УДК 658.7
Проблемы оценки эффективности логистических систем в регионах Енисейской Сибири
Захарова Лариса Николаевна
к.э.н., доцент кафедры экономики и организации
отраслей лесного комплекса
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия
Е-mail: logistatzln@mail.ru
Аврамчикова Надежда Тимофеевна
доктор экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита,
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия
E-mail: avr-777@yandex.ru
Рожнов Иван Павлович
инженер НИУ
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия
E-mail: ris2005@ mail.ru
Problems assessing the effectiveness of logistics systems in the Yenisei Siberia regions
Zakharova Larisa Nikolaevna
Cand.Econ.Sci.,Assoc.Prof.,
Chair of Economics and organization branches forest complex
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Krasnoyarsk, Russia
Avramchikova Nadezhda Timofeevna
doctor of economic Sciences,
professor of the department of Finance and Credit
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Krasnoyarsk, Russia
Rozhnov Ivan Pavlovich
engineer NIU
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Krasnoyarsk, Russia
Для оценки эффективности развития логистических систем в странах применяются простые и сложные показатели. К числу последних относят индекс эффективности логистики LPI – Logistics Performance Index. Он определяется раз в два года Всемирным Банком для 167 стран по данным опроса респондентов разных логистических компаний. Оценку эффективности функционирования логистических систем регионов Енисейской Сибири предложено проводить на основе аналога критерия «прибыль на инвестированный капитал». С этой целью в работе проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал и доходов консолидированного бюджета регионов Енисейской Сибири за 2010-2018 годы.
Ключевые слова: регионы Енисейской Сибири, логистические системы, критерии эффективности
Simple and complex indicators are used to assess the effectiveness of logistics systems development in countries. The latter include the logistics efficiency index LPI – Logistics Performance Index. It is defined every two years by the World Bank for 167 countries according to a survey of respondents from different logistics companies. To assess the effectiveness of the logistics systems of the Yenisei Siberia regions, it is proposed to use an analogue of the criterion "profit on invested capital", for what the analysis of the dynamics of investments in fixed capital and revenues of the consolidated budget of the Yenisei Siberia regions for 2010-2018 was carried out.
Key words: Yenisei Siberia regions, logistics systems, efficiency criteria
Важным фактором повышения конкурентоспособности является проведение маркетинговых исследований на основе совмещенного АВС-XYZ анализа. Он позволяет оценить ассортимент и объем продаж производственных, торговых оптовых или розничных предприятий и организаций. АВС-XYZ позволяет определить наиболее значимые позиции номенклатуры, пользующейся стабильным спросом. Но этот мощный инструмент анализа не позволяет оценить эффективность экономики регионов, так как не учитывает стоимостные показатели функционирования логистических систем.
Эффективность развития логистических систем в странах и регионах оценивают при помощи простых и сложных показателей [1, с.389]. Простые показатели характеризуют логистическую систему: а) точечно, б) линейно, в) с учетом развития узловой инфраструктуры региона. Оценка логистического уровня страны зачастую проводится с помощью сложных показателей точечного характера с учетом наличия современных складов вблизи транспортных путей [там же]. С 2012 года Всемирный Банк рассчитывает индекс эффективности логистики Logistics Performance Index (LPI) в странах мира [2]. LPI определяется как многомерная оценка результатов опросов респондентов, состоящая из шести основных компонентов: эффективность таможенного и пограничного контроля, качество торговой и транспортной инфраструктуры, легкость организации поставок по конкурентоспособным ценам, компетентность и качество логистических услуг, способность к отслеживанию и сопровождению партий грузов, частота, с которой поставки достигают грузоотправителей в запланированные или ожидаемые сроки доставки. По осредненным данным за 2012, 2014, 2016 и 2018 гг. согласно [2] первое место по индексу LPI среди 167 стран заняла Германия (общий за эти годы средний балл 4,19); США –10 место (3,92); КНР –27 место (3,60), Россия – 83 место (2,69). Методика расчета LPI постоянно совершенствуется. Так, в методике его определения с 2018 г. учитывается производительность цепей поставок, время, расстояние, надежность, качество внутренней инфраструктуры, услуг и работы таможни. За 2018 г. получены следующие результаты: Германия – 1 место (средний балл 4,20), США – 14 (3,89), КНР –26 (3,61), РФ –75 (2,76). Таким образом, все рассматриваемые страны повысили показатели LPI, кроме США.
К недостаткам методики расчета LPI, на наш взгляд, можно отнести отсутствие учета стоимостных показателей и субъективность оценок респондентов. Более объективную оценку эффективности логистических систем регионов можно получить на основе критерия ПИК (прибыль на инвестированный капитал).
Развитие экономики регионов Енисейской Сибири ввиду особенных географических и природно-климатических условий в настоящее время определяется уровнем функционирования логистических систем [3, 4]. Из-за отсутствия официальной статистики для расчета критерия ПИК в регионах Енисейской Сибири его косвенную оценку можно получить по данным табл.1
Таблица 1 . Показатели регионов Енисейской Сибири за 2010-2018 гг.
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Тпр,% |
Красноярский край |
||||||||||
Инвестиции*) |
266,9 |
308,6 |
381,7 |
376,9 |
364,0 |
396,9 |
425,9 |
420,9 |
420,9 |
57,7 |
Доходы**) |
178,4 |
188,8 |
176,6 |
175,9 |
191,3 |
211,4 |
223,6 |
245,5 |
277,0 |
55,3 |
Критерий ПИК |
0,67 |
0,61 |
0,46 |
0,47 |
0,53 |
0,53 |
0,53 |
0,58 |
0,66 |
-1,5 |
Республика Тыва |
||||||||||
Инвестиции*) |
7,2 |
8,1 |
11,7 |
13,9 |
17,8 |
12,9 |
10,6 |
10,0 |
10,5 |
44,9 |
Доходы**) |
15,2 |
16,7 |
21,2 |
21,0 |
22,6 |
21,2 |
24,5 |
25,0 |
29,8 |
95,5 |
Критерий ПИК |
2,11 |
2,06 |
1,82 |
1,50 |
1,27 |
1,63 |
2,30 |
2,50 |
2,84 |
34,9 |
Республика Хакасия |
||||||||||
Инвестиции*) |
22,1 |
35,2 |
38,1 |
32,1 |
39,6 |
29,9 |
27,2 |
23,8 |
32,6 |
47,3 |
Доходы**) |
18,3 |
21,2 |
22,8 |
22,4 |
26,3 |
28,3 |
26,5 |
29,2 |
40,8 |
122,3 |
Критерий ПИК |
0,83 |
0,60 |
0,60 |
0,70 |
0,66 |
0,95 |
0,97 |
1,22 |
1,25 |
50,9 |
*) в основной капитал (в фактически действ. ценах), млрд. руб. по данным [5]
**)доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. по данным [5]
Темпы прироста (Тпр) показателей в табл.1 рассчитаны в процентах к 2010 г. (жирным шрифтом выделено максимальное значение Тпр по регионам, курсивом – минимальное). Критерий ПИК рассчитан как частное от доходов консолидированного бюджета к инвестициям в основной капитал. Этот критерий отражает условия функционирования логистических систем в регионах. Из табл.1 видно, что наибольшее внимание следует уделить более высокому росту доходов в Красноярском крае. Темпы прироста инвестиций и доходов в крае за 2018 г. относительно 2010 г. имеют соотношение Тпринв < Тпрд. В результате критерий ПИК снизился на 1,5% .В остальных регионах критерий ПИК возрос. Динамика коэффициентов ПИК представлена на рис.1.
Рис.1. Динамика коэффициентов ПИК в регионах Енисейской Сибири за 2010-2018 гг.
Кроме того, в соответствии с общими перспективными направлениями оценки эффективности логистики [2] необходимо больше внимания уделять устойчивости цепей поставок, кибербезопасности, экологической устойчивости и подготовке квалифицированных кадров в регионах Енисейской Сибири.
Библиографический список:
- Шишко Е. Л., Зенькова Л.П. Анализ современного механизма функционирования логистической системы в Республике Беларусь// Логистика-евразийский мост: материалы ХIV МНПК (24-29 апр.2019 г. Красноярск-Абакан-Кызыл)/ КрасГАУ. Ч.2, Красноярск, 2019.– 515 с. С.388-392.
- Connecting to Compete. Доклад Всемирного Банка. – Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/ .Logistics Performance Index 2012, 2014, 2016 and 2018
- Иванов С.В., Лапценко Е.В. Проблемы формирования логистических систем в регионах Енисейской Сибири // Логистика-евразийский мост: материалы ХIV МНПК (24-29 апр.2019 г. Красноярск-Абакан-Кызыл)/ КрасГАУ. Ч.2, Красноярск, 2019.– 515 с. С.80-85.
- Захарова Л. Н., Титенкова Н.А. О динамике внедрения инновационных технологий в регионах Енисейской Сибири за 2010-2017 гг.// Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития [Электрон. ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (6–7 июня 2019 г., Красноярск). СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2019. – Режим доступа: https://www.sibsau.ru/scientific-publication/. – С. 103-107.
- Федеральная служба государственной статистики [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ # Дата обращения: 25.03.20
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020