосибирск, Россия
E-mail: artem.kritinin@mail.ru
Научный руководитель – Виниченко Виктория Александровна
к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Новосибирский государственный технический университет,
г.Новосибирск, Россия
E-mail: vinichenko@corp.nstu.ru
The impact of globalization on the quality of transport services
Kritinin Artem Vladimirovich
1st grade master-student
Novosibirsk state technical University, Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor –Vinichenko Victoria Alexandrovna
candidate of economics, associate proferssor of Management Department
Novosibirsk state technical University, Novosibirsk, Russia
В статье рассматривается проблема влияния глобализации на качество мирового транспортного обслуживания. Среди индикаторов качества транспортного обслуживания зачастую называются конкретные показатели, однако в рассматриваемых методиках существуют и интегральные показатели, отражающие эффективность и качество транспортного обслуживания на внешнем контуре россии. Ряд характеристик существенно зависит от нормативно-правовой базы, которую принимают за основополагающие компании-операторы, осуществляющие интермодальные перевозки.
Ключевые слова: транспорт, глобализация, влияние, качество, промышленность, экономика.
The article deals with the problem of the impact of globalization on the quality of world transport services. Among the indicators of the quality of transport services, specific indicators are often named, but in the methods under consideration, there are also integral indicators that reflect the efficiency and quality of transport services on the external contour of Russia. A number of characteristics significantly depend on the regulatory framework that is taken as the main companies-operators that carry out intermodal transport.
Key words: transport, globalization, influence, quality, industry, economy.
Глобализация международной торговли предполагает беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, затраты на транспортировку продукции непосредственно учитываются и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде [7].
В свете глобализации перед транспортным комплексом постоянно возникают новые требования к качеству оказываемых услуг, которые продиктованы не только международными стандартами, но и выскоим уровнем кокуренции на международной арене.
Ключевые параметры качества транспортного обслуживания потребителей представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Ключевые параметры качества транспортного обслуживания
Источник: [5]
Еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на качество транспортного обслуживания, по мнению О.А Павленко [3] является индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index). Индекс был разработан в 2007 г. Всемирным банком совместно с университетом г. Турку (Финляндия). Рассчитывается по результатам опросов международных, региональных логистических или складских операторов, транспортно-экспедиционных компаний. На их основе рассчитывается интегральный показатель индекса LPI и место среди стран мира, участвующих в рейтинге. Диапазон индекса находится в интервале от 1 до 5, где 1 – самое низкое значение, 5 – самое ввысоке. В настоящее время величина LPI Российской Федерации составляет 2,42, в то время как среднемировое значение – 2,67 [2]. Это говорит о большом потенциале в части повышения качества транспортного обслуживания.
В сфере транспортных услуг занято около 1,2 млн человек, или 13% от всех занятых в малом бизнесе в сфере услуг [4].
В структуре перевозимых грузов лидирует минеральное и углеводородное сырье, что наглядно представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Объем рынка транспортных услуг по перевозимым товарам
Источник: [1]
Исходя из данных, представленных на рисунке 2, можно сделать вывод, что транспорт позволяет природные ресурсы сделать более мобильными, расширив географию их присутствия.
Быстрый рост промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности населения – все это предъявляло и предъявляет повышенные требования к качеству транспортного обслуживания [7].
Процессы глобализации на транспорте захватывают не только промышленно-развитые, но и развивающиеся страны. Организующая роль в глобальной транспортной системе принадлежит интермодальному сообщению, которое становится возможным благодаря присутствию на рынке операторов. Операторы интермодальных перевозок представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Операторы интермодальных перевозок
Источник: [6]
где БИМКО - Балтийский и Международный Морской Совет;
ФИАТА – Международная федерация экспедиторских ассоциаций.
Около 30% операторов - это океанские линейные компании на Атлантическом, Дальневосточном и Тихоокеанском направлениях с собственной транспортной документацией. Оставшаяся часть операторов принадлежит экспедиторским компаниямвходящих в состав ФИАТА.
Однако, все операторы без исключения имеют общую правовую базу - «Правила ЮНКТАД в отношении документов смешанных перевозок» («UNCTAD/ICC Rules for multimodal transport documents»), утвержденные Конвенцией ООН по торговле и развитию в 1995 году [7].
Образовался единый международный комплекс, действующий в целях всеобщего удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения земного шара в транспортных услугах. Глобализация международной торговли привела к росту грузооборота и к последовательному снижению транспортных расходов в расчёте на единицу грузовой массы за счёт сокращения балластных пробегов и контейнеризации [6]. Единый язык, кодирование товаров и услуг, «слежение за движением» облегчают организацию и функционирование компаний, действующих в глобальных масштабах.
Темпы глобализации на транспорте превышают соответствующие показатели в других сферах экономики. Это связано с тем, что интеграция капиталов в транснациональных транспортных корпорациях дополняется объединением имущества, включая транспортные средства и склады тысячей средних, малых и семейных предприятий на основе кооперации и ассоциированного управления.
Библиографический список:
- Вакуленко, С.П. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии / С.П. Вакуленко, П.В. Куренков // Железнодорожный транспорт. – 2016. - № . - с. 73–77.
- Виниченко, В.А. Международные транспортные коридоры в системе перевозок: подходы к взаимодействию участников / В.А. Виниченко, В.П. Нехорошков // Вопросы новой экономики. – 2018. - №4(48). – с. 52-58.
- Павленко, О.А. Оценка транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2017. - №1 (78). - с. 55-63.
- Рынок транспорта России 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://spravochnick.ru/turizm/transportnoe_obsluzhivanie/ (дата обращения: 08.03.2019).
- Транспортное обслуживание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://spravochnick.ru/turizm/transportnoe_obsluzhivanie/ (дата обращения: 08.03.2020).
- Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. К.В. Холопова. М.: Юристъ, 2004. - 684с
- Экономика и организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности: Учебник / К.В. Холопов, А.М. Голубчик, М.А. Исакова; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. – М.: ВАВТ, 2016. – 236 с.