УДК 338
Связи–потоки в логистических системах
Скоробогатова Татьяна Николаевна
д.э.н., профессор, профессор кафедры
государственного и муниципального управления,
Институт экономики и управления,
Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского,
г. Симферополь, Россия
E-mail: stn57@mail.ru
Communications–flows in logistic systems
Skorobogatova Tatiana Nikolaevna
doctor of Economics, professor, professor
state and municipal government,
Institute of Economics and Management
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
Охарактеризованы связи-потоки, выступающие каркасом логистической системы. Исследованы потоки потребителей услуг как стержневые потоки в логистической сервисной системе, причем внимание акцентировано на исходящих потоках. Рассмотрена услуга в аспекте потоковых процессов.
Ключевые слова: интегрированная логистика, связи-потоки, логистическая производственная система, логистическая сервисная система, потоковый процесс, услуга.
The communication flows, which are the frame of the logistics system, are characterized. Flows of consumers of services as the rod flows in logistic service system are investigated, and attention is focused on outgoing flows. The service is considered in the aspect of flowing processes.
Key words: integrated logistics, communication-flows, logistic production system, logistic service system, flowing process, service.
Известно, что одной из тенденций современного мира является интеграция. Данная тенденция резонирует с логистическими положениями и находит выражение в создании интегрированной логистики.
В концепции интегрированной логистики на первом плане стоит система. Как указывает В.Н. Спицнадель, система лучше всего конкретизируется в процессе рассмотрения ее свойств [1, с. 118,119]. Такие свойства общеизвестны, выделим из них основные согласно с вышеназванной работой:
- представление в виде совокупности элементов;
- наличие существенных связей, отличающее систему от простого конгломерата;
- существование организации, что проявляется в снижении энтропии;
- выделение интегративных свойств [1, с. 118,119].
Среди свойств системы особо отметим связи, значимость которых определяется тем, что они образуют каркас системы. Группа авторов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) в работе «Системный подход в современной науке» приводит следующий вариант классификации связей: связи взаимодействия (координации), связи порождения, связи преобразования, связи строения (структурные), связи функционирования, связи развития, связи управления (источник косвенный [1, с. 135-138]). Отличием логистической системы является существование связей-потоков, которые функционируют внутри нее (внутренние потоки) и обеспечивают взаимодействие с окружающей средой (связующие потоки). Связи-потоки выступают производными связей строения, развития и управления, обуславливая взаимодействие элементов и функционирование логистической системы.
Как отмечают Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс в контексте интегрированной логистики, фирма может стать эффективной при условии вовлечения в интеграцию поставщиков и потребителей [2, с. 55]. Данный тезис авторы предназначили для традиционной логистики, где основным потоком выступает материальный. Добавим, что к сопутствующим потокам здесь относятся кадровые, финансовые и информационные. Однако в условиях охвата логистикой не только материального производства, а и сферы услуг генерируется сервисная логистика, где внимание сосредоточено на потоках потребителей предметов домашнего пользования и услуг непроизводственного характера. Эти потоки являются стержневыми, а кадровые, материальные, информационные и финансовые потоки выступают по отношению к названным потокам сопровождающими.
Целью работы логистической производственной системы является производство продукции и доставка ее конечным потребителям. Выполнение задач координации, интеграции и оптимизации обеспечивает создание максимально эффективных условий для ускорения материального потока. Логистическая сервисная система нацелена на доставку потребителей к месту производства услуг и организацию процесса оказания услуги. Решение названных задач здесь обуславливает наиболее полное и качественное обслуживание потребителей. В логистической производственной системе потоки функционируют между продуцентами и потребителями. В логистическую же сервисную систему входят потоки пользователей, которые исходят из нее уже в новом качестве.
Естественно, что управление потоками в обеих рассматриваемых нами системах сложно. Причем сложность управления в логистической производственной системе касается материальных потоков и обусловлена широким ассортиментом перемещающихся материалов. В логистической сервисной системе сложность представляет управление людьми как активными потокообразующими элементами.
Проводя системные исследования в области логистики, А.И. Семененко и В.И. Сергеев выделяют макро- и микро- подходы к изучению логистических систем. Макроподход рассматривает взаимоотношения системы с внешним миром и выясняет, какое действие оказывает выдаваемая системой субстанция на окружающую среду [3, с. 243]. Данное положение особенно актуально для логистической сервисной системы, а именно исходящих потоков (потоков потребителей, получивших услугу).
Достойное обслуживание потребителей определяет внесение ими в окружающую среду позитива, что проявляется как в экономическом, так и в социальном плане. Концепция интегрированной логистики предполагает соответственно интегрированное обслуживание, то есть слаженную работу всех потоков, обеспечивающих высокий уровень сервиса для клиентов. Приоритет среди таких потоков, конечно, отдается кадровым, сформированным исполнителями услуг. Акцентирование внимания на персонале как главном ресурсе предприятия обеспечивает ему положительный имидж и высокий доход. Примером может послужить сеть ресторанов McDonald's, работающая под девизом QSC&V: quality, service, cleanliness and value – качество, обслуживание, чистота и ценность (ценностью является персонал предприятия). При этом работники сервисного предприятия должны ориентироваться не только на собственно маркетинговую стратегию, где главным объектом выступает потребитель, но и на социально-маркетинговую стратегию, отвечающую интересам общества в целом.
Говоря об информационных потоках в логистических сервисных системах, необходимо обратить внимание не только на прямые потоки, которые входят в окружающую среду, исходя как от работников предприятия (обычная реклама), так и от получивших услугу потребителей (так называемая клиентская реклама). Первая из названных реклам обычно более объективная, но второй верят чаще. Для поддержания отношений с потребителями необходимо налаживание с ними обратной связи, образующейся обратными информационными потоками.
В ракурсе потоков следует рассмотреть соотношение понятий «поток» и «потоковый процесс». Известно, что процессы могут иметь как потоковый, так и непотоковый характер. Данный вопрос поднимается в работе [3, с. 122, 123], где авторы приводят примеры тех и других. К непотоковым процессам, в частности, они относят услугу. Такой факт в большинстве случаев верен, однако встречаются и исключения, в частности в медицине, когда группы пациентов проходят профосмотр, переходя от одного врача к другому. Примером также послужат экскурсанты, последовательно рассматривающие экскурсионные объекты, и потребляющие услугу в виде потокового процесса. Но уточним, что услуга в данных случаях имеет потоковый характер для пользователей, исполнители же услуги остаются на своих местах.
В настоящем контексте повторимся (мы об этом уже не раз говорили), что употребление терминологии «поток услуг» – нонсенс. Ведь сама услуга не может перемещаться, могут изменять местоположение потребители и/или исполнители услуг. Неоднократно упоминаемые нами авторы пишут, что «как и материальные потоки, потоки сервиса распространяются в определенной среде доставки» [3, с. 185], приводя в пример сети станций технического обслуживания, сети предпродажного и послепродажного обслуживания фирм, производящих электробытовые приборы. Можем добавить, что существуют ресторанные сети, сети аптек, магазинов и т. д. Но в любом случае здесь функционируют и потоки потребителей, и сопутствующие им потоки. Совокупность обслуживающих потоков можно наименовать «сервисным потоком».
Выводы
1. Отличием логистической системы является наличие связей-потоков. Связи-потоки выступают производными связей строения, развития и управления, обуславливают взаимодействие элементов и функционирование логистической системы. В логистической производственной системе материальный поток функционирует между продуцентами и потребителями. В логистическую же сервисную систему входят потоки пользователей, исходя из нее уже в новом качестве в виде удовлетворенных или неудовлетворенных клиентов. Чтобы данные потоки, выходя из логистической сервисной системы, несли в окружающую среду позитив, необходимо предоставить потребителям услуги, отвечающие современным общественным требованиям.
2. Услуга за некоторым исключением (в работе приведены конкретные примеры) представляет собой непотоковый процесс. Употребление понятия «поток услуг» некорректно, поскольку услуга не способна передвигаться, могут перемещаться потребители и/или исполнители услуг. Сервисным потоком можно назвать совокупность потоков, обслуживающих потребителей, а именно: кадрового, материального, финансового, информационного.
Библиографический список:
- Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учебное пособие / В.Н. Спицнадель. – СПб: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. – 326 с.
- Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. – 2-е изд. / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2005. – 640 с.
- Семененко А.И. Логистика. Основы теории / А.И. Семененко, В.И. Сергеев. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 544 с.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020