Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 11:01:56
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях цифровой трансформации

УДК 658.3:004

Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях цифровой трансформации

Синицына Анна Сергеевна

к.т.н., доцент, доцент кафедры «Логистические
транспортные системы и технологии»,

Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: acc-lgkr@mail.ru

 

Problems of preparation of highly qualified frames in the conditions of digital transformation

Sinitsyna Anna Sergeevna

Ph.D., Associate professor of the department

«Logistic transport systems and technologies»,

Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia

 

В статье рассматривается необходимость создания условий для подготовки кадров в условиях цифровой трансформации; совершенствование системы образования, формирование рынка труда и создание системы для освоения необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. В самом ближайшем будущем во всех высокотехнологичных секторах российской экономики возникнут профессии, которые потребуют совершенно новых компетенций, на стыке нескольких отраслей. При этом мультидисциплинарные знания и навыки будут формироваться в «прорывных» проектах, где будут совпадать роли носителя и создателя новых компетенций.

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; цифровые технологии; образование; подготовка кадров; платформы; компетенции; цифровые навыки.

This article discusses the need to create conditions for training in digital transformation; improving the education system, the formation of the labor market and the creation of a motivation system for the development of the necessary competencies and the participation of personnel in the development of the digital economy of Russia. In the very near future, in all the high-tech sectors of the Russian economy, professions will arise that will require completely new competencies at the junction of several industries. At the same time, multidisciplinary knowledge and skills will be formed in “breakthrough” projects, where the roles of the carrier and the creator of new competencies will coincide.

Key words: digital economy; digital transformation; digital technology; education; personnel training; platforms; competencies; digital skills.

 

Цифровая экономика в последнее время это уже не только государственная программа, но и мощный бренд на рынке труда. Часто мы слышим о необходимости внедрения инноваций, современных цифровых и информационно-телекоммуникационных технологий, во все сферы жизни, но при этом сразу возникает вопрос, а где взять необходимых специалистов, которые были бы способны отвечать требованиям современного рынка и общества в целом?

При этом цифровая экономика должна увязывать между собой три взаимосвязанных уровня: рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), в рамках которых взаимодействуют поставщики и потребители; платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей; и среда, создающая условия для этого взаимодействия [1],[10].

По рейтингу бизнес-школы IMD, по такому показателю как конкурентоспособность в цифровой среде (World Digital Competitiveness Ranking - 2019) Россия в настоящее время занимает 38 место из 63-х. При определении данного рейтинга учитывались три основных направления [2]: «Знания» (качество обучения, образования и науки), «Технологии» (регуляторная среда, финансовый капитал в ИТ-отрасли, состояние интернет- и коммуникационных технологий) и «Будущая готовность» (уровень готовности использовать цифровую трансформацию.

На всех уровнях власти, в различных бизнес-компаниях понимают, что невозможно будет переориентировать экономику на развитие не сырьевых отраслей, если не будет осуществлен переход на цифровые технологии. И эту ключевую задачу смогут решить только новые кадры и новые команды.

Чаще всего первые лица многих компаний хотят цифровой трансформации, однако здесь же возникает и ряд противоречий. Таких людей воспринимают как человека, который несет в компанию страшные изменения, поэтому для него самое главное иметь такие качества, как умение достигать цели, договариваться с людьми с разными интересами, переводить ИТ и digital-процессы на язык бизнеса.

При этом кадровый рынок в данном вопросе сильно отстает. Готовых специалистов нет, в высших учебных заведениях на них не учат, потому что еще несколько лет назад запросов на подготовку таких специалистов вообще не было, а все изменения в основном связаны с принятием программы «Цифровая экономика», где в качестве базового направления деятельности выделено «Кадры и образование» [3]. При этом основной тенденцией будет усложнение и комплексность деятельности высококвалифицированных специалистов. Под влиянием технологических изменений, роста сложности современных продуктов будут выдвигаться новые требования к компетенциям. Такие специалисты должны владеть современными цифровыми технологиями, мультидисциплинарным мышлением, знаниями в области новых технологий, умением работать в виртуальных командах и понимать соответствующие отраслевые направления.

По мнению экспертов и аналитиков, чтобы удовлетворить потребности рынка в ИТ-кадрах, необходимо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Так уже к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ. При этом кардинальным образом необходимо менять подходы к их подготовке: внедрять цифровые образовательные платформы для оптимизации учебного процесса; открывать в ВУЗах лаборатории, ИТ-кубы, базовые кафедры и целые факультеты с лидерами ИТ- рынка для сокращения разрыва между теорией и практикой; организовывать повышения квалификации, модели гибких карьерных траекторий; внедрять  системы персональных цифровых сертификатов на обучение цифровым компетенциям.

А что же такое в целом цифровая трансформация? Это, прежде всего, изменение деятельности любой компании в условиях цифровой экономики. Поиск и внедрение инноваций, процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, изменение корпоративной культуры, создание цифровых продуктов и услуг, а также формирование прорывных технологий [3].

И возникает вопрос, а какими цифровыми компетенциями XXI века должен обладать специалист в области такой трансформации? Можно конечно сказать, что такие специалисты на рынке давно существуют. Чаще всего это системные интеграторы, которые готовы развивать бизнес, могут помочь с разработкой сложных архитектур и готовы повышать эффективность деятельности компаний с помощью цифровых решений.

При этом базовыми навыками будут являться [8]:

• управление вниманием, концентрация;

• умение критически мыслить;

• осознанность;

• эмоциональная и цифровая грамотность;

• творчество, креативность, самостоятельность в принятии решений;

• адаптивность (способность к работе в условиях неопределенности);

• кросскультурность;

• открытость к совместной деятельности в распределенных мобильных командах;

• способность к [до-, само-, пере-, раз-] учению.

Если мы говорим о таких «сквозных» технологиях, как нейротехнологии и искусственный интеллект, интернет вещей, распределенные реестры, квантовые технологии, технологии беспроводной связи и дополненной реальности, то в 90% случаев компаниям это не нужно. Скорее нужны специалисты, которые об этом подробно расскажут, а затем системные интеграторы помогут внедрить это в компании, для того, чтобы получить результат от данных изменений [4].

Люди — это основная платформа для эффективных трансформационных процессов. Изменения вокруг нас происходят гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Многие эксперты уже сейчас видят, как меняются запросы на кадры. Требования бизнеса и среды меняются быстрее, чем появляются новые курсы, факультеты и сертифицированные программы [8]. Если заглянуть за горизонт, то очевидно, что профессии, которые будут возникать в ближайшие годы в высокотехнологичных секторах российской экономики, потребуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей [8]. Растут запросы на более сложные ИТ-компетенции, например, экспертизу в области роботизации и цифровизации бизнес-процессов, аналитики больших данных и построения на их основе математических моделей и нейронных сетей (DataScience и MachineLearning).

 В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» отмечается, что «в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности… такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений»[5], [6], [10].

Мировая практика и российский опыт говорят о том, что проектные технологии очень эффективны в образовании. В процессе проектной работы формируются навыки, как ориентироваться в различных ситуациях, работать в коллективе. Кроме того развиваются такие способности как познавательность, социальная активность, заинтересованность в обучении и др. С помощью проектного обучения появляется возможность сблизить университеты с потребностями отраслей экономики и реальной профессиональной практикой.

Также главным трендом будет являться развитие технологических платформ (сотрудничество между предприятиями, бизнес-структурами, университетами, научными  центрами; создание стратегических альянсов на уровне отраслей и государств), для разработки и внедрения прорывных технологий. При этом университеты должны выступать не только в качестве разработчиков и поставщиков передовых технологий для конкретных целей бизнеса, но и брать на себя функцию проектирования эффективной бизнес-модели для коммерциализации данных технологий. Вовлеченность университетов в такие платформы позволит совершенствовать их основную деятельность; проектировать и реализовывать актуальные междисциплинарные образовательные программы и создавать новые образовательные технологии [9].

Так как кадры и образование заявлены в качестве приоритетного направления в Программе «Цифровая экономика в Российской Федерации» [3]. Основная задача на ближайшие годы, как для государства, так и для бизнеса -  это адаптация системы образования к нуждам более динамичного и глобализованного рынка труда; разработка базовых квалификаций и отдельных компетенций цифровой экономики для включения их в профессиональные стандарты и сопряжение их с образовательными стандартами и образовательными программами.

Таким образом для успешного развития цифровой экономики необходимо пересматривать подходы к обучению, трансформировать модели образования и разрабатывать учебный контент, который будет непосредственно зависеть от технологий, которые и определяют глобальные экономические процессы.

 

Библиографический список:

  1. Цифровое будущее России: что нам готовит программа «Цифровая экономика»? [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cifrovoe-budushee.html (дата обращения 19.01.2020).
  2. Рейтинг IMD World Digital Competitiveness 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2019 (дата обращения 23.01.2020)
  3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL:  http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 21.01.2020).
  4. Где найти специалиста по цифровой трансформации бизнеса? [Электронный ресурс]. URL: http://neohr.ru/rekruting/article_post/gde-nayti-spetsialista-po-tsifrovoy-transformatsii-biznesa-rasskazyvayet-alena-vladimirskaya (дата обращения 19.01.2020).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/dpo/2020.pdf (дата обращения 02.02.2019).
  6. Цифровая экономика: как будет меняться рынок труда с 2018 по 2025 годы.  [Электронный ресурс]. URL: http://neohr.ru/kadrovye-voprosy/article_post/tsifrovaya-ekonomika-kak-budet-menyatsya-rynok-truda-s-2018-po-2025-gody (дата обращения 19.01.2020).
  7. Россия 4.0: как подготовить страну к четвертой промышленной революции. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/13/01/2017/5878d2389a79470077130332

(дата обращения 02.02.2019).

  1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: https://unecon.ru/sites/default/files/atlas_novyh_professiy.pdf (дата обращения 03.03.2020)
  2. Гительман Л. Д., Сандлер Д. Г., Кожевников М. В., Третьяков В. С. Технологическая платформа как инструмент преобразований научно-образовательной деятельности в университете //Университетское управление: практика и анализ, 2015. (4). – С.31-42.
  3. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России / [В.Н. Зимин и др.]. — Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 176 с.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2616
теги:
04.11.2021 08:03 | log2020блог автора

Еще публикации: