УДК 334.7
Прогноз трендов развития цифровой логистики в Российской Федерации
Трейман Марина Геннадьевна
Доцент кафедры экономики и организации производства
ФБГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Высшая школа технологии и энергетики, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: britva-69@yandex.ru
Forecast trends in the development of digital logistics in the Russian Federation
Treyman Marina Gennadievna
Associate Professor of the Department of
Economics and production organization
Saint Petersburg state University of industrial technologies and design, Higher school of technology and energy, Saint Petersburg, Russia
В статье приведен обзор существующих тенденций в части цифровизации логистических действий и операций, а также даны прогнозы развития направления в дальнейшей перспективе. К наиболее значимым тенденциям можно отнести цифровых двойников и принципы робототизации. Применение данных технологий существенно сократит издержки и ускорит логистические процессы.
Ключевые слова: цифровизация логистических процессов, ИТ-технологии, искусственный интеллект, робототизация
The article provides an overview of current trends in the digitalization of logistics operations and actions, as well as forecasts of the development of the direction in the future. The most significant trends include digital doubles and the principles of robotization. The use of these technologies will significantly reduce costs and speed up logistics processes.
Key words: digitalization of logistics processes, it technologies, artificial intelligence, robotization
В последние 10 лет цифровое направление стало достаточно интенсивно развиваться, это в основном связано в широким применением компьютерных технологий, использованием новых инновационных методов, которые позволяют предприятиям и компаниям существенно сократить затраты на логистическую деятельность и ускорить все логистические процессы. Отметим также, что логистическая сфера стала первой, которую коснулись вопросы цифровизации, и в настоящее время все современные тенденции ИТ-сферы развиваются именно на логистических объектах.
Прогнозируемая динамика развития транспортно-логистических услуг представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Прогнозная динамика развития
транспортно-логистических услуг с 2012-2030 гг., млрд руб. [2, с. 16]
Согласно графику на рисунке 1, транспортно-логистические системы будут положительно развиваться, их рост в 2030 году вырастет на 8 896 млрд руб., что свидетельствует о важности для России всех видов логистических услуг и спрос на них в будущем по прогнозам будет только расти.
В исследовании кратко освещены основные тренды цифровой деятельности, далее рассмотрим их.
а) Управление цепочками поставок в организациях в режиме Online
Данная сфера напрямую касается сферы работы с клиентами, которых у логистических компаний может быть множество и с каждым необходимо выстроить определенные отношения в части рабочего процесса, обмена данными и доставки продукции. Онлайн режим позволяет тщательнее контролировать движение и маршрутизацию движения продукции. Активным инструментом в данном случае являются технологии интернета вещей. Например, для складской логистики важным можно считать возможность отслеживать движение товара с помощью устройств IoT по всему пути его движения от нахождения на складе до доставки его клиенту. Использование данных технологий делает взаимодействие по схеме «клиент» – «логистическая компания» более гибким. Также на складах стали использоваться такие направления как применение удаленного рабочего места и использование практики smart - очков, позволяющих фиксировать и считывать необходимую информацию по конкретным объектам склада.
б) Использование робототизированных технологий в различных логистических сферах
Внедрение роботов в промышленную сферу позволяет существенно упростить и сократить ряд операций, а также осуществить переход от человеческого труда к роботизированным технологиям. В логистике роботы применяются в складской деятельности, значительное количество компаний в 2019-2020 годах стали активно тестировать и применять данные технологии. По прогнозам аналитиков, рынок роботизации будет расти и в 2021 году достигнет 35 %, что составит 21 млрд. долл США. [1, с. 25] Ярким примером можно считать мобильного складского робота Boston Dynamics, на складе на робота возложили функции погрузочно-разгрузочных работ, складывания поддонов, а также передвижение товара по складу. В дальнейшей перспективе компании будут внедрять автономных запрограммированных роботов, использование которых практически полностью автоматизирует рутинные складские операции. [3, с. 32]
в) Использование искусственного интеллекта в сфере грузоперевозок
Использование данных технологий позволит в полном объеме спрогнозировать поставки, максимально точно маршрутизировать движение объектов и контролировать их. Главным трендом в данном направлении можно считать интеллектуальные перевозки с использованием «расширенного интеллекта». [4, с. 56] Под термином «расширенный интеллект» понимается сочетание принятия управленческих решений человеком совместно с результатами работы искусственного интеллекта. В данном случае сочетаются человеческий и машинный потенциал, который в совместном взаимодействии может давать улучшенные результаты и более разноплановые решения логистических задач. Использование данных технологий существенно повысят производительность и эффективность логистических систем.
г) Цифровые двойники и их применение в логистических процессах предприятий
Использование цифровых двойников в логистических системах позволяет объединить виртуальный и физический миры и предсказывать свойства объектов, менять их, позволяет более точно собирать и актуализировать данные, особенно актуально применение данных технологий в транспортной логистике для сбора информации об объекте перевозки и возможной корректировки данных и выявление повторяющихся логистических операций в ходе процесса. Также данные технологии могут быть использованы в складской деятельности, создании трехмерных моделей, позволит проанализировать производственные площади и пересмотреть ряд подходов к складированию.
в) Использование систем электронного документооборота
Применение электронных форм отчетности и обмена накладными и прочими документами с клиентами, позволяет существенно снизить затраты на использование бумажных носителей, то есть понизить канцелярские расходы. В настоящее время значительное количество сервисов позволяет осуществлять данное взаимодействие. К ним относятся такие компании как Тензор, Контур, Диадок, Калуга астрал и прочие.
г) Использование технологических платформ
Технологические платформы позволяют оптимизировать управленческие решения, связанные с логистическими операциями, укрупнить и максимально автоматизировать данную деятельность, данные организационные механизмы позволят интегрировать бизнес-процессы и работать в режиме многозадачности. Цифровые платформы могут быть разработаны на базе одной компании или объединять в себя несколько компаний.
Таким образом, внедрение принципов цифровизации в логистические системы будет в дальнейшем развиваться и данное направление можно считать инновационным и значимым для предприятий, поскольку цифровые инновации в ближайшей перспективе будут драйвером технологического развития и позволят предприятию быть конкурентоспособным и получать более значимый финансовый результат.
Библиографический список:
1. Артюшенко В. М., Белянина Н. В. Цифровые сети доступа технологии xDSL : монография / [Соврем. гуманитар. акад.]. 209 с.
2. Бабушкин В. М. Бережливые и цифровые технологии в организации производства: монография / ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ". Казань: Изд-во КНИТУ КАИ, 2019. 174 с.
3. Вербовецкий А. А. Оптические цифровые логические системы / Москва: Алекс, 2004. 98 с.
4. Никишов С. И. Цифровая трансформация логистики: [монография] / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Дело, 2019. 109 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020