Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:35:41
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Варианты логистической интеграции макроклаcтеров Северного морского пути и «Енисейской Сибири»

УДК 656.7:658

Варианты логистической интеграции макроклаcтеров Северного морского пути и «Енисейской Сибири»

Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

Options for logistics integration of macroclasters of the Northern Sea Route and "Yenisei Siberia»

Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia

 

Логистическая интеграция Енисея и Северного морского пути (СМП) с Южным экономическим поясом Транссиба (ТСМ) и БАМа (а в перспективе и Шелкового пути) вовлекает все новые макрозоны Сибири и Дальнего Востока (ДВ) в единую транспортную систему мультимодальных терминальных сетевых альянсов (ТСА).  Дорогостоящие инфраструктурные проекты (Ленский мост в Якутске, порт Аян и т.п.) не будут действенны без организационных структурно-функциональных новаций логистической концепции ТСА.

Ключевые слова: Южный экономический пояс РФ (ЮЭП РФ), мультимодальный терминальный сетевой альянс (МТСА), Северный Ледовый Пояс (СЛП), консолидация грузов, логистическая кластерная сеть, Шелковый путь (ШП).

The logistics integration of the Yenisei and the Northern sea route (NSR) with the southern economic belt of the TRANS – Siberian railway (TSM) and BAM (and in the future, the Silk Road) involves all new macrozones of Siberia and the Far East in a single transport system of multimodal terminal network alliances (TSA). Expensive infrastructure projects (Lensky bridge in Yakutsk, port Ayan, etc.) will not be effective without organizational structural and functional innovations in the logistics concept of the TSA.

Keywords: Southern economic zone of the Russian Federation, multimodal terminal network alliance (TNA), Arctic Belt, cargo consolidation, logistics cluster network, Silk Road (SR)

 

Для развития конкурентоспособного транзита через РФ необходимо сочленение сухопутных магистралей (Южный вектор – через Монголию в Урумчи), водных и морских путей (Лена, Енисей) в единую мультимодальную транспортную систему.

Под интеграцией СМП, ТСМ, ШП подразумевается создание ТСА перевозчиков, которые будут осуществлять перевозки в собственной терминальной инфраструктуре, построенной по модели «Hub-and-Spoke» (рис.1) из связанных кластерных систем (узловых региональных хабов) через СМП, ТСМ, ШП (Hub). Эффективность работы ТСА реализуется экспедиторами ТСА через статус грузового агента путем «разделения нейтральных накладных» на домашнюю и мастер накладную

 alt

 

Рис. 1. Модель «Hub-and-Spoke» в интеграционной системе ТСА (Лена – ТСМ, БАМ, Енисей – Урумчи)

 Обширное пространство северных регионов РФ на сегодня остается вне единой логистической системы (ЛС) страны. В регионах Красноярского края осталось немало промышленных кластеров, которые так и не сформировали единую ЛС. Ныне возрождается интерес к ряду нереализованных, глобальных («сталинских») проектов прошлого. Потенциал транспортной системы Красноярского края (р. Енисей и ТСМ) очевиден – это и перспективы выхода на СМП и на ЮМП («монгольский транзит»). К примеру, именно через Монголию в Китай просматривается транзитный потенциал недалекого будущего – проект «Строительство железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» и освоение минерально-сырьевой базы Республики Тыва. От Кызыла можно идти дальше через Западную Монголию на Урумчи (Китай), а оттуда в Пакистан, в Индию (рис.1). Грузы из разных пунктов ТСА собираются в центральном транспортном узле соответствующего логистического кластера, например, в макрозоне Урала (Екатеринбург). Далее они будут распределяться по внутренним и международным «спицам» формируемой грузопроводящей сети. Последовательная консолидация грузов в ТСА выгодна для всех участников перевозочного процесса: грузоотправителей, грузополучателей, грузовых агентов сети (экспедиторов).

В Сибири и на ДВ вдоль ТСМ интенсивно развита логистическая инфраструктура ЮЭП (Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Находка, Хабаровск). При транзите через РФ сначала сконсолидированные на тыловых терминалах грузы доставляются в главные хабы мультимодальной сети альянса (ЕКБ, Красноярск и др.). Эти грузы, доставленные скоростными контейнерными поездами (работающими по расписанию) доконсолидируются в указанных хабах и направляются «по спицам» до пунктов назначения.

Северный морской путь начинается в Баренцевом (Мурманск) и Белом (Архангельск) морях, продолжается в морях – Карское (Диксон), Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. В районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку. Морской и речной транспорт в низовьях Енисея эффективно дополняют друг друга.  Затем Тикси (дельта Лены), а также Певек и порт Провидения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения. Объекты, расположенные у устья крупных рек, выполняют для судов функцию грузовых перевалочных пунктов. СМП включает: высокоширотный транзитный маршрут; западный сектор Арктики – от Мурманска до Дудинки, обслуживаемый Мурманским морским пароходством; восточный сектор – от Дудинки до Чукотки, обслуживаемый ледоколами Дальневосточного морского пароходства. Навигация в направлении Мурманск – Дудинка осуществляется круглогодично для обеспечения деятельности Норильского горно-металлургического комбината.

СМП представляет собой пока единственную широтную магистраль, которая связывает все арктические регионы РФ, включая их основные промышленные комплексы – Северный Ледовый Пояс. Вместе с крупнейшими реками, впадающими в Северный Ледовитый океан (СЛО), и Трансполярной магистралью, СМП начал формировать единую транспортную систему будущего глобального ТСА СЛП РФ.

Для перехода из ЕС в КНР по СМП нужно 25 дней и 625 тонн мазута, а при использовании Суэцкого канала – 35 дней и 875 тонн мазута4. 90% китайских товаров доставляется в Европу именно по морю. Экономический коридор, ведущий в ЕС через СЛО получил название «Ледовый Шелковый путь» (Ice Silk Road), или «Полярный Шелковый путь» (Polar Silk Road). Вдоль СМП предполагается расположить 8 основных транспортно-логистических кластеров (рис.2): Мурманский, Архангельский, Ямайльский, Ненецкий, Норильско-туруханский, Таймырский, Северо-якутский, Чукотский.

 

 

alt

Рис. 2. Основные транспортно-логaltистических кластеры СМП

Традиционно рассматриваются два основных арктических маршрута: Северо-Восточный проход (называемый просто СМП) и Северо-Западный проход (СЗП) через Канадский арктический архипелаг. СВП, с большей частью его маршрута вдоль Северного побережья РФ, является самым коротким маршрутом в ЕС для многих регионов КНР. Расстояние между портами Северного Китая и ЕС, Северным и Балтийским морями на 25-55% короче судоходных маршрутов (табл. 1).

Таблица 1

 

Протяженность морских маршрутов между отдельными портами Китая, Европы и США, км

 

Пункт отправления - пункт назначения

Северо-Восточный проход

Северо-Западный проход

Суэцкий канал и Малаккский пролив

Панамский канал

Роттердам – Шанхай

16 100

15 793

19 550

25 588

Бордо – Шанхай

16 100

16 750

19 030

24 980

Марсель – Шанхай

19 160

19 718

16 460

26 038

Джоя - Тауро – Гонконг

20 230

20 950

14 093

25 934

Барселона – Гонконг

18 950

20 090

14 693

25 044

Нью-Йорк – Шанхай

17 030

19 893

22 930

20 880

Нью-Йорк – Гонконг

18 140

20 985

21 570

21 260

 

Протяженность маршрута вдоль берегов РФ составляет – 3500 морских миль, а околополярного маршрута – 2700 морских миль.

Создание межкластерной сети в регионах Севера, Сибири и ДВ с тяготением к международным транспортным коридорам (МТК) обеспечит: укрепление межрегиональных связей; привлечение грузовых потоков; развитие транзита РФ. Для ТСА Енисейской Сибири важным является проект по строительству новой (четвертой) портовой инфраструктуры в бухте Ефремова, которая расположится в 40 км от поселка Диксон, мощностью 25 млн. тонн нефти. Проект освоения Пайяхской группы месторождений  входит в комплексную программу «Енисейской Сибири», являясь крупнейшим в сфере нефтедобычи. К СМП нужно подключать транспортные пути сибирских рек, реконструировать старые и построить новые ветки ж/д магистралей, а/м дороги, пассажирскую и грузовую авиации, тогда это будет мощная транспортно-логистическая система. Осуществление поставленных задач сможет дать новый толчок к инновационному развитию полярных регионов, повысит их привлекательность для привлечения инвестиций, в том числе и в развитии социальной сферы.

Интегрированная система МТК не сможет быть эффективной без её должного организационного обустройства. В статье описаны малобюджетные предложения по ее структурной организации с помощью концепции терминального мультимодального Альянса – используя единый технологический регламент работы грузовых агентов и перевозчиков ТСА различных видов транспорта на основе единого нейтрального перевозочного документа (нейтральной накладной ТСА) и единого тарифного соглашения. Предложенная транспортная система (СМП – ТСМ – ШП – ЮМП) должна базироваться на организации мультимодального терминального альянса (МТА) вдоль международных транспортных коридоров.

 

Библиографический список:

  1. Шведов В.Е., Глинский В.А., Иванова Н.В., Голубева К.И., Елисеева А.В. Транспортно-логистические системы перевозки грузов: учебник для вузов / под общей ред. Е.Е. Шведова.  СПб.: ИЦ «Интермедия» 2019. – 288 с.
  2. Кузнецова Н.Ф. «Великий Шелковый путь» как способ интеграции объектов культурно-исторического населения Южной Сибири в индустрию туризма // Азимут научных исследований. 2017. Том. 6. № 3 (20). С. 219-224.
  3. Михайличенко К.М. Проект «Ледовый Шелковый путь» в рамках инициативы «один пояс и один путь» как реализация интересов России и Китая в арктическом регионе // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. № 2. С. 333-345.
  4. Самаруха В.И., Краснова Т.Г., Трусова С.В. Модель создания и реализации межрегионального проекта «Енисейская Сибирь» // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Том. 29. № 2. С. 324-331.
  5. Глинский В.А., Бутрина П.В. Консолидация груза в терминальной сети грузовых агентов при интермодальной доставке/ Вестник университета ГА.   2014. C. 133-136.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2538
теги:
04.11.2021 03:09 | log2020блог автора

Еще публикации: