Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:26:39
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Механизмы управления в цифровом формате прогнозирования

УДК 007.3

Механизмы управления в цифровом формате прогнозирования

Кулик Вероника Борисовна

 Доцент, к.т.н.

Университет «Туран»,  г. Алматы, Казахстан

E-mail : kulvebori2018@gmail.com

 

Digital Forecasting Controls

Kulik Veronika Borisovna

Docent, Candidate of Technical Sciences

University of Turan , Almaty, Kazakhstan

 

В статье рассмотрены инструменты товарного планирования в прикладном программном решении «1С: ERP Управление предприятием». Описана оценка доступных ключевых ресурсов для выполнения планового объема.

Ключевые слова: товарное планирование, ERP, оценка исполнимости планов, сбалансированность планов, план потребностей, ключевые ресурсы, план обеспечения.

The article discusses the tools of product planning in the application software solution "1C: ERP Enterprise Management". An assessment of the available key resources to achieve the planned volume is described.

Key words: product planning, ERP, plan feasibility assessment, plan balance, needs plan, key resources, support plan.

 

Ни одна подсистема предприятия не может отвечать требованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в целом. Только в этом случае такие задачи логистики, как рационализация материальных потоков предприятия, максимальная загрузка производственных мощностей заказами потребителей, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, а также оптимизация затрат на снабжение, производство и реализацию готовой продукции смогут быть выполнены [1].

Планирование деятельности предприятия является одной из важнейших задач управления предприятием. Задача актуальна, так как информация только о фактических результатах деятельности предприятия является недостаточной для менеджмента при принятии экономически взвешенного управленческого решения. Необходимо наличие плановых и прогнозных данных.

Рассмотрим инструменты товарного планирования в прикладном программном решении «1С: ERP Управление предприятием», которые регистрируют материальные потоки в натуральных показателях и, в некоторых случаях, в денежном выражении.

В процессе планирования запасов предприятия создается сценарий планирования и совокупность планов, которые координируют деятельность различных подразделений предприятия. Данная подсистема позволяет прогнозировать с различными горизонтами и периодами планирования следующие процессы на предприятии: продажи; состояние складов: плановые остатки запасов; производство готовой продукции; закупки; сборку/разборку товаров для заданных объемов.

Для быстрой оценки исполнимости планов используется оценка объема потребления ключевых ресурсов, необходимых для его выполнения.

Модель заключается в том, что предполагается, что выполнение планов приводит к расходованию некоторого количества ключевых ресурсов, при этом объем этих ресурсов не бесконечен. Анализ исполнимости сводится к оценке наличия у предприятия доступных ключевых ресурсов для выполнения всего планового объема [2].

Таким образом, ключевые ресурсы – это ограниченные в объеме доступности ресурсы, потребляемые при продаже (производстве, закупке и т.д.). Состав ключевых ресурсов определяется пользователем (транспорт, время работы ключевого оборудования, выбросы в атмосферу и т.п.). К рассмотрению в качестве ключевых ресурсов обычно принимаются наиболее дефицитные ресурсы.

Для каждого объекта планирования может быть определен объем потребления одного или нескольких таких ключевых ресурсов при продаже, производстве или закупке данного объекта планирования. Для каждого из планируемых бизнес-процессов: продажи, плановые остатки запасов, производство готовой продукции, закупки, сборка и разборка товаров, в программе созданы свои объекты ввода и хранения плановых данных. Это позволяет модифицировать документы и регистры одного бизнес-процесса, не затрагивая другой. В качестве хранилища для бизнес-процессов используются соответствующие оборотные регистры накопления «Планы продаж», «Планы остатков», «Планы производства», «Планы закупок», «Планы сборки/разборки», структура некоторых объектов хранения данных о составе планов  в соответствующих регистрах накоплений приведена на рисунке 1.

Рассмотрим некоторые назначения измерений планов. «Сценарий» - вид прогноза, по которому дается оценка. Например: оптимистичный или реалистичный. «Статус» - вид состояния процесса. Например: в подготовке, на утверждении, утвержден, отменен. «Номенклатура» - объект планирования, по которому дается плановая оценка. Например: женские туфли. «Характеристика» - дополнительная аналитика объекта планирования. Например: зеленые, 40 размер. «Подразделение» - оцениваемое подразделение предприятия. Например: отдел продаж, закупок, цех №1. «План продаж/производства/закупок» - есть ссылка на сам документ планирования, которым вводятся данные.

Наличие данного измерения облегчает построение выборок с условиями по дополнительным свойствам документа планирования.   «Партнер» - контрагент, в привязке к которому даются плановые оценки. «Соглашение» - дополнительное уточнение привязки к контрагенту. «Вид плана» - тумблер, определяющий распределение продаж, производства, закупок. «Спецификация» - применяется в планах производства, для описания материального потребления и материального выпуска в результате производства. Спецификации содержат данные для планирования, например, связи с этапами технологического маршрута: номера операций маршрута, на которых выпускается продукция или потребляется материал.

alt

 

Рисунок 1 Структура регистров хранения данных о составе планов продаж

В ресурсах планов хранятся два показателя. Первый, это «Количество» - плановая оценка в единицах хранения объекта планирования. Может не заполняться, если по сценарию не ведется количественный учет. Второй, «Сумма» - сумма введенной суммовой плановой оценки. Может не заполняться, если по сценарию не ведется суммовой учет.

Записи в регистры производятся при проведении документов «План продаж», представлен на рисунке 2, «План остатков», приведен на рисунке 3, «План производства», «План закупок», рассмотрен на рисунке 4 и «План cборки/разборки».

Для анализа сходимости плановых данных и проверки данных самих планов используются отчет «Сбалансированность планов», предназначенный для сравнения различных видов плановых данных: планы продаж, остатков, производства, закупок, для выявления расхождений между ними, оценки сбалансированности структуры и объемов планов [3].

Выходная форма данного отчета с различными показателями планов потребностей и обеспечения, приведена на рисунках 2 – 4.

Динамика изменения показателя «Конечные планируемые остатки» в соответствующих позициях, после добавления нового документа «План остатков» продемонстрирована в отчете «Сбалансированность планов» на рисунке 3 и добавления нового документа «План закупок» на рисунке 4.

 

01

Рисунок 2 Документ «План продаж» и отчет «Сбалансированность планов»

Обязательными к заполнению являются реквизиты «Сценарий», проверяется в документе-регистраторе  и  «Номенклатура». Для любого сценария может быть произведена оценка объема потребления ключевые ресурсов. В случае если совокупное потребление какого-либо ключевого ресурса, вызванное реализацией какого-либо плана, превышает объем доступности по данному ключевому ресурсу, этот план оценивается как условно-невыполнимый (неприемлемый).

 

03

Рисунок 3 Док-т «План остатков» и отчет «Сбалансированность планов»

Программа не блокирует работу с условно-неисполнимым планом, а диагностирует дефицит ресурсов, демонстрируемый показателем «Конечные планируемые остатки» (последний столбец отчета) на рисунке 2 в отчете «Сбалансированность планов» и рисунке 5.

Проверка исполнимости производится отчетом «Исполнение плана», который показывает объем ресурса, необходимый для выполнения плана для каждого периода плана и данные о доступности ресурса на конечную дату каждого периода плана и сопоставляет данные о необходимом объеме с данными о доступности ресурса для каждого периода планирования.

03

Рисунок 4 Док-т «План закупок» и отчет «Сбалансированность планов»

 

Контроль исполнения планов, различий между версиями производится путем формирования отчетов по сравнению данных по различным сценариям и сравнения плановых данных продаж с данными фактических продаж.

При необходимости, можно собрать укрупненные данные по данным уточненного плана, например, чтобы произвести анализ отклонений начального и конечного вариантов в разрезе номенклатурных групп [4].

12

Рисунок 5 Дефицит ресурсов

Для проверки данных самих планов используются отчеты «План продаж», «План производства», «План закупок». Отчеты предназначены для отображения плановых показателей по одному или нескольким сценариям планов продаж, производства, закупок в разрезе основных аналитических признаков планирования и сравнения данных по различным группирующим разрезам. В этих отчетах можно увидеть сводную картину по плановым данным и проверить источники их образования.

В случае, когда планы вводятся в количественной оценке, система позволяет рассчитать отдельный показатель стоимости по типу цен, а так же увидеть абсолютное и относительное отклонение оценки по указанному типу цен. В отчет выводятся данные по суммам, исчисленные из количественных оценок планов и цен указанного в настройках отчета типа. При этом значение показателя «Стоимость» всегда будет получено из данных плана.

Фактические данные в систему планирования не переносятся и не хранятся в ней. При  заполнении документов планирования по фактическим данным и проведении план-фактного анализа фактические данные извлекаются из смежных подсистем  программы «Продажи», «Производство», «Закупки» и другие. План-фактный анализ продаж (производства, закупок) производится по данным этих подсистем. Для проведения план-фактного анализа используется отчет «План-фактный анализ» продаж, производства, закупок. Отчет предназначен для проведения сравнения плановых и фактических показателей, выявления и анализа отклонений плановых показателей от фактических. Фактические данные извлекаются по данным из смежных подсистем. План-фактные отклонения отражаются в разрезе основных и дополнительных аналитических признаков, как в абсолютном, так и относительном выражении.

Таким образом, можно утверждать, что подсистема планирования в рассматриваемом программном решении, является управляющей системой, которая дает различные оценки (варианты) ожидаемых объемов с различной детализацией аналитических прогнозов [5]; производит быструю оценку исполнимости планов; проводит план-фактный анализ; оценивает исполнимость планов с учетом ограничений со стороны производительности и загрузки оборудования. Планирование опирается на прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов, перспектив развития предприятия, давая возможность системно управлять взаимосвязанными элементами: сбытом, производством, складом и закупками. Планирование является одним из необходимых условий организации эффективной работы предприятия, и одним из наиболее результативных механизмов снижения издержек.

Библиографический список:

  1. Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А., ЛОГИСТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008, 608 с.
  2. Фирма «1С», «1С:Предприятие 8.0 Конфигурация Управление производственным предприятием». Описание. Часть1: [электронный ресурс] Учебники по экономике, финансам, менеджменту. М.: Издательство «Фирма «1С»», 2004, 704 с.  

http://www.uamconsult.com/book_476_chapter_17_Glava_15._Planirovanie_prodazh,proizvodstva,_zakupok.html

  1. Фирма «1С», «1С:Предприятие 8.2 Конфигурация «1С: ERP Управление предприятием»: [электронный ресурс] Документация к программному продукту. Описание. Часть2-4. М.: Издательство «Фирма «1С»», 2015, 200 с.
  2. Е.В.Абрашина, И.М.Емельянов, Использование механизма расширенной аналитики в "1С:Управление производственным предприятием": [электронный ресурс] М.: Издательство ««1С-Паблишинг»», 2011, 178 с.

https://book1c.ucoz.ru/news/2013-05-16-77

  1. Фирма «1С», «1С:Предприятие 8.0 Конфигурация Управление производственным предприятием»: [электронный ресурс] Документация к программному продукту. Описание. Часть2-4. М.: Издательство «Фирма «1С»», 2009, 608 с.

https://book1c.ucoz.ru/news/2011-02

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2444
теги:
04.11.2021 04:39 | log2020блог автора

Еще публикации: