УДК 658.7
Особенности развития логистической инфраструктуры
Чеченской Республики
Тасуева Тамила Сулеймановна
д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в топливно-энергетическом комплексе, Грозненский государственный нефтяной
технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова,
г. Грозный, Россия,
Email: tamila7575@mail.ru
Рахимова Бэлла Хасановна
младший научный сотрудник
лаборатории экономических исследований
КНИИ РАН,
г. Грозный, Россия
E-mail: ya210412@yandex.ru
ORCID: 0000-0001-9951-675X
Features of the logistics infrastructure as a factor in increasing the investment potential of the Chechen Republic
Tasueva Tamila Suleimanovna
Doctor of Economics, Professor, Department of Economics and Management in the Fuel and Energy Complex, M.D. Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, г. Грозный, Россия
Rakhimova Bella Khasanovna
junior Researcher of economic research laboratories
CI RAS, Grozny, Russia
В рамках данного исследования основной целью является анализ логистической инфраструктуры как фактора повышения инвестиционного потенциала Чеченской Республики. Для анализа логистической инфраструктуры как фактора повышения инвестиционного потенциала Чеченской Республики поставлен ряд задач: анализ инвестиционного потенциала Чеченской Республики; определение термина «логистическая инфраструктура региона»; анализ транспортно-логистических услуг и торгового оборота региона. В ходе исследования были использованы следующие графический метод, а также обобщение.
Ключевые слова: логистика, логистическая инфраструктура, инвестиции, конкурентоспособность.
In the framework of this study, the main goal is to analyze the logistics infrastructure as a factor in increasing the investment potential of the Chechen Republic. To analyze the logistics infrastructure as a factor in increasing the investment potential of the Chechen Republic, a number of tasks were set: analysis of the investment potential of the Chechen Republic; definition of the term “regional logistics infrastructure”; analysis of transport and logistics services and trade turnover of the region. During the study, the following graphical method was used, as well as a generalization.
Key words: logistics, logistics infrastructure, investment, competitiveness.
Современная логистическая инфраструктура во многом определяет облик региональной экономики. Цифровая трансформация логистической деятельности интегрирует инфраструктуру региона и автоматизированные платформы субъектов хозяйствования и всё больше зависит от облачных технологий и искусственного интеллекта. Все обуславливает инвестирование значительных финансовых средств в развитие логистической инфраструктуры.
Эффективность цифровой трансформации логистической инфраструктуры предопределена взаимодействием всех секторов экономики, их партнёрскими отношениями в рамках внедряемых цифровых платформ.
Согласно исследованию агентства RAEX (Эксперт РА) в 2019 г. в рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов Чеченская Республика вошла в группу с низким потенциалом – экстремальным риском, составив соседство Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Республике Тыва. В 2018 г. регион входил в группу с незначительным потенциалом – высоким риском, наравне с Республикой Карелия, Республикой Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Северная Осетия – Алания, Курганской областью, Республикой Алтай, Камчатским краем, Еврейской автономной областью, Чукотским автономным округом [1].
В рейтинге инвестиционного потенциала региона в 2019 г. Чеченская Республика заняла 64-ое место, разместившись между Орловской и Амурской областями, в 2018 г. – 66-ое место, расположившись между Амурской и Новгородской областями [1].
В 2019 г. доля Чеченской Республики в общероссийском потенциале составила 0,5%. Для сравнения, доля в общероссийском потенциале Ставропольского края – 1,1%, Республики Дагестан – 0,9%, Республики Северная Осетия – Алания – 0,5%, Кабардино-Балкарской Республики – 0,5%, Республики Ингушетия – 0,3%, Карачаево-Черкесской Республики – 0,3% [1].
Самую низкую долю в общероссийском потенциале имеет Республика Калмыкия, Республика Тыва, Еврейская автономная область, Республика Алтай, Ненецкий автономный округ с 0,2% [1].
Самая большая доля в общероссийском потенциале с 14,6% имеет г. Москва, за ней следует Московская область (6,2%) и Санкт-Петербург (4,8%) [1].
Рейтинг инвестиционного потенциала был составлен на основании обобщения данных по следующим составляющим: трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природно-ресурсный и туристический (рис. 1) [1].
Однако, несмотря на недостаточно высокий уровень инвестиционного потенциала республики, все же стоит отметить, особенность республиканской экономики. Известно, что при высоких темпах потребительского спроса привлекательность логистического сектора изменяется по принципу акселератора. Стабильность развития республиканской экономики во многом способствует привлечению инвестиций, в том числе зарубежных, что, в конечном счете, позволит решить задачи развития логистической инфраструктуры. Распоряжением Правительства Чеченской Республики 23 декабря 2016 года № 341-р реализуются инвестиционные проекты в сфере промышленности, строительства, транспорта и энергетики, агропромышленном комплексе и пищевой промышленности, туризме. Инициаторами проектов являются такие предприятия как ОАО «Чеченнефтехимпром», ООО «Чеченлеспром», ООО «Курчалойский электромеханический завод», ООО «Юг-Строй», ЗАО «Инкомстрой», ООО «Родина», ООО «Молочная компания «Кавказское здоровье», ООО «Ведучи» и т.д. [4]. Наряду с этим, Правительством Чеченской Республики от 12 мая 2014 г. № 125-р утверждена Инвестиционная стратегия до 2025 г. [6].
В целях привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата создана особая экономическая зона на территории на территории Итум-Калинского и Сунженского районов и промышленно-производственного типа в г. Аргун [5].
Рисунок 2 – Ранги составляющих инвестиционного потенциала
в 2019 г. [1]
Кроме того, с 2017 г. на территории Чеченской Республики действует Фонд имени шейха Зайеда по поддержке предпринимательства и инноваций, который выделил 1 млрд. 119 млн руб. на реализацию 200 проектов в сфере малого и среднего бизнеса [7].
Логистическая инфраструктура – это совокупность элементов логистической системы по доставке продукции от точки производства до точки потребления с минимальными затратами и в соответствии с интересами потребителя. Развитие логистической инфраструктуры происходит рамках создания региональных логистических центров, ориентированных на удовлетворение нужд потребителей, городское и земельное развитие, а также оказание финансовой поддержки [2].
Рассмотрим некоторые показатели развития логистической инфраструктуры Чеченской Республики.
Так, грузооборот автомобильного транспорта Чеченской Республики в 2018 г. составил 492,4 млн. т.-км., что на 373,6 млн. т.-км. меньше, чем в 2014 г., что характеризует снижение грузооборота автомобильного транспорта (рис. 1).
Рисунок 1 – Грузооборот автомобильного транспорта
в Чеченской Республике, млн. т.-км. [3]
Для выявления приоритетного транспорта по перевозке грузов сравним показатели перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. В 2018 г. железнодорожным транспортом было перевезено 345 тыс. тонн грузов, в то время как автомобильным – 9 033,5 тыс. тонн, в 2014 г. – 467 тыс. тонн и 13 458,6 тыс. тонн соответственно (рис. 2). Исходя из этого анализа, мы можем констатировать, что ключевую роль в перевозке грузов занимает железнодорожный транспорт.
Наряду с транспортной составляющей, немаловажную роль в развитии логистической инфраструктуры занимает торговая деятельность.
Рисунок 2 –Перевезено грузов транспортом в Чеченской Республике, тыс. тонн [3]
В 2018 г. оборот оптовой торговли составил 26 662,5 млн. руб., что на 3 518 млн. руб. меньше, чем в 2014 г. и на 1 683,9 млн. руб. больше, чем в 2017 г. Оборот розничной торговли в 2018 г. 167 3505 млн. руб., что на 47 394,5 млн. руб. больше, чем в 2014 г. и на 9 147,9 млн. руб. в 2017 г. (рис. 3).
Рисунок 3 – Оборот оптовой и розничной торговли Чеченской Республики [3]
Благодаря созданию логистических центров, как приоритетного элемента логистической инфраструктуры, достигается сокращение времени на транспортировку продукции и складирование, интеграция бизнес-процессов в процессе электронного документооборота, предоставление логистических услуг в процессе перевозке продукции и налаживание взаимодействия между хозяйствующими субъектами [2].
Формирование логистической инфраструктуры как фактора повышения инвестиционного потенциала Чеченской Республики обусловливает необходимость развития транспортно-логистических услуг, способствующих эффективной организации логистических систем. Рассмотренные нами объекты логистической инфраструктуры предполагают создание и развитие складских и транспортных комплексов, внедрение цифровых технологий, решение снабженческо-бытовых и финансовых проблем.
Библиографический список:
- Рейтинговое агентство «Эксперт» // Инвестиционный потенциал российских регионов в 2019 г. URL: raex-a.ru (дата обращения: 30.03.2020).
- Тасуева Т.С. Инновационно-сервисный потенциал складской логистики региона. КНИИ РАН, Грозный, 2013. – 288 с.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/ (дата обращения: 30.03.2020).
- Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики (с изменениями на 18 марта 2019 года) // Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 23 декабря 2016 года N 341-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444958891 (дата обращения: 30.03.2020).
- Инвестиционные проекты Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/sez/mrv/Chechenskaya_Resp_invest.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
- Об утверждении Инвестиционной стратегии Чеченской Республики до 2025 года Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 12 мая 2014 года N 125-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446684752 (дата обращения: 04.03.2020).
- Фонд имени Зайеда одобрил финансирование более 200 чеченских предпринимателей // Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/msp/7903153 (дата обращения: 30.03.2020).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020