Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:18:09
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Применение цифровых технологий в транспортной логистике Беларуси

УДК. 658.7 (005.932:004)

Применение цифровых технологий в транспортной логистике Беларуси

Овечкина Ольга Михайловна

к.э.н., доцент, доцент кафедры

логистики и ценовой политики,

Белорусский государственный  экономический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mailovechkinaolga@rambler.ru

 

Application of digital technologies in transport logistics of Belarus

Avechkina Volga

PhD in economics,

Associate Professor of the Department

of  Logistics and Pricing Policy,

Belarusian State Economic University,

Minsk, Belarus

 

Развитие транспортной логистики в настоящее время предусматривает переход от аппаратно-ориентированной к программно-ориентированной системе, основанной на внедрении инновационных бизнес-моделей. В этой связи логистика 4.0 становится драйвером развития транспортно-логистических процессов.

Ключевые слова: интеграция, логистика 4.0, транспортная логистика, цифровые технологии.

The development of transport logistics currently involves the transition from a hardware-based to a software-based system founded on the introduction of innovative business models. Connected with this, logistics 4.0 is becoming a driver for the development of transportation logistics processes.

Key words: integration, logistics 4.0, transport logistics, digital technologies.

 

Транспортная логистика представляет собой организацию управления потоковыми процессами и экспедиторской деятельностью, а также операциями, связанными с транспортными средствами и погрузочно-разгрузочными работами. Являясь связующим звеном между элементами логистической цепи, транспортная логистика как система изменения местоположения экономических (в первую очередь, материальных) потоков с использованием транспортных средств регламентирована нормами национального и международного права, что определяет упорядоченность, интеграцию и координацию в функционировании логистических структур.  

Государственная экономическая политика Республики Беларусь в области транспорта направлена на активное внедрение логистических подходов, позволяющих сократить затраты предпринимателей и предприятий на товародвижение, повысить конкурентоспособность и рентабельность их деятельности. Поддержка транспортной логистики государством заключается в использовании организационных и экономических методов управления.

В настоящее время в управлении и оптимизации процессов транспортной логистики активно применяются цифровые технологии, позволяющие обеспечить сбор и обработку больших потоков данных, построить прогнозы, повысить скорость обмена информацией, проанализировать возможные варианты и принять наиболее эффективное решение.

Развитие концепции логистики 4.0 в функционировании транспортно-логистических систем обусловлено необходимостью технологических изменений в решении таких проблем, как:

  • создание прозрачности и инструментов непрерывного контроля целостности цепей поставок;
  • проектирование сетей снабжения для достижения экономичности, гибкости, устойчивости и экологичности процессов.

Объединяя и интегрируя современные информационно- коммуникационные технологии и интеллектуальные сетевые платформы, логистика 4.0 предусматривает переход от аппаратно-ориентированной к программно-ориентированной логистике, основанной на внедрении  инновационных бизнес-моделей – цифровых (киберфизических, «диджитализированных») систем. Следует отметить, что, как причиной, так и  следствием применения инноваций в транспортно-логистической деятельности является растущая конкуренция, в этой связи логистика 4.0 становится драйвером развития транспортных процессов.

Так, благодаря 3D-печати детали и комплектующие создаются непосредственно на складе именно тогда, когда они требуются, и быстро доставляются потребителю, что позволяет свести к минимуму объемы запасов, затраты на хранение, стоимость транспортировки и риски устаревания товаров.

С внедрением технологий Big Data цепи поставок увеличивают гибкость и реактивность: возможность использования большого количества актуальной информации из различных источников помогает уточнить ожидаемые результаты, провести корректировку процессов и обеспечить их синхронизацию с учетом факторов рынка. Применение технологических возможностей обработки больших массивов данных обеспечивает полную видимость (прозрачность) логистической цепи от завода-изготовителя до конечного потребителя. Перемещение товарных потоков отслеживается в оперативном режиме, любые сбои диагностируются, и в схему поставки оперативно вносятся соответствующие изменения.

Облачные глобальные цепи поставок объединяют все данные и информацию в единую систему, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени. В Беларуси с 2012 года действует СООО «Белорусские облачные технологии» – «beCloud» – первый инфраструктурный оператор, платформы которого размещены и функционируют на базе собственного дата-центра в Республиканском центре обработки данных и в Единой сети передачи данных [6].

Примером использования технологии интернета вещей (IoT) является ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», которое оснащает свои изделия датчиками износа, что позволяет, во-первых, осуществлять своевременное техническое обслуживание карьерных автомобилей (планировать закупку запчастей и ремонт), во-вторых, учитывая полученную информацию об эксплуатации, вносить необходимые изменения в конструкторские решения, повышая качество создаваемых карьерных автомобилей. В республике используются RFID-метки (Radio Frequency IDentification, радиочастотной идентификации). С 2017 года мобильным оператором Velcom / А1 произведен коммерческий запуск узкополосной сети для интернета вещей – NBIoT (Narrow Band Internet of Things) [5].

Роботизация находит широкие сферы применения: так например, автономные транспортные средства дают возможность увеличить скорость и объем грузоперевозок, снизить затраты, повысить срок службы и безопасность грузового транспорта, уменьшить ошибки от использования ручного труда. В 2016 году ОАО «МТЗ» выпустил ИТ-трактор (первый на пространстве СНГ) – Belarus 4522 – сельскохозяйственный робот мощностью 450 л.с. (обладающий встроенной системой точного земледелия), производящий пахатно-посевные работы согласно заданной оператором программе, что особенно актуально в условиях сокращения сельского населения страны [2].

Использование механизма блокчейн позволяет упростить управление цепями поставок, а именно: идентифицировать данные и участников цепей поставок, сократить количество посредников и документооборот, повысить прозрачность потоковых процессов, установить обратную связь участников цепи с потребителем в режиме реального времени.

На основании Декрета № 8 «О развитие цифровой экономики» от 21 декабря 2017 года, включающего меры по либерализации условий ведения предпринимательской деятельности в сфере информационных технологий, Республика Беларусь первая в мире ввела в правовое поле блокчейн и smart-контракты [4]. С 2018 года в Беларуси функционирует Ассоциация «Технологии Распределенных Реестров», консолидирующая усилия хозяйствующих субъектов, работающих с технологией блокчейн [1].

Белорусское государство обозначило свою позицию: развитие информационно-коммуникационных технологий в республике осуществляется в рамках Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества [3]. Использование логистики 4.0 в транспортно-экспедиционной деятельности позволяет автоматизировать управление всеми технологическими процессами в цепи поставок, сократить производственные циклы, повысить уровень обслуживания клиентов, что способствует устойчивому экономическому развитию хозяйствующих субъектов и повышению их конкурентоспособности. Синхронизация действий партнеров в транспортно-логистической цепи и оптимизация процессов в реальном времени, способствует повышению уровня доверия участников и упрощению процесса принятия решения на каждом этапе на основе совместного прогнозирования действий, то есть межорганизационной координации за счет возможности единовременного доступа к информации.

Между тем, специалисты отмечают, что применение цифровых технологий в транспортно-логистической системе Беларуси не получило должного распространения, несмотря на то, что они являются эффективным инструментом бизнеса.

Расширительное понимание процесса управления перевозками (от начального отправителя до конечного получателя) связано с решением задач:

  • по формированию кросс-платформ для корпоративных распределенных сетей, которые позволят хозяйствующим субъектам внедрить технологии логистики 4.0 в свои бизнес-процессы;
  • по преодолению инертности бизнес-сообщества в использовании инновационных технологий и переходу к новой цифровой экономической концепции;
  • по подготовке специалистов с определенным набором знаний и компетенции в области цифровых организационно-экономических систем.

Таким образом, цифровизация логистики предполагает новые подходы и механизмы организации и управления транспортно-логистическими моделями, которые могут обеспечивать прозрачность и защищенность всех связанных экономических потоковых процессов.

Библиографический список:

  1. Ассоциация «Технологии Распределенных Реестров» / Официальный портал [Электронный ресурс], 2018. URL: http://blockchainbelarus.by (дата обращения: 23.03.2019).
  2. BELARUS-4522: Минский тракторный завод [Электронный ресурс], 2019.URL:www.belarus-tractor.com/catalog\new-items/belarus-4522/ (дата обращения: 20.01.2019).
  3. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества: Постановление Совета министров Респ. Беларусь с изм. от 14 февраля 2020 г. № 86 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.02.2020, 5/47796.
  4. О развитие цифровой экономики: Декрет Президента Респ. Беларусь № 8 от 21 декабря 2017 года // Нац. правовой портал Республики Беларусь, 2017, 1/17415.
  5. Платформа для тестирования интернета вещей запущена в Беларуси [Электронный ресурс], 2017. URL: https:// www.belta.by/tech/view/v-belarusi-zapustjat-pervuju-set-dlja-interneta-veschej-271664-207 (дата обращения: 20.01.2020).
  6. СООО «Белорусские облачные технологии» / Официальный портал [Электронный ресурс], 2019. URL: http://becloud.by/activities/rp/ (дата обращения: 22.11.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020

 

 

 


Количество просмотров: 2884
теги:
04.11.2021 12:49 | log2020блог автора

Еще публикации: