УДК 334.02
Информационно-коммуникационное обеспечение маркетинговой логистики модели экономики совместного пользования
Щербаков Владимир Васильевич
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой
Логистики и управления цепями поставок,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: shefainn@yandex.ru
Силкина Галина Юрьевна
д.э.н., профессор, профессор Высшей школы управления и бизнеса
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Galina.Silkina@gmail.com
Information and communication support of marketing logistics joint use economy models
Shcherbakov Vladimir Vasilievich
Professor, Doctor of Economics, Head of the
Department of Logistics and Supply Chain Management
St. Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia
Silkina Galina Yurievna
Professor, Doctor of Economics, Professor
of the Graduate School of Management and Business,
St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great,
Saint-Petersburg, Russia
В статье раскрывается универсальность модели экономики совместного пользования с позиции вовлекаемых в оборот ресурсов и используемой в организации оборота бизнес-модели P2P. Указываются предпосылки ее реализации при использовании потенциала маркетинговой логистики, оцениваются масштабы распространения и действующие ограничения. Доказывается общеэкономическая эффективность модели, основанная на эффективной собственности.
Ключевые слова: модель экономики совместного пользования, логистика, интернет-платформа, P2P
The article reveals the universality of the shared economy model from the perspective of the resources involved in the turnover and the P2P business model used in the organization of the turnover. The prerequisites for its implementation are indicated when using the potential of marketing logistics, the extent of distribution and current restrictions are estimated. The general economic efficiency of the model based on effective ownership is proved.
Key words: shared economy model, marketing logistics, internet platform, P2P
Современная бизнес-практика доказывает универсальность модели экономики совместного пользования, демонстрируя масштабы ее применения и показатели эффективности с поправкой на действие фактора риска. По прогнозным данным PwC выручка компаний в сфере экономики совместного пользования достигнет 335 млрд долл. США и возрастет за десять лет в 22 раза [3, c. 7]. Включенность России в эту динамику характеризуют данные об объеме рынка интернет-сервисов совместного пользования, зафиксированные в 2017 году на уровне 230 млрд руб. с годовым приростом в 20% [2]. В 2019 году этот показатель составил 770 млрд руб. с приростом 50% по сравнению с предыдущим годом [4].
Содержание модели экономики совместного пользования раскрывают существенные подвижки в отношении собственности как ключевой экономической категории, выявляемые на основе исследования правовых форм ее реализации с позиции действия компонент – правомочий владения, пользования и распоряжения. Владение, понимаемое как физическое обладание объектом собственности, уступает приоритет пользованию в соответствии с предоставленным собственнику правомочием распределения. Как результат модель решает задачу наиболее полного извлечения полезности из каждой единицы созданного в экономике ресурса – достижения общеэкономической эффективности на базе эффективной собственности.
Эта модель имеет предысторию, известную из практики арендных отношений, оперативного лизинга, кооперирования в производственном секторе. Еще больше примеров реализации предоставляет потребительский сектор, соотносимый с личным потреблением (библиотеки, кинотеатры, пункты проката предметов домашнего обихода и бытовой техники, магазины «секонд-хенд» и проч.), вследствие чего модель изначально приобрела название экономики совместного потребления. Однако в нынешнем формате она существует не более чем с десяток лет, задействуя созданные к тому предпосылки: распространение Интернет, развитие новых информационных технологий и, наконец, рождение нового поколения акторов, для которого указанные инновации формируют новый образ жизни и соответствующую ей ментальность, в том числе в выборе приоритетов потребительского поведения.
Среди многих отличий от модели экономики владения, ключевыми признаками модели экономики совместного пользования (иначе – шеринга, от англ. share - делить), обусловливающими ее универсальность, признаются:
- наличие недоиспользованных ресурсов, которые собственник готов передать во временное пользование;
- цифровые платформы (интернет-площадки), открытые для взаимодействия носителей спроса и предложения этих ресурсов;
- доверительная среда, созданная поведением сторон.
Модель экономики совместного пользования универсальна тем, что охватывает различные сферы экономики и активизирует логистику. Посредством ее в оборот вовлекаются многие виды ресурсов в потребительском секторе. Потребители новой формации уже не проявляют желания обзаводиться имуществом, вкладывать большие средства в покупку и обслуживание дорогостоящих объектов собственности, привлекая долгосрочные кредиты. В России 60% пользователей шеринговых сервисов – люди до 30 лет (35% – от 31 до 45 лет и 5% − старше 45 лет) [4], и они предпочитают мобильность, скорость и независимость. В психологии их потребительского поведения утвердилось понимание того, насколько выгодно, с позиции оценки затрат и рисков, объединяться в группы по интересам и таким образом находить для себя оптимальные решения, связанные с жильем, транспортом, одеждой, пальто демисезонное женское досугом и даже питанием. Либо действовать индивидуально, причем не только обретать варианты пользования для себя, но и предлагать то, что есть в наличии другим, в том числе регулировать собственную трудовую занятость. Для обслуживания таких групп по интересам и индивидуалов уже созданы и действуют различные интернет-платформы − Airbnb, Uber, SoundCloud, Spotify и др.
Производственный сектор в реализации модели экономики совместного пользования проявляет определенную сдержанность и это, должно быть, потому, что он сталкивается с рядом нерешенных для себя общеэкономических вопросов, отсутствием специального законодательства, а, кроме того, испытывает потребность в формировании нового профессионального менталитета топ-менеджеров и специалистов, способных продуцировать и проводить в жизнь адекватные инновационные решения в организации бизнеса c акцентом на логистику [5]. Хотя, по экспертным оценкам, возможностей у производственного сектора для реализации модели не меньше, чем у потребительского, это – наличие временно свободных производственных и логистических мощностей, страховых производственных запасов, отходов производства и других материальных ресурсов. Их вовлечение в хозяйственный оборот может принести выгоду не только владельцу, но и экономике в целом, трансформируя ее в экономику замкнутого цикла. Наряду с материальными ресурсами, находящимися в наличии, к реализации модели экономики совместного пользования в производственном секторе могут быть подключены трудовые ресурсы, объекты интеллектуальной собственности.
Это один аспект универсальности модели, другой – просматривается в организационном решении, а именно использовании схемы одноранговых платформенных взаимодействий носителей спроса и предложения − P2P (pear-to-pear – «равный равному») с вариациями: C2C и В2В для потребительского и производственного секторов, соответственно. Проблемы возникают там, где этот принцип нарушается, что можно уяснить из опыта потребительского сектора, который зачастую использует схему B2C и этим демонстрирует свою несвободу от паттернов экономики владения.
Аналитики отмечают, что организация коворкингов (coworking), коливингов (coliving), каршеринга (carsharing) в российских городах-миллионниках строится с участием инвестора, девелопера, которые вкладывают достаточные средства в приобретение материальных активов и фактически предоставляют пользователям услуги аренды. Нередко этот бизнес берет на себя функцию посредничества, в то время как должен выполнять функции маркетинговой логистики: на основе изучения спроса и предложения осуществлять управление проектами, инициируемыми заказами клиентов – носителями спроса и предложения по модели подписки на цифровой платформе. Его организационное участие должно состоять в сопряжении информационно-технологического и управленческого сервиса для обеспечения действия платформы − разработке и применении адекватного инструментария для постановки прогнозной аналитики, консолидации маркетингового учета и проектирования логистических решений.
Выступая драйверами модели экономики совместного пользования компании шерингового сервиса должны сосредоточить свои усилия на производственном секторе, спрос которого ограничивают сегодня проблемы слабой информированности потенциально заинтересованных во взаимодействии сторон: низкий уровень прозрачности маркетинговых и логистических бизнес-процессов; низкий уровень планирования и прогнозирования; низкий уровень доверия для свободного обмена данными [1].
Оценивая перспективы развития ситуации в целом, можно заключить, что формирование позитивного потребительского опыта должно работать в поддержку модели экономики совместного пользования и одновременно побуждать к поиску инвариантных подходов и решений по примеру предложенных здесь в адрес маркетинговой логистики.
Библиографический список:
1. Глобальные тренды совместного использования или владения: влияние на цепочки поставок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inprojects.ru/trend-ekonomika-arendy-vs-ekonomiki-vladeniya (дата обращения 28.03.2020).
2. Доверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/doverie-k-neznakomcam--rynok-shering-servisov-v-rossii-dostig-230-mlrd-rubley-5962528 (дата обращения 03.04.2020).
3. Экономика совместного потребления как новая экономическая модель // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. – 2019. - № 47 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/23715.pdf (дата обращения 23.03.2020).
4. Экономика шеринга в 30 цифрах и фактах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/sharing/5ddbb3279a7947b01be74c19 (дата обращения 04.03.2020).
5. V., Silkina G. Conceptual model of Logistics Vocational Education in the digital economy // Atlantis Highlights in Computer Sciences. Vol. 1. Proceedings of the International Conference on Digital Technologies in Logistics and Infrastructure (ICDTLI 2019). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.2991/icdtli-19.2019.24 (дата обращения 21.12.2019).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020