УДК 658.7
Цифровые технологии управления доставкой на последней миле: зарубежный опыт
Привалов Евгений Валентинович
к.э.н., заместитель директора департамента
развития международного бизнеса
АО «ДПД РУС», г. Москва, Россия
E-mail: privalovworld@yandex.ru
Пронина Елена Валентиновна
к.т.н., доцент кафедры Экономики и управления на ВТ,
Московский государственный технический
университет гражданской авиации (МГТУ ГА), г. Москва, Россия
E-mail: e.pronina@mstuca.aero
Digital technologies of last-mile delivery management: foreign practices
Privalov Evgeny Valentinovich
PhD in Economics, Deputy Head of International
Business Development Department,
AO “DPD RUS”,
Moscow, Russia
Pronina Elena Valentinovna
PhD in Technical Sciences, Associate Professor,
Moscow State Technical University of Civil Aviation,
Moscow, Russia
В статье рассматриваются инновационные цифровые технологии управления доставкой посылок на примере ведущего европейского экспресс-перевозчика
Ключевые слова: логистика, экспресс-доставка, последняя миля, экспресс-перевозчик, пункты выдачи, отслеживание, терминал сбора данных, подтверждение доставки
The article observes innovative digital delivery management technologies basing on experience of Europe’s leading express delivery company
Key words: logistics, express-delivery, last mile, express-carrier, PUDO, pick-up and delivery office, tracking, hand-held computer, POD, prove of delivery
Цифровая трансформация затронула все отрасли экономики России. В логистических системах, основной задачей которых является быстрая и качественная доставка отправлений, применение современных информационных технологий открывает новые возможности повышения эффективности производства.
Как известно, при доставке грузов «от двери до двери» принято выделять так называемую «первую милю», магистральную перевозку и «последнюю милю».
В то время как технологии магистральных перевозок не претерпевают значительных изменений, разве что за исключением внедрения электронных перевозочных документов, в области доставки на последней миле происходит самая настоящая революция.
Рассмотрим несколько таких инноваций на примере английского подразделения DPD Group – ведущей европейской компании, специализирующейся на экспресс-доставке. DPD Group обладает пан-европейской дорожной сетью, доставляя около 5 миллионов посылок ежедневно. В активе компании 65 тысяч квалифицированных сотрудников, более 875 грузовых терминалов и хабов, 37 тысяч грузовых автомобилей. DPD в Великобритании занимает существенную долю в DPD Group (11 тысяч сотрудников, 58 грузовых терминалов и 2500 пунктов выдачи) и традиционно является законодателем мод в области инноваций.
- Сеть пунктов выдачи DPD Pickup
Сама идея перехода от курьерской доставки «до двери» к доставке через пункты выдачи не является инновационной – так столетиями работают почтовые службы всего мира, хотя DPD удалось построить весьма впечатляющую сеть: для 95,5% населения Великобритании ближайший пункт выдачи находится в 10 минутах езды, а для жителей Лондона – в 5 минутах ходьбы.
В контексте данной статьи интерес представляет цифровая составляющая этого вопроса. Географические координаты всех пунктов, время их работы, пропускная способность, располагаемые складские мощности внесены в информационную систему перевозчика. В режиме реального времени в систему поступает информация о загруженности пунктов. Это позволяет предоставить клиентам компании интерактивный сервис выбора пунктов выдачи, который можно встроить в интернет-магазин клиента. Посетитель магазина после оплаты товара, определив способ доставки «в пункт выдачи», увидит интерактивную карту ближайших к нему незанятых пунктов, и, выбрав один из них, гарантированно получит своё отправление, начиная с указанного дня и часа.
- Сервисы доставки Predict и Precise
В противоположность экономичным пунктам выдачи, сервисы Predict и Precise обеспечивают клиенту премиальный уровень сервиса за соответствующее вознаграждение. Суть сервиса Predict состоит в том, чтобы максимально увеличить количество успешных доставок до двери с первого раза. Это достигается путём предварительного информирования получателя о дате и времени доставки. При этом указывается временной диапазон в пределах одного часа. Информирование производится посредством рассылки текстовых сообщений через мессенджеры или смс, а также по электронной почте. При этом у получателя есть возможность интерактивно управлять доставкой: изменить дату и время доставки, а также адрес в пределах одного населённого пункта. Что немаловажно, сервис Predict доступен не только при получении, но и при отправке посылок.
Сервис Precise предоставляет получателю возможность самостоятельно назначить дату и время доставки с точностью до часа в любой из 7 предстоящих дней, с 11 утра до 17 часов вечера.
У этих сервисов есть удобные опции, такие как «оставить посылку в надёжном месте». Она позволяет получателю дать указание курьеру оставить посылку, например, на крыльце, в гараже или сарае. После доставки получателю направляется электронное уведомление с точным описанием места, где находится посылка, и фотографией посылки в этом месте.
Похожей опцией является «доставка соседу». Если получатель понимает, что его не будет на месте в указанное в уведомлении время, у него есть возможность поручить курьеру оставить посылку у соседа по офису или месту жительства.
Разумеется, все эти действия получатель осуществляет при помощи своего персонального компьютера или смартфона, интерактивно взаимодействуя с информационной системой DPD.
- Сервис отслеживания посылок Follow My Parcel.
Данный сервис позволяет получателям отслеживать посылки на всём пути их следования на интерактивной карте – вплоть до имени курьера, его передвижений в режиме он-лайн. За 15 минут до доставки получателю отправляется соответствующее уведомление.
Помимо того, что этот сервис повышает уровень удовлетворённости клиентов путём абсолютной предсказуемости доставки, перевозчик достигает значительного уменьшения количества обращений с вопросами о статусе посылки, и, как следствие, – нагрузки на колл-центр.
Всё описанное выше является лишь вершиной айсберга, удобными для клиентов сервисами в красивой оболочке, за которыми стоит мощная информационно-вычислительная система. Важнейшей функцией, ноу-хау информационных технологий перевозчика является алгоритм выбора оптимального маршрута и распределения доставок между курьерами.
Вместе с тем система позволяет создавать такие же удобные инструменты и для сотрудников компании, существенно влияя на качество оказываемых услуг.
К таким инструментам, без сомнения, относятся ТСД (терминалы сбора данных), которыми оснащены курьеры. Посредством ТСД сотрудник сканирует штрих-код посылки на каждом этапе перевозки. ТСД отправляет в информационную систему данные о статусе посылки, что позволяет отслеживать весь её путь от приёма у отправителя до доставки получателю в режиме реального времени (информация о доставке появляется на сайте в течение 10 минут).
Помимо этого, устройство помогает курьеру оптимизировать маршрут, ранжирует доставки в порядке от более срочных к менее срочным, передаёт курьеру инструкции по приёму и выдаче каждой посылки. Получатель расписывается на экране устройства, подтверждая тем самым доставку, и это электронное подтверждение хранится в информационной системе перевозчика, оставаясь доступным при необходимости. ТСД оснащён фотокамерой, позволяя отправлять клиенту фотографии, подтверждающие успешную доставку.
Помимо передачи GPS-координат курьера в информационную систему каждые 2 минуты и фиксации событий приёма и доставки посылок, ТСД обеспечивает курьеру навигацию в автоматическом режиме, определяя последовательность доставок.
Каждая доставка осуществляется по точным географическим координатам широты и долготы, система направляет курьера к нужному подъезду или стойке ресепшн, что невозможно в устаревших системах доставки, основанных на использовании почтового индекса получателя.
В свою очередь, диспетчерская служба экспресс-перевозчика имеет возможность отслеживать маршрут каждого курьера в отдельности, обеспечивая своевременность доставки.
В заключение этого краткого обзора современных информационных технологий, применяемых экспресс-перевозчиком DPD в Великобритании, следует отметить, что большинство из них успешно внедрено и применяется в России с поправкой на наши особенности (сложная дорожная обстановка, требования законодательства, существенно большие расстояния между населёнными пунктами, значительная роль авиационных перевозок).
Таким образом, применение новейших цифровых технологий позволяет, с одной стороны, обеспечить высокий уровень сервиса для клиентов, с другой – сократить издержки (доставка с первого раза, консолидация отправок на последней миле) логистического оператора.
Библиографический список:
- Сайт компании DPD UK [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.dpd.co.uk/
- Сайт компании АО «ДПД РУС» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.dpd.ru/
- Корпоративные материалы компании DPD, Великобритания, 2020
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020