Регион: Выбрать регион
Сейчас: 6 мая 12:04:35
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Оптимизация торговли на базе логистического стандарта MRP I

УДК 658.7

Оптимизация торговли на базе логистического стандарта MRP I

Тод Наталья Александровна

старший преподаватель кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: logist.kgau@mail.ru 

 

Optimization of trade based on MRP I logistics standard

Tod Natalya Aleksandrovna

Senior lecturer of Department of logistics and marketing in AIC

Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia

   

В данной статье рассматривается применение логистического стандарта MRP I для оптимизации деятельности малых предприятий оптово-розничной торговли. Освещены типичные проблемы данных предприятий. Предложен алгоритм оптимизации на базе стандарта MRP I.

Ключевые слова: малое предприятие, торговля, логистический стандарт, MRP I

This article discusses the use of the MRP I logistics standard to optimize the operations of small-scale wholesale and retail enterprises. Typical problems of these enterprises are highlighted. An optimization algorithm based on the MRP I standard is proposed.

Key words: small enterprise, trade, logistics standard, MRP I

 

Небольшие предприятия оптово-розничной торговли пищевой продукцией представляют собой значительную долю в экономике города, региона и страны в целом. Их деятельность направлена в большей степени на удовлетворение первичных потребностей населения, поэтому они имеют важное значение для поддержания стабильного и высокого уровня жизни людей. На рис. 1 изображена типичная схема работы малых оптово-розничных торговых компаний.

Малый бизнес в сфере торговли зачастую может иметь такие характеристики, которые могут провоцировать появление или усугубление проблем компании и снижать эффективность ее деятельности. Среди них можно выделить следующие:

-     зачастую планирование закупок производится только на основе фактических продаж, что увеличивает риск ошибки в определении объема спроса и соответственно может спровоцировать состояние дефицита или избытка запасов, а соответственно, увеличения затрат;

-     неправильная ассортиментная политика;

-     отсутствие автоматизации планирования, управления и контроля всех стадий выполнения заказа (обычно компании используют КИС 1С, версию «Торговля и склад», с помощью неё ведется учет на складе в целях бухгалтерского учета, печати первичной бухгалтерской документации, первичных документов по отгрузке товара, однако анализ логистической информации не автоматизирован, управленческие решения в сфере логистики затруднены);

-     очень часто торговое предприятие опирается в поставках на логистику поставщика, что часто приводит к неравномерности поставок, задержкам, затовариванию или дефициту на складе, росту претензий;

-     пренебрежение функцией управления запасами, проведения аналитики;

-     высокая доля транспортных затрат в общих затратах;

-     поступление товара ненадлежащего качества, претензионная работа;

-     затраты из-за порчи товара с истёкшим сроком годности;

-     отсутствие маркетинговых исследований и др.

 

 

 

Рис. 1 – Схема выполнения заказа в торговой компании

Эффективная политика закупок исключает срыв поставок и неоптимизированные запасы на складе предприятия. Затоваривание, к которому приводит неоптимизированный запас крайне негативно сказывается на работе любого предприятия, так как зачастую имеет место невыполнение заявок покупателей в случае отсутствие одного товара на складе при значительном превышении потребности в другом. Планирование закупок, автоматизация этого процесса позволяет частично или полностью решить выше озвученные проблемы. Одним из логистических стандартов в данной области является стандарт MRP I.

Логистическая технология MRP I представляет собой систему планирования потребности в товарах, главной задачей которой является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых товаров в любой момент времени в рамках периода планирования наряду с возможным уменьшением текущих запасов, а, следовательно, разгрузкой складов [1].  Система MRP I является средством реализации алгоритма, который позволяет оптимизировать количество и время поставок товара, контролировать запасы на складе и сам процесс продаж. [2] При помощи программного комплекса происходит взаимоувязка закупок с продажами, проводится анализ товара на складе. Целями MRP I является оптимизация количества товара на складе, уменьшение расходов на логистику товарных запасов, расчет времени поставок для предотвращения перебоев в торговле. Схема системы закупок при применении данной технологии отражена на рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Схема закупок при применении MRP I

ISF – аналитика состояния товарных запасов на складе, дает полную информацию обо всех видах необходимых товаров в ассортименте, которые применяются в зависимости от рыночной ситуации, и о поставщиках.

MPS – программа продаж, составляет график продаж конечной продукции за планируемый период времени. Модуль расчета оптимального графика поставок проверяет программу продаж и создает график продаж в размере товарного ассортимента и в разрезе каждого поставщика.

Модуль расчета потребностей в товаре, не включенных в план продаж, исследует другие параметры, которые связаны с развитием торгового предприятия (например, новый товар на рынке) и не были рассмотрены ранее. Модуль вычисления необходимого количества товара для продажи рассчитывает чистую прибыль для каждого поставщика в разрезе ассортимента, а модуль вычисления окончательного количества товаров для продажи находит общую потребность в запасе на складе.

На выходе программа позволяет формировать следующие документы:

-     план заказа товаров (POS);

-     корректировка плана заказа (CPO);

-     исполнительный отчет (PR);

-     отчет обеспечения (ER) (сроки поставок, наличие товара на складе);

-     прогнозный отчет (PR).

Предлагается схема заказа товара через MRP I позволяет оптимизировать весь процесс закупки товара, увязав его с продажами в разрезе каждой ассортиментной позиции и в разрезе каждого поставщика. При поступлении заявки от покупателя руководитель проверяет в автоматическом режиме наличие заказываемого товара на остатках склада, в случае наличия заказываемого товара сразу формирует доставку покупателю. Система анализирует входную информацию о товарах в пути и запасах. После алгоритмы модуля формируют спрос на товар и требования к объему заказа в разрезе поставщиков. Затем вычисляются критерии исходных данных, и делается заказ на требуемое количество запасов на складе. После проведения всех вычислений система выдает выходную информацию.

Автоматизируя процесс закупок, малое предприятие может сократить затраты, оптимизируя запасы на складе. Использование данного алгоритма может позволить увеличить объем продаж за счет постоянного наличия требуемых товаров, а также из-за отсутствия задержек в поставках товарных запасов, отслеживать статус товара в пути до самого склада и избежать затоваривания на складе.

Библиографический список:

1.    Булов В.Г., Касаев Б.С. Развитие логистических подходов к формированию информационного обеспечения управления // Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы экономики, управления и права, Москва, 08 декабря 2012 г. – С. 8-12.

2.    Саетова Л.Г. Системы MRP I: анализ системы // Наука и бизнес: пути развития. – ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», ;4(94), 2019. – С. 98-100.

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020

 

 


Количество просмотров: 2368
теги:
04.11.2021 08:45 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама