УДК 658.7/.8
Логистическая политика обеспечения непрерывности коммерческой деятельности
Ткач Владимир Владимирович
к.т.н., доцент, доцент каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический
университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
Logistics support policy the continuity of the business
Tkach Vladimir Vladimirovich
associate professor of the department of trade and commodity research,
Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье аргументируется необходимость формирования концепции логистической политики обеспечения непрерывности коммерческой деятельности. Определяются ключевые элементы этой политики. Характеризуются особенности ее разработки с учетом специфики функциональных областей логистического менеджмента.
Ключевые слова: безопасность; коммерческая деятельность; логистика; риск; устойчивость; цепи поставок
The article argues for the need to form a concept of logistics policy to ensure the continuity of commercial activities. Key elements of this policy are defined. The article describes the features of its development, taking into account the specifics of the functional areas of logistics management.
Key words: security; commercial activities; logistics; risk; sustainability; supply chains
Пандемия, обусловленная быстрым распространением по всему миру коронавируса, инициировала начало всеобщей экономической рецессии. Одновременно с этим она в очередной раз подтвердила, что целостность цепей поставок практически мгновенно может быть нарушена вследствие наступления событий, которые порождают глобальные негативные тенденции. Эта закономерность впервые была отмечена после мирового финансового кризиса 2018 года. Вероятность ее повторения диктует необходимость создания многоуровневой защиты цепей поставок от вероятных сбоев в их функционировании и уделения большего внимания превентивной идентификации предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций и разработке мер по их устранению [1, с.26]. Однако эта задача остается в тени, поскольку всеобщее внимание до пандемии было приковано исключительно к проблеме цифровизации логистики.
Нестабильность операционной логистической деятельности в цепях поставок является производной от дисбаланса в ней цепных связей между взаимозависимыми событиями и статистических закономерностей, определяющих изменения ее параметров (колебания их значений) [2, с.403].
Эта проблема в отечественных научных публикациях преимущественно рассматривается с позиции недопущения дефицита материальных ресурсов, наступление которого может привести к незапланированной остановке производства. Поиск ее решения традиционно осуществляется, прежде всего, исходя из необходимости обеспечения надежности поставок. Достижение этой цели главным образом сводится к поиску эффективных способов управления материальными запасами. Такая практика в первом приближении кажется оправданной по ряду причин. Во-первых, перечень мер по гарантированию ритмичности поставок, т.е., по обеспечению соответствия их фактических характеристик договорным условиям, не так широк. Условно он сводится к проверке потенциальных поставщиков и организации контроля за деятельностью существующих поставщиков. Во-вторых, контрактные возможности снижения вероятности возникновения дефицита материальных ресурсов крайне ограничены (применение экономических санкций к недобросовестным поставщикам мы не учитываем). К их числу следует отнести «горячее» и «холодное» резервирование поставок. В 1-м случае предполагается разделение одноименного заказа на поставку между различными поставщиками (в неодинаковой пропорции). Во 2-м случае к поставкам привлекается дополнительный поставщик, который начинает отгрузку товаров только после получения специального уведомления от потребителя. В-третьих, проектные условия договора поставок (в частности, размер товарных партий, график доставки и др.) по определению должны коррелировать с политикой управления материальными запасами на предприятии-потребителе. В-четвертых, проекты таких договоров могут содержать ошибки. В-пятых, нередко уже на преддоговорной стадии взаимодействия с поставщиками упомянутые нами выше проектные условия «устаревают». Особое внимание вследствие этого объективно смещается к управлению текущим запасом, т.е., к принятию мер по регулированию его параметров: 1) подготовка новых заявок на пополнение запаса; 2) использование субститутов; 3) внесение изменений в оперативно-календарный план, т.е. корректировка производственной программы и др. Формирование страхового запаса также приобретает характер самостоятельной функции. Охарактеризованная нами традиционная практика обеспечения надежности поставок, по сути, означает примат управления запасами над интегрированным планированием поставок. Нами такой подход не разделяется. В ряде наших публикаций, посвященных этой проблематике, неоднократно было показано, что эффективность управления материальными запасами является производной, прежде всего, от эффективности планирования снабженческо-сбытовой деятельности (закупок и продаж). В результате этого планирования, в частности, должны быть разработаны не только объемный и бюджетный план снабжения (закупок), но и план поставок в этой сфере, содержащий: 1) проектные условия договоров поставки; 2) обоснование способов размещения заказов на поставки для каждого вида материального ресурса; 3) рекомендации по резервированию поставок; 4) предложения по управлению рисками проведения коммерческих переговоров с потенциальными поставщиками (если в них есть потребность); 5) график размещения заказов на поставки; 6) правила перенаправления заказов на поставки в случае расторжения заключенных контрактов и др. Формированию этого плана должны предшествовать работы по обоснованию частных проектов договоров поставок. Они согласно [3, с.41] должны рассматриваться в качестве целостного многостороннего договора, оптимизация которого составляет содержание контрактной стратегии предприятия. Главные требования к плану поставок заключаются в том, что он должен быть, в т.ч., надежным и устойчивым. Их выполнение во многом сегодня зависит от отражения в интегрированном плане поставок политики ориентации предприятия на клиента, т.е. от степени его клиенториентированности.
На представление нового видения направлений решения проблемы обеспечения стабильности операционной логистической деятельности в цепях поставок, по нашему мнению, существенное влияние оказывают международные стандарты качества ISO [4-9, 11 и др.]. Их направленность характеризуют следующие положения. Во-первых, они определяют инвариантные методы управления рисками, в т.ч., проектными. Уместно заметить, что надежность поставок является одной из характеристик рисков, возникающих в цепях поставок. Это положение обусловливает целесообразность детальной проработки таких рисков в процессе планирования снабженческо-сбытовой деятельности с учетом рекомендаций, приведенных в [4]. Во-вторых, они содержат рекомендации по обеспечению не только безопасности цепей поставок, но и их устойчивости [11]. Здесь обращает внимание тот факт, что эти стандарты, с одной стороны, отражают требования [10], а с другой стороны привязаны к принципам менеджмента риска (эта закономерность распространяется на большинство стандартов ISO) [4]. В-третьих, они определяют принципы обеспечения устойчивого развития предприятий, которые имеют прямое отношение к управлению цепями поставок [5]. Согласно им стратегия менеджмента в этих структурах заключается в последовательном сбалансировании логистических взаимодействий между всеми их участниками (с учетом их интересов и ожиданий). В-четвертых, в них декларируется необходимость обеспечения непрерывности бизнеса (коммерческой деятельности), т.е. создание предпосылок для его продолжения в случае наступления событий, приводящих его к вынужденной остановке [6-9]. Значимость этих стандартов, по нашему мнению, определяется, не только тем, что в них, по сути, предвосхищено возникновение потребности у предприятий в оценке готовности к инцидентам, разрушающим их бизнес. Важно, что в [6-9] декларирована необходимость распределения ответственности за подготовку к подобным инцидентам между всеми функциональными подразделениями предприятия. Здесь уместно напомнить, что логистический менеджмент не является единственным инструментом управления ограниченными ресурсами на предприятии.
Таким образом, актуализируется обоснование логистической политики обеспечения непрерывности бизнеса. Наибольшую сложность в решении этой проблемы, по нашему мнению, представляет установление, прежде всего, места логистики и управления цепями поставок в системе приоритетов коммерческой политики предприятия (она охватывает снабжение и сбыт, т.е. закупки и продажи). Аналитическая оценка научных и методических публикаций по этой тематике показывает, что них отчетливо просматривается стремление присоединить традиционные сферы коммерческой деятельности (закупки и продажи) к логистике и маркетингу. Эта ситуация затрудняет визуализацию иерархических связей между названными нами ранее функциональными областями. Кроме того, она не позволяет точно идентифицировать конфигурации цепных связей, посредством которых последствия наступления инцидентов (неблагоприятных событий) распространяются в основной деятельности предприятия.
Вызов, который пандемия бросила мировой экономике, требует переосмысления существующих подходов к обеспечению качества функционирования цепей поставок. Направленность этого процесса, по нашему мнению, определяется осознанием локальности задачи концентрации на интегральных свойствах цепи поставок (они определяют логистическое поведение этой множественной организационной структуры) по сравнению с комплексным обеспечением устойчивого развития коммерческой деятельности в частности и ее непрерывности в целом.
Библиографический список:
1. Шеффи Й. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество / Й. Шеффи; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 301 с.
2. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс); Пер. с 5-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. - 670 с.
3. Тамбовцев B.JI. Контрактная модель стратегии фирмы. Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. - 83 с.
4. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
6. ГОСТ Р 53647.1-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Ч.1. Практическое руководство.
7. ГОСТР 53647.2-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Ч.2. Требования.
8. ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007. Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности.
9. ГОСТ Р ИСО 22313-2015. Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководство по внедрению.
10. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.wcoomd.org.
11. ISO 28002:2011(E) 28002. Security management systems for the supply chain - Development of resilience in the supply chain — Requirements with guidance for use.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020