УДК 656.2
А-модальная логистика грузовых перевозок
Рудакова Елена Николаевна
Д.э.н., профессор
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: elena_nikolaevna_rf@mail.ru
Решетько Наталья Игороевна
к.э.н., доцент
МГТУ им. Н.Э Баумана, г. Москва, Россия
E-mail: natalia.reshetko@rambler.ru
Фролов Никита Владимирович
студент 4 курса,
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: N1ki74@ya.ru
А-modal logistics of freight transportations
Rudakova Elena Nikolaevna
doctor of political science, Professor
Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
Reshetko Natalia Igorevna
Ph.D. (Econ.), Associate Professor
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia
Frolov Nikita Vladimirovich
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Рассмотрено понятия «а-модальный букинг», и условия его осуществления. Определено выполнение условий, необходимых для осуществления смешанных перевозок при а-модальном планировании.
Ключевые слова: букинг,а-модальность, транспорт.
The concepts of “a-modal booking” and the conditions for its implementation are considered. The fulfillment of the conditions necessary for the implementation of multimodal transport with a-modal planning is determined.
Key words: booking, a-modality, transport.
Грузовладельца, как правило, если известны начальный и конечный пункт транспорнтировки, не интересует по какой траектории, каким видом транспорта или при какой их комбинации будет осуществляться доставка грузовой партии от отправителя до получателя. Главными критериями, как правило, являются: сохранность грузовой отправки, качество оказания транспортных услуг и своевременность доставки. Для организации, оказывающей соответствующие услуги, планирование самой доставки и оказание сопутствующих услуг называется А-модальным букингом. Данный термин происходит от двух английских слов – advance (заранее) и booking (бронирование) – а-модальный букинг, а-модальное бронирование, предварительное планирование и т.д. [1-6].
В процессе доставки, в зависимости от изменеиия оперативной обстановки на транспортной сети – при образовании «заторов» на транспортных стыках из-за скопления подвижного состава и транспортных средств в пунктах погрузки и выгрузки, а также передачи на другие виды транспорта запланированный маршрут следования при а-модальном планировании, может корректироваться.
При этом имеют место различные виды смешанных перевозок – интермодальные, мультмодальные, ко-модальные, синхромодальные и другие.
Ко-модальные перевозки – это такая перевозка, когда между начальным и конечным интермодальным терминалами организованны параллельные транспортные потоки различных видов транспорта. При этом данные виды транспорта применяются в целях их эффективного использования для достижения оптимального и устойчивого использования транспортных ресурсов.
Следующий шаг – включение в систему а-модального бронирования, когда при бронировании транспортной услуги не фиксируется вид транспортного средства. Вместо этого грузоотправители определяют только основные требования к транспортной службе, такие как затраты, предпочтительное время перевозки и др. А-модальное бронирование является ключевым требованием, позволяющим оптимизировать и объединять транспорт всех клиентов. Это подразумевает переход к синхромодальным перевозкам, т.е. организации комплексной интеграции грузовых и транспортных потоков для наилучшего использования провозных возможностей при снижении издержек и нагрузки на экологию.
Мультимодальные перевозки (также известные как комбинированные перевозки) - это перевозка грузов по одному договору, но осуществляемая по меньшей мере двумя различными видами транспорта; перевозчик несет ответственность (в юридическом смысле) за всю перевозку, даже если она осуществляется несколькими различными видами транспорта (например, железнодорожным, морским и автомобильным). Перевозчик не обязан владеть всеми видами транспорта, и на практике обычно этого не происходит; перевозка часто осуществляется субперевозчиками (именуемыми на юридическом языке "фактическими перевозчиками"). Перевозчик, ответственный за всю перевозку, называется оператором смешанных перевозок, или мультимодального транспортного обслуживания (МТО).
На практике экспедиторы грузов стали важными операторами МТО, они отошли от своей традиционной роли агентов отправителя, приняв на себя большую ответственность в качестве перевозчиков. Крупные морские перевозчики также превратились в операторов МТО. Они предоставляют клиентам так называемый сервис "от двери до двери". Морской перевозчик предлагает транспортировку из помещений отправителя (обычно расположенных в глубине страны) в помещения получателя (также обычно расположенные в глубине страны), а не предлагает традиционные услуги "снасть-снасть" или "Пирс-Пирс". Операторы МТО, не находящиеся во владении морского судна (даже если перевозка включает морской этап), в странах общего права (особенно в Соединенных Штатах) называются Несудоходными эксплуатационными перевозчиками (НВОК).
С юридической точки зрения мультимодальные перевозки создают несколько проблем. В настоящее время перевозки одним видом транспорта регулируются различными, зачастую обязательными международными конвенциями. Эти конвенции предусматривают различные основания для ответственности и различные ограничения ответственности перевозчика. С 2011 года решением этой проблемы стал так называемый сетевой принцип. Согласно сетевому принципу, различные соглашения сосуществуют в неизменном виде; ответственность перевозчика определяется в зависимости от того, где произошло нарушение договора (например, когда груз был поврежден во время перевозки). Однако проблемы возникают, если нарушение договора носит системный (а не локализованный) характер.
А-модальные букинг является перспективным направлением развития политранспортной логистики, поскольку освобождает грузовладельца от хлопот по выбору маршрута доставки, хлопот по заключению и соблюдению договоров с перевозчиками различных видов транспорта, операторами терминальных комплексов и другими субъектами транспортного рынка, от которых зависит бесперебойность функционирования логистических цепочек доставки грузов, своевременное оказание транспортных и других сопутствующих услуг при взаимодействии транспортных, грузовых, информационных, энергетических и финансовых потоков, правовых связей, а также коммерческих (порой взаимопротивоположных) интересов субъектов транспортного рынка [1-6].
Библиографический список:
- Астафьев А.В. и другие. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий. // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 11.- C. С.13-17.
- Астафьев А.В. и другие. Перспективные направления развития политранспортной логистики // Железнодорожный транспорт.- 2019.- № 3.- С.36-41.
- Астафьев А.В. и другие. Синхромодальные и КО-модальные перевозки, А-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики // ЛОГИСТИКА.- 2018.- № 12.- С.34-39.
- Куренков П.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Логистика международных интермодальных грузовых перевозок // Логистика.- 2018.- № 3 (136).- С. 24-27.
- Астафьев А.В. и другие. СИНХРОмодальность, КО-модальность, А-модальность и ТРИмодальность - важные составляющие современной ПОЛИтранспортной логистики // Бюллетень ОСЖД.- 2018.- № 5-6.- С.37-44.
- Вакуленко С.П., Куренков П.В. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии // Железнодорожный транспорт.- 2016.- № 6,- С.73-77.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020