Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:34:55
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Современное состояние и перспективы развития железнодорожных паромных переправ

УДК 656.022.1

Современное состояние и перспективы развития железнодорожных

паромных переправ

Кизимиров Михаил Владимирович

Аспирант,

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС),

г. Самара, Россия

E-mail: kizimirov@mail.ru

Астафьев Алексей Владимирович

Аспирант,

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: aleks-astaf@yandex.ru

Куртикова Алия Романовна

студент 4 курса,

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: kar9@mail.ru

Научный руководитель Куренков Пётр Владимирович

Профессор, доктор экономических наук

Российский университет транспорта (РУТ–МИИТ), г. Москва, Россия

E-mail: petrkurenkov@mail.ru

 

Current condition and prospects for the development of railway ferries

Kizimirov Mikhail Vladimirovich

Graduate student,

Samara State University of Railway Engineering (SamGUPS),

Samara, Russia

Astafiev Alexey Vladimirovich

Graduate student,

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Kurtikova Alia Romanovna

4th year student,

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

Scientific Supervisor Kurenkov Peter Vladimirovich

 Professor, Doctor of Economics

Russian University of Transport (RUT – MIIT), Moscow, Russia

 

В статье описано современное состояние и перспективы развития паромных сообщений, раскрыты преимущества и недостатки железнодорожных паромных сообщений по сравнению с остальными видами смешанных сообщений, показаны маршруты и перспективы их развития в различных регионах Земного шара.

Ключевые слова: Паромная переправа, железная дорога, морской порт, судно, вагон.

 

The article describes the current state and prospects for the development of ferry services, discloses the advantages and disadvantages of railway ferry services in comparison with other types of mixed services, shows the routes and prospects for their development in various regions of the globe.

Key words: Ferry, railway, seaport, ship, wagon.

 

В настоящее время по территории стран бывшего СССР осуществляется перевозка на паромах железнодорожных вагонов по маршрутам. К примеру, украинская компания "Укрферри" работает по девяти маршрутам, в том числе с Турцией, Болгарией, Румынией и Грузией. Международная паромная переправа Варна (Болгария) – Черноморск (бывший Ильичевск) (Украина), помогает сократить время доставки грузов, а также транспортные расходы по направлениям Беларусь, Болгария, Молдова, Монголия, Турция, Казахстан, Украина, Россия.

Направление паромных перевозок Варна — Черноморск (бывший Ильичевск) — Поти/Батуми является частью международного коридора ТРАСЕКА, который соединяет Европу со странами Средней Азии через Кавказ. Данный паром используется для прямого сообщения между Европейскими государствами, Грузией и Арменией. Налажена перевозка транзитных грузов из Болгарии, Македонии, Югославии в Грузию, Армению, Азербайджан и в обратном направлении [1].

Паромная переправа Клайпеда (Литва) — Засниц (старое название "Мукран" - Германия) позволяет доставлять грузы в вагонах из стран Балтии и других бывших республик СССР в Германию, и в обратном направлении. Паромные линии соединяют Клайпеду с немецкими портами Киль и Засниц, Копенгаген - Архус - Фредерисия (Дания), шведским портом Карлсгамн, Стокгольм российскими портом Балтийск, Усть-Луга. Паромный порт «Засниц» на острове Рюген - самый восточный немецкий порт с кратчайшими расстояниями до портов Российской Федерации (С.-Петербург), Швеции (Треллеборг), и балтийских государств (Эстония, Латвия, Литва) [2].

Паромная переправа Алят (Баку, Азербайджан) – Туркменбаши (Туркменистан). Направление перевозок Турция, Грузия, Украина, Россия, Беларусь, Азербайджан – Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан. Используется при перевалке в порта Грузии турецких грузов из судов, контейнеров или машин в железнодорожные вагоны с дальнейшей доставкой в Туркменистан. Паром берет 28 вагонов на борт.

Паром Кавказ (Россия) – Поти (Грузия) является одним из наиболее выигрышных вариантов перевозки грузов на данном направлении. Перевозка железнодорожных вагонов из Кавказа в Поти осуществляет паром с вместительностью — до сорока груженных вагонов. Паромная линия в этом направлении функционирует 3 раза в месяц. Маршрут активен в любое время года [3].

Железнодорожные паромные переправы относятся к фрейджерным перевозкам. Фрейджерная система перевозок – это система доставки грузов укрупненными местами – фрейджерами (товарными вагона­ми) [4]. Фрейджерная система перевозок экономически эффективна там, где время хода паро­ма около 5–6 ч и где кратковременное исключение вагонного парка из работы и стоимость перегрузочных операций на обоих бе­регах компенсируются дополнительным грузом, который может быть погру­жен и перевезен в судах вместо тары вагонов [5]. Эффективность фрейджерной системы определяется организа­цией перевозок на водном участке доставки грузов, поскольку грузоподъем­ность судов-паромов в 2 раза меньше, чем универсального сухогрузного суд­на, и в 1,6 раза меньше, чем контейнеровозов. Поэтому себестоимость перевозки на пароме 1 т груза больше в 5 раз по сравнению с другими судами. Вместе с тем время загрузки паромов за счет исключения перегру­зочных работ уменьшается более чем в 20 раз по сравнению с перегрузкой такого же количества грузов при обычных перевозках, а себестоимость бере­говой составляющей снижается более чем в 3 раза. Стоимость же грузовых работ уменьшается до 7–8 % от стоимости грузовых работ при обыч­ной загрузке судов [5].

В большинстве своём перевозка железнодорожным паромным сообщением осуществляется по типу «минибридж» (mini bridge – «малый мост»). Она включают в себя пере­возку груза по одному морскому коносаменту из порта одной страны до порта другой, затем по железной дороге во вто­рой порт этой страны с последующим завершением перевозки на железнодорожном терминале внутри страны назначения. Его основой служит сквозной контейнерный тариф, исчисляемый от порта в первой стране до конечного терминала во второй. Тарифы минибриджа издаются морскими перевозчиками, а не железными дорогами, которым первые платят вознаграждение за перевозку грузов (контейнеров) на сухопутном участке. Классическим примером сухопутного участка минибриджа считается направление перевозок грузов между Восточным и Западным побережьями США. [6] Преимущества использования системы минибридж по сравнению с морским способом доставки выражаются в сокращении общего времени и снижении стоимости перевозки [5].

Сегодня перевозки грузов в железнодорожно-паромном сообщении развиваются благодаря строительству новых паромных линий и увеличению мощности паромного флота, который значительно реконструируется и пополняется новыми судами [4].

В феврале 2015 года начала свою работу железнодорожно-паромная линия «Кавказ – Варна». К перевозке принимаются грузы различной номенклатуры, в том числе продукция пищевой, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. На линии работают два парома – «Авангард» и «Славянин», вместимостью 40 и 45 условных вагонов соответственно. Периодичность рейсов – 2 раза в неделю [7]. Перевозки с использованием железнодорожно-паромного сообщения «Кавказ-Варна» позволяют осуществлять доставку грузов напрямую из России в Болгарию, исключая транспортировку по транзитным территориям Украины, Молдовы, Венгрии, Румынии, что дает возможность существенно сократить транспортные расходы и сроки доставки грузов (рис. 1) [7].

 

01

 

Рис. 1 - География маршрутов в Черноморском регионе

Тенденции развития в сфере железнодорожного паромного сообщения идут в направлении замены существующих судов, более производительными и быстроходными. На многоцелевых железнодорожных паромах, работающих между Швецией и Германией (рис. 2), имеются четыре колеи общей протяженностью 500 м [4].

Благодаря такой длине путей паром может перевозить состав из 50 вагонов. Открытие паромной линии Хельсингборг (Швеция) - Путтгарден (Германия) позволило сократить время доставки грузов на 24 часа по сравнению с перевозкой в железнодорожно-морском сообщении [4].

Преимущество использования железнодорожных паромных переправ заключается в следующем: уменьшение стоимости перевозки; сокращение срока доставки; уменьшение риска повреждения груза при перегрузе.

Развитие железнодорожных паромных переправ в Российской Федерации было поддержано Правительством. Основной вектор был задан документом «План обеспечения транспортной доступности Калининградской области», который направлен на развитие паромного сообщения с этим анклавом Российской Федерации. План предполагает реализацию проекта строительства и эксплуатации трех паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга-Балтийск (рис. 3) [5].

05

alt Рис. 2 - Карта паромных маршрутов Германия – Швеция

Закончить строительство предполагается до 2022 года. Данная программа позволит обеспечить транспортную доступность Калининградского региона и снизить влияние на тарифную политику государств по территории, которых проходят сухопутные пути в из других регионов Российской Федерации. В настоящее время на указанном направлении курсируют два парома, которые обеспечивают до 30 % грузооборота области. Линия перегружена, и введение в оборот дополнительного количества паромов является востребованной услугой. Кроме этого дополнительный экономический эффект от запуска получит и Ленинградская область, так как строительство будет осуществляться на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» (г. Шлиссельбург, Кировский район Ленинградской области).

06

Рис. 3 - География маршрутов в Балтийском регионе

Паромные сообщения способствуют дальнейшему развитию различных систем смешанных перевозок с учётом информационной, организационной, плановой, коммерческой, финансовой, экономической, правовой, экологической и других форм, аспектов, сфер, областей, составляющих взаимодействия различных видов транспорта и субъектов транспортного рынка [8-13].

Библиографический список:

  1.  «Укрферри» о проблемных точках паромных перевозок в Черном море// Порты Украины. URLhttps://ports.com.ua/articles/ukrferri-o-problemnykh-tochkakh-paromnykh-perevozok-v-chernom-more1510132344/  (дата обращения 15.03.20).
  2. Паром Клайпеда(Литва)-Засниц(старое название "Мукран"-Германия) // Трансрусь. URLhttps://www.transru.ru/services/sea_and_river_transport/articles/klaipeda_ferry_complex.php/   (дата обращения 14.03.20).
  3. Паром Кавказ - Поти// BSI. URLhttp://railtranssystems.com/features/chernoe-more/parom-kavkaz-poti/ (дата обращения 15.03.20).
  4. Милославская С.В. Сухопутные мосты в системе международных транспортных коммуникаций // Бюллетень транспортной информации.- 2000.- № 5.- С.32–35.
  5. Куренков П.В. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление / П.В.Куренков, А.Ф.Котляренко А.Ф. Самара: СамГАПС, 2003.- 636 с.
  6. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI в. / Е.А. Сотников.- М.: Транспорт, 1993.- 200 с.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Количество просмотров: 2621
теги:
04.11.2021 04:15 | log2020блог автора

Еще публикации: