Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:51:19
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Оптимизация структуры складского пространства на предприятии, реализующем продукты питания

УДК 658.7

Оптимизация структуры складского пространства на предприятии,  реализующем продукты питания

Коваленко Иван Геннадьевич

Магистрант 1 курса

Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск, Россия

E-mail: ivankovalenko789@mail.ru

Научный руководитель  –  Щеколдин Владислав Юрьевич
к.т.н., доцент кафедры маркетинга и сервиса

Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск, Россия

E-mail: raix@mail.ru

Optimization of the structure of the storage space  at the enterprise selling foodstuffs

Kovalenko Ivan Gennadievich

                                                                                             Master student, 1st year

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia

Scientific supevisor  Shchekoldin Vladislav Yurievich

Candidate of Science in Engineering (Ph.D.),

Associate Professor of Marketing and Service Department

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia

 

В работе рассматривается проблема повышения эффективности использования складского пространства на складе с продуктами питания. На основе разработанной имитационной модели предложена оптимизация складских операций, изменение структуры склада и внедрение адресного хранения, а также адаптация методов проектирования внутренней структуры склада.

Ключевые слова: складская логистика, складское пространство.

The problem of increasing the efficiency of using warehouse space in a foodstuffs warehouse is considered. Based on the developed simulation model the optimization of warehouse operations, a change in the structure of the warehouse and the implementation of address storage, as well as adaptation of design methods for the internal structure of the warehouse are proposed.

Keywords: warehouse logistics, storage space.

 

Складская логистика включает в себя многообразие технологий управления запасами на предприятии, их движением, включающем учет и эффективное распределение. Одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики является отрасль производства и реализации продуктов питания. Спецификой этой отрасли является наличие определенных условий хранения и транспортировки продукции, поскольку у каждого продукта имеются индивидуальные особенности хранения, при соблюдении которых продукт продолжает сохранять (или начинает приобретать) товарный вид.

Для анализа рассмотрим предприятие оптово-розничной торговли Новосибирской области в сфере продуктов питания. Компания имеет несколько складских площадей для хранения реализуемой продукции, в частности, кондитерских изделий и специй, бакалеи и консервации. Более подробно остановимся на складе с консервацией, поскольку по ней предприятие имеет наиболее широкий ассортимент позиций. На складе отсутствует как таковое адресное хранение, поступающая продукция расставляется в хаотичном порядке, что в дальнейшем затрудняет поиск нужной номенклатуры для сбора продукции под поступающие заказы. При этом на складе 40% занимают соления, 30% консервированные морепродукты и 30% приходится на компоты и консервированные фрукты, которые при хранении составляются друг на друга.

При рассмотрении складских площадей выявился целый ряд проблем, затрудняющих нормальное функционирования склада. Главным недостатком является отсутствие адресного хранения, в связи с чем сотрудники тратят больше времени на поиск необходимого продукта при комплектации заказа. Следующей не менее важной проблемой является отсутствие холодных и горячих зон на складе. Наличие горячих зон обычно позволяет располагать продукцию, имеющую наибольший спрос, ближе к точке погрузки выгрузки, что значительно экономит время. Помимо этого, не рассчитан оптимальный размер товарного запаса, чтобы не переполнять складские площади невостребованной продукцией, которая будет простаивать и занимать место на складе.

Рассмотрим поочередно методы решения каждой из проблем. Первостепенно необходимо рассмотреть возможность использования адресного хранения. Адресное хранение это способ размещения товара на складе, при котором каждому месту хранения присваивается индивидуальный номер, или адрес [6]. Система адресного хранения помогает решить множество задач, например, повысить эффективность использования площадей склада, сократить время на подбор заказа, оптимизировать работу персонала склада и другие задачи. Так, при постановке задачи на размещение товара, работник склада просто доставляет товар до места хранения, адрес которого указан в приходной накладной. Аналогично и с подбором заказа: сотрудник заберет товар с тех мест, адреса которых указаны в документе на подбор заказа. Все что нужно требуется сотруднику – это изучить систему обозначения мест хранения товара [1].

Определение холодных и горячих зон позволит сотрудникам грамотнее расположить продукцию, чтобы экономить время на ее поиск и реализацию. Горячими зонам являются части склада, в которых располагается самая ходовая продукция, обеспечивается наилучший доступ к ней. Холодной зоной является зона, до которой дольше всего добираться. В холодной зоне в принято располагать продукцию, спрос на которую либо минимальный, либо спорадический и непостоянный, что не требует постоянного наличия продукции как можно ближе к точке погрузки-выгрузки. Наиболее популярное разделение по зонам – это расположение горячих зон ближе к точке погрузки-выгрузки, поскольку продукция, которая находится там, обладает наибольшим спросом и реализовывается значительно быстрее [3].

Целью представляемой работы было определить внутреннюю структуру складских мощностей. За образец была взята модель, предложенная в работах
К. Ге и Р. Меллера [4, 5, 7] к которой был применен метод АВС-зонирования [2], причем размеры горячей и холодной зон были определены с использованием методов анализа кумулятивных кривых [8]. Была рассмотрена возможность использования этой модели на анализируемом складе, построена имитационная модель, по результатам применения которой разработана оптимальная структура склада, представленная на рис. 1.

На рис. 1 приведена нумерация ячеек хранения (паллетных мест). Номерами 1-9 обозначена горячая зона, 10-13 – зона среднего спроса, а 14-21 – холодная зона, на которой располагается продукция с наименьшим спросом. Правая стена склада граничит со служебными и административными помещениями, а точка выгрузки-погрузки располагается справа снизу на рис.1. Разрыв в стене слева соответствует служебному (аварийному) выходу. Незаштрихованные части склада показывают пути возможного движения погрузчика, использование которого ускоряет процесс работы внутри склада. В зависимости от высоты склада и выбранных стеллажных конструкций возможно размещение несколько паллет в одной зоне, в частности, в горячей. На примере рассмотренного склада оказалось, что возможно использование трехъярусных стеллажей.

СкладоптимизABC.png

Рисунок 1. Структура склада с применением ABC-зонирования

В табл. 1. приводится соотношение преодолеваемого пути и количества доступных паллетов, которые можно забрать при помощи погрузчик, преодолевая одно и то же расстояние от зоны погрузки-выгрузки.

Таблица 1 – Распределение расстояний, проходимых погрузчиком

Длина пути,

в тактах погрузчика

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

Количество доступных
паллет, шт.

2

2

2

2

2

4

4

14

14

19

Длина пути,

в тактах погрузчика

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Количество доступных
паллет, шт.

16

22

16

22

18

20

16

12

8

6

Анализ данных табл.1 позволяет сделать вывод, что при реализации предлагаемой структуры складского пространства горячая зона будет суммарно включать в себя хранение на 32 паллетах, зона средней загрузки – 71, холодная зона – 118. Такое неравномерное распределение по зонам неслучайно, поскольку наиболее востребованная часть ассортимента соответствуют достаточно ограниченному числу позиций, для хранения которых и предлагается выделять горячую зону. С другой стороны, наличие большого числа позиций холодной зоны означает, что предприятие стремится держать запасы разных видов продукции, чтобы удовлетворять запросы клиентов самого разного типа.

Помимо предложенных методов оптимизации, можно рассмотреть оптимизацию складского пространства путем установки стеллажей на площади склада. Этот процесс требует определенных финансовых вложений [2], но позволит располагать больше продукции на складских площадях, в частности, при трехъярусном хранении объем горячей зоны может возрасти до 96 паллет. Помимо этого, стеллажное хранение позволит улучшить адресное хранение.

Применение предложенных оптимизаций на складе позволит усовершенствовать работу склада, оптимизировать расположение продукции на складе, что упростит поиск необходимых товаров, а также ускорить инвентаризацию. Оптимизация складского пространства была выполнена с учетом трех факторов: первый – теперь в любую точку на складе обеспечен доступ погрузчика, что значительно экономит время при перемещении продукции по территории склада; второй – оптимизация складского пространства выполнена исходя из расстояния, которое будет преодолеваться в ходе работы; третье – дана рекомендация по введению на складе адресного хранения продукции, что позволяет экономить время при осуществлении инвентаризации, а также сокращает время на поиск необходимой продукции для дальнейшей реализации. Разработанная имитационная модель может быть также применена для исследования различных способов применения автоматизированных систем формирования заказов, то есть расчета оптимальных траектория движения погрузчика при комплектации сложных заказов.

Библиографический список:

  1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 640 с.
  2. Коваленко И. Г. Адаптация методов использования складского пространства в России // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. межрегион. науч-практ. конф., Курск, 14-15 нояб. 2019 г. – Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2019. – Т. 2. – С. 196-201.
  3. Тюхтина А.А. Модели управления запасами: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 84 с.
  4. Bartholdi J., Gue K., Meller R., Usher J. Foreword to special issue on facility logistics // IIE Transactions on Design and Manufact., 40(11), 2008. – pp. 1005-1006.
  5. Gue K., Ivanovic G., Meller R. Improving a unit-load warehouse that has multiple pickup & deposit points // In Progress in Material Handling Research. – Material Handling Institute, Charlotte, NC, 2008. – pp. 234–250.

Количество просмотров: 2206
теги:
04.11.2021 13:06 | log2020блог автора

Еще публикации: