УДК 658.7
Применение технологии Интернет вещей в транспортно-логистических системах
Дмитриев Александр Викторович
к.э.н., доцент кафедры Логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: poliskasko@bk.ru
Internet of things in transport and logistics systems
Dmitriev Alexander Viktorovich
candidate of economic sciences, docent of Logistics and
supply chain management department
Saint-Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg, Russia
В статье исследуются вопросы развития технологии блокчейн в транспортно-логистических системах, рассматривается отечественный и зарубежный опыт внедрения блокчейн-проектов, анализируются стимулирующие и сдерживающие факторы применения распределенных реестров в транспортной логистике, оценивается эффективность смарт-контрактов в рамках организации доставки грузов, обосновывается решающее значение блокчейна при оптимизации цифровых цепей поставок
Ключевые слова: блокчейн, цифровая трансформация, транспортная логистика, цифровизация цепей поставок, смарт-контракт
The article examines the development of blockchain technology in transport and logistics systems, examines domestic and foreign experience in implementing blockchain projects, analyzes the stimulating and limiting factors of using distributed registries in transport logistics, evaluates the effectiveness of smart contracts as part of cargo delivery organization, and decides the blockchain when optimizing digital supply chains
Key words: blockchain, digital transformation, transport logistics, digitalization of supply chains, smart contract
В настоящее время цифровизация различных сфер экономики является одним из приоритетных направлений стратегии научно-технологического развития России. Полноценная последовательная цифровизация российской экономики станет платформой для качественного изменения ее структуры и долгосрочных возможностей.
По поручению Президента В.В. Путина Правительство Российской Федерации разработало программу «Цифровая экономика» для интенсивного развития цифровизации в России. Акцент программы сделан не только на базовых составляющих цифровой экономики, но и на росте инвестиций частного и государственного сектора в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом, что позволит увеличить долю цифровой экономики до 5,6% ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях до 5-7 трлн. рублей в год. В будущем потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1–8,9 трлн. руб. (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП.
Цифровые преобразования – это один из главных факторов экономического роста и на мировом уровне. По оценкам Глобального института McKinsey, в Китае до 22% увеличения ВВП к 2025 году может произойти за счет интернет-технологий. В США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями к 2025 году может составить 1,6 – 2,2 трлн. долл. США.
Такие смелые экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий. Среди них – цифровые платформы, экосистемы, углубленная аналитика больших массивов данных, а также технологии «Индустрии 4.0», такие как, в частности, Интернет вещей (IoT). По оценке Глобального института McKinsey, именно данная технология в общей структуре инструментов цифровизации до 2025 года будет ежегодно приносить мировой экономике от 4 до 11 трлн. долл. США.
Как цифровая технология, Интернет вещей, позволяет подключить к сети Интернет практически любое оборудование, пользователей и обеспечить выполнение процессов, ускоряющих выполнение логистических операций на основе цифровых данных (рис. 1).
Рис. 1. Процессная субъектно-объектная модель цифровизации транспортно-логистических систем на основе технологии Интернет вещей.
Объекты Интернета вещей в режиме онлайн могут отправлять, получать, обрабатывать и хранить информацию и, таким образом, активно участвовать в самостоятельных, управляемых событиями логистических процессах. IoT предоставляет удобный цифровой сервис для поставщиков логистических услуг, так как они могут использовать данные из цифровой среды для оптимизации собственных бизнес-процессов и реализации конкурентных преимуществ на транспортно-логистическом рынке.
Интеллектуальные транспортные решения могут повысить прозрачность и целостность цепочки поставок благодаря инновационным концепциям интеллектуальных грузовиков. Например, телематика в автомобиле может собирать данные о перемещениях и времени простоя, чтобы максимизировать использование парка и активов, а также динамическое планирование и оптимизацию маршрутов. IoT также можно использовать для сокращения времени простоя автомобиля с помощью прогнозирования отказа активов и автоматического планирования технического обслуживания (табл. 1).
Таблица 1 – Сферы применения технологии Интернет вещей в транспортно-логистических системах
Сфера применения |
Характеристика |
Отслеживание транспорта и грузов |
Возможность осуществлять мониторинг грузовых и транспортных потоков по всей цепочке поставок для повышения безопасности выполнения транспортно-логистических операций. Применение технологии GPS-отслеживания транспортных средств и контейнеров, а также RFID-датчиков для контроля местонахождения, состояния грузов, температуры, влажности и других данных об окружающей среде. |
Управление парком подвижного состава |
Современные технологии в области телематики применяются для сбора данных в режиме реального времени для анализа характеристик подвижного состава различных видов транспорта (автомобильного и железнодорожного) в части состояния деталей и узлов, контроля поведения водителей и машинистов, а также соблюдения технических регламентов по осевым нагрузкам. |
Планирование маршрутов |
Оптимизация разработки, планирования и изменения маршрутов, управление расходом топлива, сокращение выбросов в атмосферу, обнаружение неисправностей в процессе движения для планирования технического обслуживания и ремонта, обеспечение соблюдения регионального, национального и международного законодательства, повышение безопасности дорожного движения. |
Управление запасами и прогнозирование |
Датчики в технологии Интернет вещей могут применяться и для отслеживания товарных и производственных запасов, а также предоставления необходимых данных, позволяющих анализировать тенденции рынка и осуществлять прогнозы будущих потребностей субъектов транспортно-логистических систем в текущих, сезонных и страховых запасах, что обеспечит отсутствие дефицита и сверхнормативных запасов. |
В области логистики объем услуг, предоставляемых посредством технологии Интернет вещей, оценивается в размере 1,9 триллиона долларов США. Однако, до настоящего времени только несколько приложений IoT в области логистики получили широкое распространение из-за общей стоимости развертывания, проблем безопасности и отсутствия стандартов в отрасли фрагментированной логистики. Учитывая, что мировой рынок логистической связи, по оценкам, существенно вырастет до 27 млрд. долл. США при совокупном среднегодовом темпе роста 7,6% до 2023 года, прорыв в развитии недорогих сетей IoT (беспроводное соединение следующего поколения) и постоянном падении цен на сенсоры обеспечат крупномасштабное развертывание IoT-решений в логистике. Кроме того, у первых пользователей появятся захватывающие возможности для разработки инновационных бизнес-моделей на основе Интернета вещей.
Компания Weft, специализирующаяся на внедрении «умных» систем и датчиков в системы снабжения, запустила стартап, позволяющий отслеживать паллеты. Компания BASF совместно с Ahrma Holding B.V. на основе концепции «Интернет вещей» (IoT) и генерации больших данных (Big data) в цепочке поставок разработала технологию, в которой, используя встроенный в паллеты приёмопередатчик и программное обеспечение от Ahrma, Supply Chain Big Data (система SCBD), грузовладелец может регистрировать не только местонахождение и передвижение паллет, но и температуру воздуха вокруг них, статус загрузки и любые удары или падения.
Таким образом, применение цифровой технологии Интернет вещей в области управления транспортно-логистическими системами позволяет осуществлять оптимизацию всей цепи поставок, включая перевозку и складские операции. Интернет вещей предоставляет возможности повышать экономическую эффективность бизнес-процессов в логистике, обеспечивать безопасность и качество транспортно-логистического обслуживания, что, в конечном итоге, приводит к повышению конкурентоспособности субъектов транспортно-логистических систем.
Библиографический список:
- Логистика и управление цепями поставок: учебник для академического бакалавриата / В.В. Щербаков [и др.]; под ред. В. В. Щербакова. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 582 с.
- Дмитриев А.В. Формирование цифровой среды транспортной логистики // Логистика - евразийский мост: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Красноярск. 2018. Ч.1. - С.88-92.
- Дмитриев А.В. Современные тенденции развития логистики цифровых платформ // Логистика и управление цепями поставок: Сб. науч. трудов. – Вып. 1 (14) / Под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ. – 2017. C. 35-40
- Дмитриев А.В. Цифровые технологии в транспортной логистике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – № 4. – 2017. С. 14-18.
- Интернет вещей и логистика [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.lobanov-logist.ru/library/353/63898/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Интернет вещей для логистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iot.ru/riteyl/internet-veshchey-dlya-logistiki (дата обращения 01.03.2020 г.)
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020
***
Реклама: Криптовалютная биржа EXMO