УДК 338.242
Региональная логистическая система: управление, оценка рисков
Шишко Елена Леонидовна
аспирант 3 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: aljonaschischko@mail.ru
Научный руководитель – Зенькова Лариса Петровна
д.э.н., профессор кафедры экономики и управления
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: lovekak@mail.ru
Regional logistics system: management, risk assessment
Shishko Elena Leonidovna
post-graduate student of 3 course,
Belarusian state University of Economics, Minsk, Belarus
Scientific supervisor – Zenkova Larisa Petrovna
doctor of Economics, Professor of Economics and management
Belarusian state University of Economics, Minsk, Belarus
В последнее время понятиям развитие и устойчивость уделяется повышенное внимание в связи со стремительными изменениями, происходящими в мире. Отслеживание тенденций современного развития приобретает решающее значение. Рост объемов производства, увеличение номенклатуры выпускаемых товаров, расширение сети розничной и оптовой торговли – все это в значительной степени влияет на эффективность функционирования логистической системы региона. В статье рассматривается региональная логистическая система, возникающие риски, их оценка и управление.
Ключевые слова: регион, логистическая система, управление, риски, оценка, результат.
Recently, the concepts of development and sustainability have received increased attention due to the rapid changes taking place in the world. Tracking the trends of modern development becomes crucial. The growth of production volumes, the increase in the range of manufactured goods, the expansion of the retail and wholesale trade network-all this significantly affects the efficiency of the region's logistics system. The article deals with the regional logistics system, emerging risks, their assessment and management.
Key words: region, logistics system, management, risks, assessment, result.
Одним из важнейших условий роста экономического благосостояния любой страны является формирование эффективной региональной логистической системы, которая охватывает различные сферы деятельности. Однако следует отметить, что логистическая система в Республике Беларусь развивается пока еще очень медленными темпами. Поэтому, возникает необходимость в повышении уровня эффективности функционирования региональной логистической системы посредством оценки рисков и принятием грамотных управленческих решений, что и определяет актуальность в проведении исследования.
В научной литературе под понятием региональная логистическая система принято понимать особый комплекс, состоящий из определенных звеньев, в рамках которого происходит выполнение тех или иных логистических операций и функций в границах конкретной территории. Региональная логистическая система, как и любая другая система, ощущает на себе воздействие большого количества факторов и в то же время сама дает стимул для их развития в определенном направлении. В результате четко отлаженной работы региональной логистической системы возможно достижение следующих положительных результатов: увеличение занятости населения и повышение эффективности использования трудовых ресурсов, сокращение себестоимости выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, увеличение ВВП, увеличение доли, приходящейся на внешнеторговый оборот, повышение уровня благосостояния жизни граждан. Посредством использования простых или сложных показателей можно определить уровень развития региональной логистической системы. Наиболее важными простыми показателями являются: 1. Показатели, характеризующие инфраструктуру линейно; 2. Показатели, характеризующие инфраструктуру точечно; 3. Показатели, характеризующие узловую инфраструктуру [1, 30].
Термин устойчивость следует понимать как характеристику системы, которая показывает ее способность возвращаться в состояние равновесия после воздействия внешних факторов
В процессе своего функционирования региональная логистическая система постоянно переходит из состояния устойчивости в неустойчивость и обратно. Использование модельных конструкций является одним из средств обеспечения устойчивости региональной логистической системы, которые позволяют восстанавливать и поддерживать нормальную работу системы путем замены отдельных вышедших из строя модулей.
Высокая степень изменчивости внешней среды предъявляет свои требования к региональным логистическим системам. В настоящее время особенно важным является достижение высокого уровня устойчивости функционирования региональной логистической системы. В любой логистической системе периодически возникают процессы, которые снижают устойчивость деятельности всей системы в целом. Поэтому в целях минимизации и ликвидации данных процессов следует проводить мероприятия по оценке и управлению рисками [3, с.63].
Модель анализа рисков региональной логистической системы представлена на рисунке 1.
Оценку рисков-последствий региональной логистической системы можно провести сопоставлением трех показателей: вероятности наступления события, уровня управляемости событием, времени наступления события.
Вероятность наступления события можно рассчитать путем соотношения количества планируемых / фактических исходов события к количеству всех исходов события.
Уровень управляемости событием можно рассчитать путем обратной зависимости количества уровней управления умноженным на соотношение фактического значение события к планируемому значению события.
Лаг запаздывания рассчитывается посредством расчета коэффициента корреляции.
Между вероятностью наступления события, уровнем управляемости и временем наступления существует обратная зависимость, а между вероятностью наступления события и последствиями – прямая зависимость, поэтому после расчета вышеперечисленных показателей можно провести их сопоставление с помощью матрицы рисков-последствий (таблица 1). Расшифровка результатов и методов решения (таблица 2)
Рисунок 1 – Модель анализа рисков региональной логистической системы
Таблица 1 – Матрица рисков-последствий
Последствия |
|||||||||||
Вероятность наступления события |
100 |
90 |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
10 |
Время наступления события |
90 |
90 |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
20 |
||
80 |
80 |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
30 |
30 |
||
70 |
70 |
70 |
70 |
60 |
50 |
40 |
40 |
40 |
40 |
||
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
50 |
50 |
50 |
50 |
||
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
||
40 |
40 |
40 |
40 |
50 |
60 |
70 |
70 |
70 |
70 |
||
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
80 |
80 |
||
20 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
90 |
||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
||
Уровень управляемости |
Таблица 2 – Условные обозначения матрицы рисков-последствий
Диапазон |
Риск |
Последствия |
Методы решения |
10-49 |
приемлемый риск |
10-49 несущественные последствия |
Уменьшение степени риска |
10-49 незначительные последствия |
Распределение риска |
||
50-69 |
допустимый риск |
50-69 умеренные последствия |
Перенос риска |
70-100 |
критический риск |
70-100 позитивные последствия |
Принятие риска, создание резервов |
70-100 негативные последствия |
Предотвращение риска |
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что устойчивость является необходимым свойством в процессе развития и функционирования региональной логистической системы. Региональная логистическая система региона должна устойчиво функционировать и гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям посредством изменения значений параметров функционирования. Наиболее простой способ состоит в оценке возможных рисков.
Библиографический список:
1. Шишко Е.Л. Концептуальные подходы моделирования развития региональных логистических систем / Е.Л. Шишко // Научно-практический журнал «Потребительская кооперация», № 2(65), 2019, Гомель. – С.30-36.
2. Шишко Е.Л. Региональная логистическая система: концептуальный подход / Е.Л. Шишко // сборник научных статей молодых ученых: «Актуальные проблемы науки XXI века», № 8, 2019, Минск. – С. 63-71.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020