УДК: 656.224.225:33
Роль смешанных перевозок в развитии мировой торговли
Шашкин Иван Игоревич
студент 4 курса,
Российский университет транспорта (ИУЦТ), г. Москва, Россия
E-mail: shashkin_1998@mail.ru
Мухамадшоев Фирдавс Кодиралиевич
Аспирант,
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: boryan_arsen@mail.ru
Научный руководитель – Куренков Петр Владимирович
д.э.н., профессор, Кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»,
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: tu@miit.ru
The role of mixed traffics in the development of the world trading
Shashkin Ivan Igorevich
4th year student,
Russian University of transport, Moscow, Russia
Mukhamadshoev Firdavs Kodiralievich
Post graduate student
Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kurenkov Pyotr Vladimirovich
Doctor of Economics, Professor of the Department of transport business Management and intelligent systems
Russian University of transport, Moscow, Russia
В статье рассмотрены концепции интермодальных терминалов внутреннего транспорта. Анализируются принципы технологической специализации и логистической интеграции интермодальных терминалов. Предложены принципы классификации интермодальных терминалов на основе их роли в транспортных системах и цепях поставок, а также связь с перевозками их взаимодействие.
Ключевые слова: терминалы, интермодальные перевозки, торговля, .
The article considers the concepts of intermodal terminals of internal transport. The principles of technological specialization and logistics integration of intermodal terminals are analyzed. The principles of classification of intermodal terminals based on their role in transport systems and supply chains, as well as their interaction with transportation are proposed.
Key words: terminals intermodal transportation, trading.
Создание современной транспортной инфраструктуры является необходимым требованием для быстро развивающейся мировой экономики. Среди огромного разнообразия средств обеспечения транспортной логистики – водный (морской), воздушный, железнодорожный, автомобильный транспорт. И их использование в совокупности, в определенных комбинациях, является модальными перевозками..
По виду ответственности грузового перевозчика модальная доставка может быть [1-9]: унимодальной. Ее особенностью является отсутствие перегрузки товаров в пути и промежуточного хранения на складах. Ответственность за груз несет один агент, одновидовой транспорт – чаще всего автомобильный; мультимодальной. Для такого вида транспортировки характерно наличие заказчика и оператора перевозки, между которыми и заключается договор. При этом за безопасность и сохранность груза в пути отвечает оператор, имеющий контракты со своими подрядчиками: авто, ж.-д. или морскими перевозчиками; интермодальной. Эта многовидовая доставка относится к комбинированной перевозке и осуществляется несколькими компаниями, количество видов транспорта – чаще два. Отправитель груза договаривается о доставке груза с обоими логистическими сервисами. Для нашей страны характерным является использование автомобильного и железнодорожного видов. Другие преимущества заключаются в следующем: грамотное документальное оформление таможенных документов; стоимость доставки одним оператором логистического сервиса будет значительно ниже, чем затраты на транспортировку несколькими компаниями; информация о состоянии груза на каждом участке пути следования предоставляется грузоотправителю по его запросу; ответственная организация погрузочно-разгрузочных работ; гарантированная возможность получения товара заказчиком, находящимся в любом труднодоступном регионе любой страны.
Интермодальные транспортные системы получают все большее распространение в современной экономике. Их применение снижает логистические издержки и удельные инвестиции, повышает гибкость и эффективность управления товарными и транспортными потоками, а также обеспечивает достижение положительных экологических эффектов.
Основой инфраструктурного комплекса интермодальной транспортной системы является сеть интермодальных терминалов. Проекты интермодальных терминалов реализуются транспортными компаниями, логистическими операторами и другими участниками рынка; их создание предусмотрено в документах транспортной стратегии России. Во многих случаях государство участвует в создании терминальных объектов. Ошибки в размещении и проектировании терминалов негативно влияют на функционирование транспортной системы и цепочек поставок, и в большинстве случаев их трудно или невозможно исправить. В связи с этим актуальным является анализ современных принципов создания и эксплуатации таких объектов. Данная статья посвящена особенностям интермодальных терминалов внутреннего транспорта (в отличие от объектов, расположенных на территории морских портов). Основными технологическими функциями терминалов в интермодальной транспортной системе являются: перевалка интермодальных транспортных единиц (ИТЕ) – контейнеров, контрейлеров, съемных кузовов - между сетями различных видов транспорта или на сети одного вида транспорта; временное хранение груженых ИТЕ; контроль технического и коммерческого состояния ИТЕ и транспортных средств. Помимо перечисленного, на базе интермодальных терминалов могут выполняться; сбор/развоз отправок и/или (ИТЕ) – контейнеров, контрейлеров, съемных кузовов зоне обслуживания терминала; заполнение / разгрузка ИТЕ; техническое обслуживание, ремонт, очистка ИТЕ; - хранение запаса порожних ИТЕ (функции депо) [2].
При сохранении неизменного, в целом, перечня технологических функций терминалов, характер их специализации и интеграции в транспортной системе и логистических сетях со временем претерпел определенные изменения. Проведенный анализ позволил выявить три характерных этапа развития интермодальных терминалов.
Рис 1. Классификация интермодальных терминалов [2]
Хабы и региональные терминалы-основные объекты интермодальной транспортной системы-имеют ряд общих технологических особенностей, в частности: длина основного пути соответствует максимальной длине поезда, что дает возможность обрабатывать его, не разделяя на группы вагонов. В ЕС это значение составляет 500-700 метров, в США - до 4000 метров; адаптивность оборудования к обработке потока ИТЭ, имеющего сложную структуру. В отличие от терминалов в морских портах, где обрабатываются только крупнотоннажные контейнеры, терминалы внутреннего транспорта обрабатывают контейнеры (в том числе "длинные" и "широкие"), контрейлеры и съемные кузова различных размеров.
Считается, что смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение являются синонимами, т.е. «транспортирование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца». Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбинированные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» также используются как синонимы (ст.788 ГК РФ) [2]. Необходимо отметить, что до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимости продолжить стандартизацию терминологии смешанных перевозок и формирование законодательной базы. В частности, в настоящее время разрабатывается Закон РФ «О смешанных перевозках». Приведем некоторые определения, касающиеся способов перевозки:
По определениям UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development), «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и - в зависимости от распределения ответственности за перевозку - выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной - если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования - независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ» [1-9].
Если говорить о факторах, препятствующих развитию интер-мультимодальных перевозок, то серьезным барьером остаются многочисленные таможенные формальности, приводящие в ряде стран к незапланированным простоям, задержкам, дополнительным расходам.
Компания DHL - лидер международного бизнеса авиаэкспресс доставки провела исследование таможенной ситуации в странах Восточной Европы. В опросе приняли участие 100 крупнейших многонациональных компаний Европы. Как, оказалось непонимание смысла таможенных процедур и инструкций является крупнейшей проблемой, с которой сталкиваются западные компании при ведении бизнеса в странах Восточной Европы. Девять из десяти бизнесменов испытывали проблемы с таможенной очисткой грузов [2].
Снижение логистических издержек при осуществлении интермодальных перевозок через морские порты способствуют следующие факторы: более тесное сотрудничество с таможней, что позволит сократить непроизводительные простои флота в российских портах, прежде всего за счет предварительного декларирования ввозимых товаров; согласование рабочего времени работы порта и таможни; исключение повторных таможенных досмотров судов при заходе во второй российский морской порт; ускорение прохождения экспортно-импортных и транзитных грузов через морские порты, уменьшение объема несвежих грузов, что позволит снизить потребность в складских помещениях и приведет к увеличению пропускной способности перевалочных комплексов [10-15].
В логистическом процессе компания может использовать различные способы транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) при организации доставки продукции в конкретные точки логистической цепочки (цепочки поставок). Прежде всего, логистическое руководство компании принимает решение о создании собственного автопарка или использовании наемного транспорта (государственного или частного). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев: затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренда, анализ подвижного состава); расходы на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиторских компаний и других логистических посредников; скорость (время); качество (надежность доставки, сохранность груза и т.д.).
Библиографический список:
- http://www.e-rej.ru/upload/iblock/995/995165e0ef48baae6f454c27918a0d 50.pdf. Статья принципы специализации и интеграции в развитии интермодальных терминалов.
- https://scienceforum.ru/2020/article/2018019862. Студенческий научный форум – 2020 перспективные направления развития политранспортной логистики.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница определения.
- Астафьев А.В. и другие Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий. // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 11.- C. С.13-17.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020