УДК 658.5
Выбор стратегии развития компании в условиях неопределённости и риска
Косенок Татьяна Павловна
магистрант 1 курса,
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: tanya-kosenok@inbox.ru
Научный руководитель – Баранова Наталья Викторовна
к.э.н., доцент
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: natalya147@ngs.ru
Choosing an Enterprise Strategy for Uncertainty and Risk
Kosenok Tatyana Pavlovna
1st grade master-student
Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor – Baranova Natalya Victorovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia
В данной статье произведено применение методологий системного анализа для формирования, оценки и выбора стратегии развития транспортно- экспедиционной компании в условиях неопределенности и риска. Исследование включает в себя: анализ деятельности предприятия, анализ внешней среды организации, разработку сценарий развития внешней среды, разработку стратегий. Результатом исследования является оценка разработанных стратегий в условиях неопределенности и риска (с использованием сценарного подхода) и выбор наилучшей стратегии.
Ключевые слова: стратегия, логистика, сценарный подход, анализ, внешняя среда.
This article uses system analysis methodologies to form, evaluate and choose a strategy for the development of a freight forwarding company under conditions of uncertainty and risk. The study includes: analysis of the enterprise activity, analysis of the external environment of the organization, development of a scenario for the development of the external environment, development of strategies. The result of the study is to evaluate the strategies developed under conditions of uncertainty and risk (using a scenario approach) and to choose the best strategy.
Key words: Strategy, logistics, scenario approach, analysis, external environment.
В настоящее время, рыночная среда концентрирует в себе наибольшую степень неопределенности и риска, поэтому к определению направления совершенствования деятельности компании стоит подойти с ответственностью и осторожностью.
Цель исследования - использование методологии системного анализа для формирования, оценки и выбора стратегии развития транспортно- экспедиционной компании в условиях неопределенности и риска.
Объект исследования - стратегии развития транспортно-экспедиционной компании ООО «Лонгран Логистик». Анализ структуры доходов показал, что приоритетным направлением совершенствования деятельности компании является собственный автопарк компании.
Стратегия предприятия - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных предприятием целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути [1].
Сценарий - это описание картины будущего, состоящей из взаимоувязанных факторов, с различной вероятностью ведущих к прогнозируемому состоянию предприятия в будущем [2].
Стратегическое управление и планирование на предприятии имеет самый важный элемент - анализ внешней среды. Такой анализ необходим для проектирования стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия предприятия со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, помогающих вскрыть угрозы и возможности.
Данное исследование включало в себя анализ внешней среды организации с помощью PEST-анализа, определение факторов микросреды, оказывающих влияние на деятельность компании, составление «Профиля среды». С помощью интегральной оценки D «Профиля среды» был определен базисный набор важнейших факторов для дальнейшего формирования сценариев развития внешней среды ООО «Лонгран Логистик».
Сформированный базисный набор наиболее важных факторов внешней среды, оказывающих влияние на ООО «Лонгран Логистик», выглядит следующим образом:
- государственная и муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса
- уровень ВРП;
- уровень культуры бизнеса;
- темпы роста рынка логистического аутсорсинга;
- наличие аналогичных услуг;
- уровень платежеспособного спроса на аутсорсинг автомобильного транспорта.
После анализа внешней среды организации необходимо разработать сценарии развития. Обычно выделяют три основных сценария развития среды - пессимистический, оптимистический и реалистический [3].
Пессимистический сценарий.
Отсутствие обеспечивающей составляющей государственной и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса приведет к сокращению численности малых компаний. Дальнейшее повышение спроса на транспортные биржи в совокупности с повышением уровня культуры бизнеса поставит под угрозу положение компании на рынке, снизится потребность в услугах компании, а снижение уровня ВРП приведет к снижению товарооборота.
Все вышеперечисленное окажет влияние на уровень платежеспособного спроса, снижение которого повлечет за собой отсутствие роста рынка логистического аутсорсинга («спрос рождает предложение»). В следствие отсутствия роста рынка цены на транспортные услуги будут падать.
Учитывая снижение товарооборота и падение цен на транспортные услуги, размер доли рынка, принадлежащей ООО «Лонгран Логистик», может снизиться, так как в условиях повышенного предложения клиенты, в основном, предпочтут или компании, с которыми они имели положительный опыт ранее, или компании с наиболее выгодными ценами на услуги.
Реалистический сценарий.
Не смотря на рост уровня ВРП, снижение обеспечивающей составляющей государственной и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса приведет к снижению товарооборота, и, как следствие, уровня платежеспособного спроса на транспортные услуги. Повышение культуры бизнеса путем внедрения логистических концепций и развитие транспортных бирж также отрицательно повлияют на уровень платежеспособного спроса. Эти факторы приведут к тому, что рынок логистического аутсорсинга будет расти, но в очень медленном темпе.
Оптимистический сценарий.
Рост уровня ВРП, повышение обеспечивающей составляющей государственной и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса, и, как следствие, рост числа малых компаний приведут к увеличению товарооборота. Снижение развития транспортных бирж приведет к повышению уровня платежеспособного спроса на аутсорсинг автомобильного транспорта.
Так как «спрос рождает предложение», повысятся темпы роста рынка логистического аутсорсинга. Это повлечет за собой увеличение количества транспортных компаний, а также повышение цен на аренду транспорта.
Сохранение существующего уровня культуры бизнеса, в совокупности с повышением уровня платежеспособного спроса и цен на аренду транспорта, позволят ООО «Лонгран Логистик» сохранить имеющуюся долю рынка.
Следующим шагом исследования стала разработка стратегий в соответствии с составленными сценариями. Оптимальная стратегия - та, результаты реализации которой будут благоприятны при любом сформированном сценарии.
В процессе исследования были разработаны следующие стратегии:
1) развитие новых услуг: доставка «от двери до двери», погрузочно-разгрузочные работы, организация хранения груза;
2) внедрение программы лояльности для «новых» клиентов;
3) осуществление международных грузоперевозок в Европу/из Европы;
4) покупка акций предприятий - производителей запчастей для грузовых автомобилей (например, компании-производителя шин Michelin (Мишлен);
5) усиление рекламы компании, конкретно - услуги аренды транспорта;
6) приобретение рефрижераторного подвижного состава для осуществления рефрижераторных перевозок;
7) полная ликвидация такой услуги ООО «Лонгран Логистик», как сдача в аренду транспорта, и развитие только отдела коммерческого управления;
8) продажа части автопарка, для последующего инвестирования в приобретение современного транспорта или усовершенствования оставшихся на балансе.
Полученные стратегии оценивались по правилам Вальда, Сэвиджа, максимакса, Гурвица, Лапласа, произведений [4].
Результат оценки стратегий в условиях неопределенности приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение результатов оценки стратегий
Критерий оценки стратегий |
Лучшая стратегия |
Максиминный критерий |
1 |
Критерий Сэвиджа (минимаксного сожаления) |
1 |
Критерий максимакса (крайнего оптимизма) |
3 |
Критерий Гурвица |
1 |
Критерий Лапласа |
1 |
Критерий произведений (P-критерий) |
1 |
Таким образом, по результатам оценки стратегий по приведенным шести правилам, стратегией с наибольшей ожидаемой эффективностью в случае риска и неопределенности признана стратегия развития продукта - развитие новых услуг: доставка «от двери до двери», погрузочно-разгрузочные работы, организация хранения груза.
Библиографический список:
- Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1995. – 200 с.
- Могилина В.А. Применение метода сценариев для разработки стратегических альтернатив развития угледобывающих предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. - №1. http://naukovedenie.ru/PDF/89EVN115.pdf (дата обращения 03.03.2019).
- Кибалов Е. Б., Пахомова Г.Ф. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Новосибирск: СГУПС, 2004. – 169 с.
- Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности – М.: Academia, 2010. - 336 с.