Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 ноября 11:14:30
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Математические модели оптимизации транспортных перевозок

УДК 658.7

Математические модели оптимизации транспортных перевозок

Ким Кирилл Александрович

Студент 1 курса, ОП "Логистика"

Университет «Туран, г. Алматы, Казахстан

E-mailkirya.kim.2002@list.ru

Научный руководитель – Ким Екатерина Романовна

к.т.н., доцент кафедры «Информационные технологии»

Университет Туран, г. Алматы, Казахстан

E-mail: e.kim@turan-edu.kz


Mathematical models of transportation optimization

Kim Kirill Aleksandrovich

1st grade student,

Turan University,  Almaty, Kazakhstan

Scientific supervisor – Kim Yekaterina Romanovna

Candidate of technical sciences, associate professor

department of Information Technology

Turan University,  Almaty, Kazakhstan

 

В статье рассмотрены транспортные перевозки. Дана классификация транспортных перевозок по различных признакам. Приведены математические модели оптимизации транспортных перевозок.

Ключевые слова: транспортные перевозки, логистика, математические модели, оптимизация.

The article deals with transportation. The classification of transportation by various signs is given. Mathematical models of transportation optimization are given.

Key words: transportation, logistics, mathematical models, optimization.

 

Введение. В условиях глобализации современной экономики повышение эффективности транспортных перевозок входит в приоритетные направления сокращения финансовых расходов в транспортно-логистических системах. Это связано не только с тем, что из общего объема затрат на логистику, до 50 процентов уходит на выполнение операций транспортировки, но и с тем, что без транспорта невозможно в принципе само движение материальных ресурсов. При выполнении транспортно-логистических операций учитываются требования к количеству и качеству продукции, перевезенной в заданный срок с  оптимальными затратами. Решающим фактором в данном случае является оптимизация транспортных перевозок.

1. Классификация транспортных перевозок.

Изучение работ по транспортной логистике показал, что большая часть рассматриваемых в них оптимизационных математических моделей строится на классической транспортной задаче, представляет собой ее частные случаи или различные модификации [1-2]. В данной работе рассмотрены различные виды транспортных перевозок и математические модели их оптимизации.

Транспортно-логистическая система – совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков. Одним из ключевых звеньев любой транспортно-логистической системы является звено транспортировки материальных потоков.

На рисунке 1 приведена классификация транспортных перевозок по различным признакам [3].

Автомобильные транспортные перевозки используются, если груз выделяется малогабаритными или же средними объемами, а на 1-ое место ставится оперативность доставки продукта, то многие логистические фирмы предложат перевозки автогрузовым транспортом. Грузовики применяются для продвижения продуктов внутри одной страны, а еще для доставки в иные государства. И все же стоит понимать, собственно, что автотранспорт не подходит для транспортировки сыпучих продуктов, а еще продуктов негабаритных или же крупногабаритных. Не считая этого, транспортные перевозки грузов на далекие расстояния с внедрением спецтранспорта еще делаются проблематическими.

Железнодорожный транспорт – это благоприятный метод транспортировки крупногабаритных грузов, а еще иных продуктов. Приличные грузовые фирмы, компании могут осуществить для перевозимых грузов доставку железнодорожным и автотранспортом, в случае если применение данных видов техники ускорит процесс перевозки.

Морские грузовые перевозки – это экономный вариант для людей, которые желают транспортировать личную продукцию за рубеж. Морские грузовые суда имеют все возможности вмещать грузы всех форм, объемов и веса. Их минус заключается в том собственно, что морской фрахт займет более длительный этап времени для перевозки.

Воздушные перевозки применяются, если груз необходимо доставить за небольшой промежуток времени. В последнее время авиационные перевозки между городами развиваются очень быстро, транспортировка будет произведена качественно, но дорого.

Транспортные перевозки

 

По виду перевозочных документов

1. Международные.

2. Внутренние.

По виду транспорта

1. Водные.

2. Железнодорожные.

3. Автомобильные.

4. Воздушные.

5. Трубопроводные.

По транспортной характеристике товара

1. С сухим грузом.

2. С наливным грузом.

По периодичности

1. Регулярные.

2. Нерегулярные.

По количеству применяемых видов транспорта

1. Простые (унимодальные).

2. Смешанные (интермодальные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Классификация транспортных перевозок

Самым эффективным и лучшим способом является использование мультимодальных перевозок, которые позволяют использовать все виды и преимущества транспорта в сочетание с другими.

2. Математические модели транспортных перевозок.

В случае унимодальных транспортных перевозок [3], т.е. перевозок грузов на одном виде транспорта, математическую модель оптимизации транспортных перевозок можно представить в виде классической транспортной задачи по критерию стоимости [4-6]:

alt

alt

alt

alt ,

(1)

где m – количество пунктов отправления груза; n – количество пунктов назначения груза; ai объемы груза, отправляемого из i-го пункта; bjобъемы груза, доставляемого в j-й пункт; xij – количество груза, перевозимого из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения; cij – транспортные расходы на перевозку единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

  Для решения данной задачи обычно используется метод потенциалов [4-6].

При перевозке срочных грузов, например, продуктов, которые быстро портятся, в чрезвычайных ситуациях и т.п., когда общая стоимость перевозок имеет второстепенное значение, а на первое место выходит время доставки, математические модели оптимизации транспортных перевозок формулируются в виде транспортной задачи по критерию времени [5]:

alt

alt

(2)

где, кроме вышеперечисленных обозначений, введены tij – время, необходимое для перевозки груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

Для решения транспортной задачи по критерию времени применяется метод запрещенных клеток, алгоритм которого приведен в [4-5].

При ограничении пропускной способности некоторых трасс перевозки грузов, математическую модель оптимизации транспортных перевозок можно сформулировать в виде транспортной задачи с ограничением на пропускную способность [8]:

alt

alt

alt

alt  alt

(3)

 

где dij – максимальный объем груза, перевозимого из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

Сформулированную выше задачу можно решить несколькими способами, подробное описание которых приведено в [6].

Если при транспортировке груза используется два и более видов транспорта, то такую перевозку называют интермодальной [3, 7-9]. В случае интермодальных перевозок математическую модель оптимизации транспортных перевозок можно сформулировать в виде транспортной задачи с промежуточными пунктами [6]:

alt

alt

alt  

(4)

 

где введены следующие новые обозначения: k – количество промежуточных пунктов; ct – объёмы потребностей в грузе в промежуточном пункте t (на складе); dit – транспортные расходы на перевозку единицы груза из i-го пункта отправления на t-й склад; dtj – транспортные расходы на перевозку единицы груза со склада t в j-й пункт назначения; xit – количество груза, перевозимого из i-го пункта отправления на t-й склад; xtj – количество груза, перевозимого со склада t в j-й пункт назначения.

Заключение. Нахождение оптимальных вариантов перевозки грузов позволит не только снизить затраты на саму транспортировку, но и сократить расходы в самой транспортно-логической системе.

Библиографический список:

1. Постан М.Я. Экономико-математические модели смешанных перевозок. – Одесса: Астропринт, 2006. – 376 с.

2. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2005 с. – 452 с.

3. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К., 2013.

4. Шукаев Д.Н. Прикладные методы оптимизации.М. Академия естествознания. 2017. – 212 с.

5. Семериков А. В. Решение транспортных задач: учеб. пособие. – Ухта: УГТУ, 2013. – 58 с.

6. Лукинский В.С., Шульженко Т.Г., Соколов К.А. Модели и методы интермодальной транспортной логистики: современное состояние и перспективы. // ИКМ  МТМТС 2011 – SCM MEMTS 2011. – С. 77-82. 

7. Малевич В.Д., Пешина Э.В. Основные преимущества развития интермодальных перевозок. // Достижения науки и образования. – 2018. –№17(39). – С. 20-21.

8. Василёнок В.Л., Негреева В.В., Шевченко Я.В. Организация интермодальных перевозок: международный и российский опыт. // Научный журнал НИУ ИТМО. – Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2015. – № 4. – С.  77-88.

9. Ким Е.Р., Ерлан›ызы А. Применение IT-технологий при решении математических задач логистики. // Материалы XLIII МНПК «Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика», Алматы: КазАТК , 2019. – С. 300-305.

 


Количество просмотров: 2245
теги:
04.11.2021 12:58 | log2020блог автора

Еще публикации: