Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:39:36
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

К вопросу о развитии логистической инфраструктуры в межрегиональных городских агломерациях

УДК 332.1

К вопросу о развитии логистической инфраструктуры в межрегиональных городских агломерациях

Швалов Павел Григорьевич

к.э.н., доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: shvalov@yandex.ru

 

Concerning the development of logistics infrastructure in the inter-regional urban agglomerations

Shvalov Pavel Grigorievich

candidate of economics, associate professor

 of “Logistics and Marketing in AIC department”

Krasnoyarsk state agrarian university,

Krasnoyarsk, Russia

 

В работе на примере Абакано-Минусинской городской агломерации рассматриваются особенности формирования логистической инфраструктуры на территориях, разделенных между различными регионами Российской Федерации.

Ключевые слова: логистическая инфраструктура, малые города, региональное развитие.

The article on the example of the Abakan-Minusinsk urban  agglomeration examines the features of the formation of the logistics infrastructure in the territories divided between different regions of the Russian Federation.

Key words: logistics infrastructure, small cities, regional development.

 

Оптимизация регионального развития является одной из ключевых задач, стоящих перед Российской Федерация в силу роста конкуренции на ключевых рынках и того факта, что добыча и первичная переработка задействованных ресурсов в стране носит децентрализованный характер. Наибольшую актуальность это приобретает в регионах азиатской части страны, обеспечивающих большую часть извлекаемых полезных ископаемых. Следствием большой территориальной разбросанности объектов экономической инфраструктуры является повышенный уровень транспортных издержек, а также следующий из него повышенный уровень складских издержек, вызванный неоптимальным объемом сырья и готовой продукции, поставляемой в пункты потребления. Отсюда следует, что логистическая инфраструктура, являясь одной из важ­нейших системных составляющих современного хозяйства, обеспечи­вая движение материальных, людских, информационных, финансовых и сервисных потоков приобретает особое значение при определении направлений территориального развития [1,5,6].

Интеграция инфраструктур на региональном уровне создает условия для формирования городских агломераций, под которыми понимаются компактные объединения населенных пунктов и близлежащих территорий в единую логистическую систему, обладающую общностью ключевых инфраструктурных объектов, потоки между которыми функционируют системно [2]. Важно отметить, что образование городских агломераций не предусматривает административного объединения территорий: естественный процесс агломерационного развития позволяет сформировать их на межрегиональном и даже межгосударственном уровне.

Рассмотрим в качестве примера Абакано-Минусинскую городскую агломерацию, сложившуюся естественным путем на юге Красноярского края и республики Хакасии (рис. 1.).

Учитывая особенности размещения объектов институциональной инфраструктуры вследствие  расположения в рамках двух регионов Российской Федерации, данную агломерацию можно рассматривать в качестве конурбации, несмотря на то что большая часть населения, а также объектов экономической, институциональной и социальной инфраструктуры оказывается сконцентрированной в городе Абакане. В то же  время, следствием этого является наличие достаточно интенсивной маятниковой миграции между Минусинском и входящим в другой регион Российской Федерации Абакан. Это накладывает дополнительную роль на объекты логистической инфраструктуры по направлению движения людского потока [3]. Однако, обслуживание его силами различных региональных органов власти несет в себе риски неравномерного их обслуживания и развития.

 

 

590

Рис. 1. – Абакано-Минусинская городская агломерация

Традиционные для регионов азиатской части России проблемы со связанностью объектов инфраструктуры охватывают и  северо-западные районы агломерации, входящие в состав Республики Хакассии. Существующая дорожная сеть, обеспечивающая подавляющее большинство перевозок в агломерации, не позволяет осуществлять движение с юго-западного направления к северо-западному минуя районы активного жилищного строительства в г. Абакан. Несмотря на наличие на территории агломерации объектов железнодорожной инфраструктуры, роль последней в обеспечении грузо- и пассажироперевозок в масштабах агломерации является минимальной вследствие того, что крупнейшие периферийные районы агломерации (г. Черногорск и г. Минусинск) связаны с ядром агломерации лишь косвенно. В результате, практически все грузо- и пассажироперевозки в рамках агломерации выполняются автомобильным транспортом. Если пропускная способность дорожной сети в юго-западном и южном направлении, в целом соответствует объемам перевозок, то северо-западное направление, связывающее Абакано-Минусинскую городскую агломерацию с центральными районами Красноярского края, обеспечивается исключительно четырехполосной (в границах агломерации) автомагистралью с интенсивным грузовым движением. Восточная часть агломерации соединяется с центром двумя мостами: Братский мост (автомобильный, четырехполосное движение) на обходе г. Абакан и совмещенный автомобильно-железнодорожный мост у с. Подсинее (двухполосное движение – закрыт для проезда большегрузного транспорта; однопутная электрифицированная железная дорога общего пользования). 

Регулярное водное сообщение в настоящее время отсутствует по причине неработоспособности Абаканского речного флота, осуществлявшего речные перевозки грузов, главным образом, между южной частью Енисейской Сибири и Норильским промышленным районом. Результатом является повышенная нагрузка на дорожно-транспортную сеть юга Енисейской Сибири, так как объекты экономической инфраструктуры вынуждены организовывать грузоперевозки в северном направлении через речные порты Красноярска и Лесосибирска. Воздушные перевозки Абакано-Минусинской городской агломерации осуществляются через Международный аэропорт Абакан: 209,7 тыс. пассажиров в год, 917,57 тонн грузов в год (2019 [4]).

 

589

Рис. 2 – Схема расположения логистических центров в рамках Абакано-Минусинской городской агломерации

Важнейшей задачей интегрированного развития логистической инфраструктуры в агломерации является создание мультимодального логистического центра.  Оптимальным местом расположения мультимодального логистического центра, на наш взгляд, является западная часть г. Абакан в районе пересечения железной дороги Новокузнецк – Абакан – Тайшет и автодорожного обхода города на территории, примыкающей к западной промышленной зоне г. Абакан (п. 1 на рис. 2). С целью оптимизации грузовых перевозок в рамках Енисейского транспортного коридора представляется необходимым возобновление работы Абаканского речного порта со строительством в нем логистического центра (п. 2 на рис. 2). Также, возможным является создание логистического центра переработки продукции агропромышленного комплекса на базе ст. Минусинск (п. 3 на рис.2), ориентированного на обслуживание южной группы районов Красноярского края и республики Тыва.

Можно сделать вывод о том, что хотя развитие агломерационных отношений между административно-территориальными образованиями носит, преимущественно, естественный характер, осуществление функции контроллинга со стороны административных органов является необходимым для ликвидации диспропорций в развитии объектов логистической инфраструктуры.

Библиографический список:

1. В. Ф. Лукиных, П. Г. Швалов. Логистическая инфраструктура городской агломерации: [монография] /; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Красноярский государственный аграрный университет". - Красноярск : ФГБОУ ВО "Красноярский гос. аграрный ун-т", 2018. - 146 с.

2.         Лукиных В.Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой / В.Ф. Лукиных; Красноярск, 2010. – 292 с.

3. Н. И. Пыжикова, Е. В. Пыханова, Е. Ю. Власова. Оптимизация потребности в квалифицированных рабочих и служащих для сельского хозяйства Красноярского края: [монография] /; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Красноярский государственный аграрный университет". - Красноярск : Красноярский гос. аграрный ун-т, 2018. - 229 с.

4. Объемы перевозок через аэропорты России за январь – декабрь 2019 г. // Объемы перевозок через аэропорты России. URL: https://www.favt.ru/public/materials//7/0/2/3/b/7023b92ebb27f875268627369ae50199.xlsx . Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта. – (дата доступа 18.02.2020).

5. Тод Н.А. Кластерный подход к управлению малыми городами / Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства Материалы Национальной научной конференции. 2019. С. 260-264.

6. Пантелеев В.И. К вопросу о создании интегрированной логистической системы Енисейского макрорегиона / Логистика - евразийский мост материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 176-181.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2362
теги:
04.11.2021 09:48 | log2020блог автора

Еще публикации: