Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 11:06:56
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

История первых железнодорожных паромных переправ

УДК 93.364.2

История первых железнодорожных паромных переправ

Александров Максим Александрович

студент 4 курса,

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: ama_77@bk.ru

Бочаров Владислав Владимирович

студент 4 курса,

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: vlad.11.02.1999@mail.ru

Драгунов Глеб Алексеевич

студент 4 курса,

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: Gleb20085g@gmail.com

Научный руководитель Куренков Пётр Владимирович

Профессор, доктор экономических наук

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: petrkurenkov@mail.ru

 

History of the first railway ferries

Alexandrov Maxim Alexandrovich

4th year student,

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Bocharov Vladislav Vladimirovich

4th year student,

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Dragunov Gleb Alekseevich

4th year student

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Scientific Supervisor Kurenkov Peter Vladimirovich

 Professor, Doctor of Economics

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

 

В статье описана история возникновения и развития паромных сообщений, рассмотрены наиболее знаменательные события данного периода.

Ключевые слова: Паромная переправа, железная дорога, морской порт, судно, вагон.

The article describes the history of the emergence and development of ferry services, considers the most significant events of this period.

Key words: Ferry, railway, seaport, ship, wagon.

 

Паромные переправы – одна из наиболее известных первых интермодальных систем, которая используется для преодоления водных преград. Необходимость в паромных переправах возникла из-за отсутствия мостов, а также невозможности их постройки на отдельных маршрутах. В пользу паромного сообщения говорит и то, что простой парома в порту значительно меньше, чем грузового судна, а количество манипуляций с грузом, которые уменьшают риск повреждения груза и время его разгрузки, и вовсе ставит его на первое место по качеству обслуживания клиентов и себестоимости производства работ.

Одной из старейших самостоятельных групп, относящихся к паромным переправам, является железнодорожное паромное сообщение.

В начале XIX века технологии строительства не были достаточно хорошо развито, поэтому возведение моста через каналы шириной более нескольких километров, считалось чем-то невообразимым. Однако крупные водные преграды создавали серьезные помехи для железнодорожного сообщения, поэтому для решения данной проблемы люди стали задумываться о создании железнодорожных паромов.

Первой железнодорожной паромной переправой, появившейся в 1833 г. в Шотландии, по праву можно считать паром, соединивший порты канала Форт и Клайд [1]. Первым судном, специально разработанным для перевозки железнодорожных вагонов, считается паром Leviathan. Он был построен шотландским инженером Томасом Грейнджером в 1849 г. Судно отправилось в свой первый маршрут 3 февраля 1850 г. Паром соединил города Перт и Тейпорт через водный участок с пересечением устья реки Форт. Паромная переправа была частью маршрута между городами Грантон и Бернтайленд. [1]

В США первый паром по перевозке железнодорожных вагонов начал свою работу в апреле 1850 г. на реке Саскуэханна. Он перевозил один единственный вагон между городами Гавр-де-Грейс и Перревилл (штат Мэриленд). Морем обеспечивались самые масштабные перевозки железнодорожных вагонов из центральной части Тихого океана в Сан-Франциско (Калифорния), пролив Каркинез. Переправу осуществляли железнодорожные паромы Solano и Contra Costa (рис. 1 и 2), построенные в 1878 г. и 1914 г. соответственно.

В СССР первый проект железнодорожной паромной переправы был разработан в середине 1940-х годов. Он носил название «Проект 723 (тип «Волга»)». По этому проекту были построены четыре парома, которые работали на переправе через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре (рис. 3).

595

 

Рисунок 1 - Паром «Contra Costa», 1917 год [3]

596

Рисунок 2 - Перевозка вагонов на автомобильном пароме через реку Детройт, 1900 год [1]

Габаритная длина парома составляла 90 м, ширина – 18 м, осадка при полной загрузке – 3 м, полное водоизмещение – около 3400 т. Корпус электросварной конструкции формировался из листовой стали толщиной 10 мм, а в районе ледового пояса усиливался 16 мм металла и специальными подкреплениями. Судно могло самостоятельно ходить во льдах толщиной до 20 см. [2].

597

Рис. 3 - Железнодорожный паром «Амур» проекта 723 [4]

 

С 1953 г. через Керченский пролив, соединяющий Крымский полуостров и Краснодарский край, стали эксплуатироваться четыре парома модификаций 723-бис (тип «Надым») и 723-у (тип «Северный»). Паром вмещал 32 двухосных грузовых вагона или 16 четырехосных. Для обеспечения загрузки и выгрузки вагонов в местностях со значительным перепадом уровней воды каждый паром оборудовался лифтовым вагоноподъемником, который устанавливался в носовой части судна. Подъемник поднимал вагоны массой до 90 т на высоту до 5 м. Модификация 723-у отличалась удлиненной платформой вагоноподъемника, позволявшей принимать пассажирские вагоны. При перевозке пассажирского поезда на пароме могло разместиться до 8 четырехосных пассажирских вагонов. [2]

Одним из знаменательных событий в истории железнодорожных паромных переправ является открытие в 1964 г. самой большой по протяжённости паромной линии Канада – Аляска, длина которой составляет более 2 тыс. км. В 1975 г. открыли линию Травемюнде (Германия) – Ханко (Финляндия) протяженностью 1 тыс. км.

Самым большим железнодорожным паромом в мире можно считать многоцелевой транспорт Skеne (рис. 5), построенный в 1998 г. в Испании и курсирующий по Балтийскому морю между портами Росток (Германия) и Треллеборг (Швеция). 598

Рис. 5. Многоцелевой транспорт «Skеne»

Паром способен за один раз перевезти 600 пассажиров, десятки железнодорожных вагонов массой 3330 т и транспортных средств общей массой 2630 т [1]. Размещение вагонов осуществляется со второй по седьмую палубы, каждая из которых имеет по 204 м железнодорожных рельсов. Остальное пространство отдано для автомобильного транспорта.

Подводя итоги, хочется сказать, что в настоящее время железнодорожные паромы стали неотъемлемой частью транспортной системы мира и успешно эксплуатируются в Китае, Аргентине, Австралии, Канаде, Дании, Финляндии, Германии, Италии, Японии, Литве, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Турции, Великобритании и США.

Библиографический список:

  1. Железнодорожные паромы // Korabley.net: интернет-изд. 2011. 26 дек. URL: http://korabley.net/news/zheleznodorozhnye_paromy/2011-12-26-1046 (дата обращения: 14.03.2020).
  2. Морское инженерное бюро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.meb.com.ua/fery/CNF11CPD.html, свободный – (15.03.2020).
  3. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI в. / Е.А. Сотников.- М.: Транспорт, 1993.- 200 с.
  4. Проект 723 (железнодорожные паромы) // Wikipedia.org: интернет-изд. 2012. 02 апр. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.03.2020).
  5. Белозёров В.Л., Куренков П.В., Кизимиров М.В., Зайцев Т.А. Контрейлерные перевозки в России, СССР и РФ: от царской кареты до подводных лодок, танков, самолётов и космических кораблей // Вестник транспорта.- 2013.- № 11.- С.8-20.
  6. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении: экономика, логистика, управление.- Самара: Типография "Солдат Отечества", 2002.- 636 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2650
теги:
04.11.2021 10:32 | log2020блог автора

Еще публикации: