УДК 378.147
Управление цепями поставок с использованием CRM-систем
Шевцова Любовь Николаевна
кандидат сельскохозяйственных наук,
доцент кафедры Информационных технологий и математического обеспечения информационных систем
Красноярский государственный аграрный университет ,г. Красноярск, Россия
E-mail: info@kgau.ru
Калитина Вера Владимировна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры Информационных технологий и математического обеспечения информационных систем
Красноярский государственный аграрный университет г. Красноярск, Россия
E-mail: info@kgau.ru
Титовский Сергей Николаевич
кандидат технических наук
доцент кафедры Информационных технологий и математического обеспечения информационных систем
Красноярский государственный аграрный университет г. Красноярск, Россия
E-mail: info@kgau.ru
Supply Chain Management Using CRM Systems
Shevtsova Lyubov Nikolaevna
candidate of agricultural sciences,
associate professor, Chair of Information Technology and
Software of Information Systems
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Kalitina Vera Vladimirovna
candidate of pedagogical sciences,
associate professor, Chair of Information Technology and
Software of Information Systems
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Titovskii Sergey Nikolaevich
candidate of technical science,
associate professor, Chair of Information Technology and
Software of Information Systems
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье рассматриваются вопросы применения систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM - системы) в повышении эффективности логистического управления. Приводятся сравнительные разработки проектов цепи поставок товара в разных CRM-системах.
Ключевые слова: системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), сетевое планирование, цепи поставок, логистическое управление.
The article discusses the application of customer relationship management systems (CRM - systems) in improving the efficiency of logistics management. Comparative developments of projects for the supply chain of goods in different CRM systems are given.
Key words: customer relationship management systems (CRM), network planning, supply chains, logistics management.
Эффективность логистической деятельности организации напрямую связана с разработкой методики ведения проектов и внутрикорпоративных стандартов моделирования бизнес-процессов. Основой большинства проектов является сетевое планирование и управление, где реализованы подходы WFMS (система управления потоками работ), ERP-систем (комплексная система планирования и управления ресурсами организации), методы построения диаграмм Ганта, метод критического пути. Современные информационные технологии и инструменты управления проектами позволяют максимально оптимизировать функционирование цепи поставок, синхронизировать работу ресурсов, настроить интеграцию с корпоративным, мобильным программным обеспечением (ПО) и другими приложениями [1]. Особую группу современных систем автоматизации управления представляют CRM-системы (Customer Relationship Management).
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM- система) – прикладное программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов организации и взаимодействий с клиентами, оптимизации маркетинга, финансового анализа проектов. В настоящее время на рынке CRM много предложений, высокая конкуренция производителей программного обеспечения значительно повысила количество и качество бесплатных аналогов программ. Облачные технологии предоставили широкую доступность CRM-систем для ведения бизнеса, а также управления через приложения на устройствах с операционными системами iOC и Android. В Интернете множество сайтов [2, 3] представляют сравнительные обзоры лучших бесплатных CRM-систем, где можно не только получить информацию о программах, но и пройти регистрацию для ознакомления и работы в системе. https://perfectum.ua/
Основными возможностями большинства бесплатных онлайновых CRM-систем являются: ведение и управление базой данных клиентов (сохранение истории отношений с клиентами); управление задачами и продажами, контроль сроков работ, а также их стоимости; аналитика продаж или услуг; интеграция с телефонией, почтовыми сервисами, популярными веб-приложениями, а часто и с программой 1С Предприятие.
Для примера функционирования инструментов CRM-систем в разработке логистического учебного проекта «Доставка груза потребителю (Автоперевозка)» были выбраны платная CRM-система MS Project и бесплатные программы ProjectLibre (аналог MS Project) и Битрикс24.
На рисунке 1 приведен проект в программе MS Project в представлении «Диаграмма Ганта» (комбинированная форма). Каждое представление программы включает несколько таблиц для отображения информации по процессам и ресурсам проекта. Выбранная таблица «Суммарные данные» представления «Диаграмма Ганта» наглядно показывает последовательность цепочки поставки товара в виде связанных задач, их длительность, стоимость, графики работ, а также длительность и бюджет проекта в целом.
Информация о ресурсах вводится и прослеживается в представлениях «Лист ресурсов» и «Использование ресурсов». На рисунке 2 представлена таблица «Суммарные данные» (Лист ресурсов), где для выделенного ресурса показана возможность включения заметок и комментариев в диалоговом окне ресурса. Выбранная таблица отображает затраты по ресурсам, включая сверхурочные, трудозатраты.
Программа Битрикс24.CRM позволяет создавать проекты в режиме онлайн. Просмотр задач проекта и списка ресурсов возможен в разных представлениях. Предусмотрено и представление «Диаграмма Ганта», где процессы (задачи) легко связывать в логические цепочки. Модификации и редактирование проекта проводятся в разных представлениях, в том числе и через диалоговые окна конкретных задач. На рисунке 3 представлен уже рассмотренный нами выше проект «Доставка груза потребителю (Автоперевозка)», но уже в программе Битрикс24.
Рис. 1. Структурное (сетевое) планирование и календарь работ в MS Project
Рис. 2. Отслеживание характеристик ресурсов в MS Project
Рис. 3. Фрагмент проекта в виде диаграммы Ганта в программе Битрикс24
Таким образом, системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM – системы) наглядно представляют структурный и календарный планы цепи поставок, затраты проекта. Рассмотренные программы можно использовать в логистическом моделировании с участием большого количества ресурсов проекта и их разнообразных характеристик.
Библиографический список:
- Титовская Н.В., Титовский С.Н. Методика обучения будущих IT-специалистов проектированию и разработке баз данных на основе интерактивного подхода / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 4 (50). С. 75-87.
- ТОP-16 бесплатных CRM-систем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.business.ru/article/681-kak-vybrat-besplatnuyu-crm-programmu-na-russkom-yazyke/ (дата обращения: 17.03.2020).
- Битрикс24.CRM. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.bitrix24.ru/features/ (дата обращения: 23.03.2020).