Регион: Выбрать регион
Сейчас: 4 мая 10:16:56
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Цифровизация транспортных потоков в Евразийском экономическом союзе

УДК 658(075)

Цифровизация транспортных потоков в Евразийском экономическом союзе

Ксенофонтова Екатерина Михайловна

 к.э.н., доцент, доцент кафедры

Таможенного дела Санкт-Петербургского

 государственного экономического университета,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: koka007@list.ru

 

Digitalization of transport flows in the Eurasian region economic Union

Ksenofontova Ekaterina Mikhailovna

Candidate of economic science,

associate Professor of the Department of customs

Saint-Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

         Развитие грузоперевозок, внедрение различных новых информационных технологий в области транспортировки грузов предопределяет выход цифровизации транспортных потоков на новый уровень, который заключается в формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Транспортные коридоры, Евразийский экономический союз, грузоперевозки, информационные технологии

The development of cargo transportation, the introduction of various new information technologies in the field of cargo transportation predetermines the digitalization of transport flows to a new level, which consists in the formation of an ecosystem of digital transport corridors of the Eurasian economic Union.

Key words: Transport corridors, the Eurasian economic Union, cargo transportation, information technology

 

         Евразийский экономический союз активно развивается. На сегодняшний день уже реализованы десятки проектов в таких областях как экономика, финансовая политика, промышленность, энергетика, торговля и др.  Созданы цифровые ресурсы для облегчения взаимодействия государств-членов ЕАЭС во всех интеграционных процессах в рамках Союза. Примером такого цифрового ресурса является интегрированная информационная система ЕАЭС. К 2020 году рассмотрено более 70 инициатив в сфере цифровизации процессов внутри ЕАЭС. Утверждены различные проекты в сфере рынка труда, промышленности и транспорта.

         Развитие цифровизации транспортных потоков является одной из первоочередных задач в рамках ЕАЭС. Это не в последнюю очередь связано с ростом объемов взаимной торговли государств-членов ЕАЭС и как следствие ростом грузооборота по всем видам транспорта (таблица 1).

         Объемы взаимной торговли государств-членов ЕАЭС в 2018 году составляли 60 261 млн. долл., а в 2019 году 61 034 млн. долл. Таким образом объем взаимной торговли в ЕАЭС вырос в 2019 году на 1,28% по отношению к 2018 году [1].

Таблица 1- Грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров) [1]

Страна

Все виды транспорта

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

2018

2019

2018

2019

2018

2019

ЕАЭС

6377,6

6416,9

462,4

488,2

2935,2

2941,0

в том числе:

4,4

4,8

0,9

1,0

0,7

0,9

Армения

138,8

130,8

28,1

28,5

52,6

48,2

Беларусь

596,1

609,3

172,7

182,7

283,1

289,2

Казахстан Кыргызстан

2,8

2,9

1,6

1,8

1,0

0,9

Россия

5635,5

5669,1

259,1

274,2

2597,8

2601,8

             Другими предпосылками цифровизации транспортных потоков стало внедрение различных информационных технологий в области транспортировки грузов и при совершении таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. К таких информационным технологиям можно отнести:

  • внедрение системы прослеживаемости товаров;
  • предварительное информирование;
  • технологию «выпуска до выгрузки»;
  • технологию «прямой выгрузки на транзит»;
  • внедрение электронных навигационных пломб как средство идентификации, функционирующее на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС»;
  • формирование бесшовных транспортных коридоров через Россию за счёт развития сервиса пломбирования, системы отслеживания транзитных перевозок;
  • и прочие проекты.

         Все вышеперечисленные технологии применяются через разрозненные информационные порталы и комплексы программных средств, что усложняет процесс формирования логистических цепей поставок внешнеторговых грузов как для перевозчиков, так и для грузовладельцев.

Премьер-министры всех пяти стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) подписали Распоряжение Евразийского межправительственного совета №4 от 31.01.2020г. «О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза» [2].

         В разработке проекта ЭЦТК активное участие принимали научные центры России, Республики Беларуси и Республики Казахстана такие как:

  • АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»;
  • НИРУП «Институт прикладных программных систем» (Республика Беларусь);
  • АО «Транстелеком» (Республика Казахстан).

Суть проекта создания ЭЦТК заключается в создании новых цифровых таможенных, логистических, страховых и финансовых сервисов, а также в доработке и интеграции в общую экосистему уже существующих информационных платформ (сервисов). Задачи в сфере транспорта, которые стоят перед ЕАЭС не позволяют отделить и обособленно заниматься созданием транзитных транспортных коридоров вне комплексного развития цифровой логистики, транспорта и цифровых двойников инфраструктуры.

         Проект ЭЦТК предполагает создание такой информационной платформы, на базе которой будут строиться сервисы для перевозчиков, логистов и компаний, которые участвуют в перевозочном процессе или в транспортно-логистической цепочке.

         В основу этой платформы заложены огромные массивы данных, которые есть у государства, например, государственный реестр остановочных пунктов, данные об объектах транспортной инфраструктуры, физические характеристики дорог, пропускная способность и др. Подобных реестров в государствах-членах ЕАЭС более четырех тысяч.

         Первоочередные задачи по формированию ЭЦТК определены в распоряжении Евразийского межправительственного совета №4 от 31.01.2020«План мероприятий по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза». К ключевым мероприятиям относятся:

  1. Определение уполномоченных органов (организаций), ответственных за реализацию плана.
  2. Определение перечня и сроков реализации сервисов и необходимой цифровой инфраструктуры, реализуемых на каждом этапе формировании экосистемы цифровых транспортах коридоров Союза.
  3. Определение механизмов (способов, форм) реализации сервисов и необходимой инфраструктуры ЭЦТК.
  4. Подготовка предложений по использованию интегрированной информационной системы Союза в целях реализации сервисов и необходимой инфраструктуры ЭЦТК.
  5. Формирование предложений по разработке и утверждению стандартов, форматов и структур данных для сервисов G2B и B2G, требований (рекомендаций) к форматам и структурам данных сервисов В2В и В2С, а также разработка при необходимости рекомендаций по вопросам трансграничного взаимодействия.
  6. Разработка проектов международных договоров и актов, составляющих право Союза в области цифровых транспортных коридоров.

         Создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС позволит снизить время прохождения таможенных операций на границе, обеспечить необходимую стыковку транспортных маршрутов, обеспечить информационное сопровождение товарных потоков.  Цифровая логистика может стать локомотивом для экономик стран ЕАЭС, связывающим не только производителя и потребителя, но и все сферы экономики.

         В результате формирования ЭЦТК ожидается:

  • упрощение контроля за грузопотоками и пассажиропотоками в ЕАЭС;
  • снижение временных и финансовых затрат перевозчиков;
  • рост скорости оборачиваемости грузов.

         Проект позволит сформировать глобальные цифровые транспортные коридоры «Шелковый путь», «Запад – Восток», «Север – Юг» и Паневропейские коридоры, проходящие через таможенную территорию ЕАЭС. Это будет способствовать привлечению третьих стран таких как Индия, Иран или Япония для сотрудничества в области развития транзитных перевозок.

Библиографический список:

  1. Департамент статистики ЕЭК [Электронный ресурс]- режим доступа http:// www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_ makroec/dep _stat /econstat/ Pages/ transport.aspx, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 25.03.2020).
  2. «О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза» Распоряжение Евразийского межправительственного совета №4 от 31.01.2020г. [Электронный ресурс]- режим доступа http://docs.cntd.ru/document/564200761, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 25.03.2020).
  3. Официальный сайт «Федеральная таможенная служба» [Электронный ресурс]- режим доступа URL: http://www.customs.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 25.03.2020). 
  4. Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
  5. Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 465
теги:
04.11.2021 04:31 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама