УДК 33:550.311.6
Оценка эффективности функционирования цепей поставок
Турган Адия Иранкызы
студентка 4 курса ОП «Экономика»
Высшей Школы Менеджмента,
Алматы Менеджмент Университет, г. Алматы, Казахстан
E-mail: adiyaturgan13@gmail.com
Умирзакова Динара Калдыбековна
Старший преподаватель
Высшей Школы Менеджмента,
АлматыМенеджмент Университет, г. Алматы, Казахстан
E-mail: logisticasuper@gmail.com
Evaluating the effectiveness of supply chains
Turgan Adiya Irankyzy
4th year student of the Economics Department
Higher School Of Management,
Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan
Umirzakova Dinara Kaldybekovna
Senior lecturer Higher School Of Management,
Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan
В статье рассматривается роль цепи поставок в деятельности предприятия. Подчеркивается интегративная характеристика цепей поставок. Рассмотрена внутренняя и внешняя интеграция. Приведена значимость оценки эффективности функционирования цепей поставок. Выделены методы оценки и их характеристика, направления их применения для повышения эффективности цепей поставок.
Ключевые слова: цепь поставок, материальные потоки, внутренняя и внешняя интеграция, логистика, методы оценки.
The article discusses the role of the supply chain in the company's activities. The integrative characteristic of supply chains is emphasized. Internal and external integration is considered. The significance of evaluating the effectiveness of supply chains is shown. Methods of assessment and their characteristics, directions of their application for improving the efficiency of supply chains are highlighted.
Key words: supply chain, material flows, internal and external integration, logistics, evaluation methods.
Предприятия сегодня заинтересованы в развитии и повышении эффективности своей деятельности. Функционируя во внешней среде, предприятия создают и управляют цепями поставок своей продукции. Цепь поставок создает движение материального потока, движение которого к потребителю, связано с преодолением различных звеньев. Главная цель управления цепи поставок в большинстве случаев состоит в достижении минимума общих логистических издержек при обеспечении максимального уровня обслуживания клиентов.
Звенья составляют структуру логистического цепи и влияют на ее функционирование. Цепь поставок характеризуется совокупностью участников, состоящая из различных взаимодействующих предприятий, осуществляющих организацию и управление движением материальных потоков от поставщиков до конечных потребителей. Управление цепями поставок заключается в интегрированном подходе, в рамках организации единой цепи поставок который способен повышать эффективность деятельности предприятия.
Цепи поставок предприятий изначально начинают выстраивать внутренние интеграционные процессы, где объединяются все виды логистической деятельности в рамках одного предприятия, затем интеграция охватывает и внешние процессы взаимодействия, с предприятиями составляющие структуру цепи поставок (рис. 1).
Рис. 1 - Характеристика внутренней и внешней интеграции [1, стр. 29]
Интеграция интересов всех участников цепей поставок приносит хороший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности, и для этого необходимо производить оценку результативности такого взаимодействия [2, стр. 89]. Оценка эффективности функционирования является важным шагом для эффективного управления цепью поставок. Оценка эффективности представляет собой комплекс подходов и приемов, которые позволяют оценить уровень управления цепей поставок.
Методы оценивания результативности функционирования цепей поставок, должны учитывать:
- свойства активности всех участников цепи поставок;
- включать задачи всех видов планирования и управления цепи поставок и быть взаимосвязанными;
- синтезировать структурную и функциональную стадии цепи поставок;
- выявлять причинно-следственные связи; содержать элементы динамичной системы с учетом неопределенностей;
- рекомендовать мероприятия по корректирующим действиям [3,стр. 415].
Оценка может осуществляется в виде обратной связи - задания управленческим звеньям - принятие решений службой логистики - их осуществление -оценка результатов деятельности управленческих звеньев.
Существует несколько методов оценки функционирования цепей поставок. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления цепи поставок с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса (рис. 2).
Рис. 2 - Методы оценки функционирования цепей поставок [4,стр. 127]
Рассмотрим их более подробно.
Метод затрат. Он основан на том, что предприятие устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции цепей поставок. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.
Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в управлении цепями поставок.
Метод продуктивности. Оценка эффективности цепей поставок при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации
Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результатами на “выходе”. В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции.
Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения) [5,стр. 57].
Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции, как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных компаний позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования цепей поставок.
Методы оценки функционирования цепей поставок, позволят провести анализ функционирования цепей поставок на предприятии, и определить возможные резервы повышения для их эффективности. Оценка эффективности цепей поставок носит комплексный характер, и может быть использован для различных производственных, торговых и транспортных предприятий.
Библиографический список:
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник — 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
3. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах ИНФРА-М, 2013. 623 с.
4. Аникина Б.А., Родкиной Т.А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Издательство «Проспект», 2013. 308 с.
5. Григорьев М., Ткач В., Уваров С. Коммерческая логистика: теория и практика Издательство «Юрайт», 2015. 507 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020