УДК 338.242:656.2:004.896
Методы и подходы к определению пропускных способностей
элементов логистических систем в различных отраслях
Володин Алексей Борисович
К.э.н., доцент, директор Академии водного транспорта
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: ab.volodin@mail.ru
Куренков Петр Владимирович
д.э.н., профессор
студентка 4 курса,
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Шамарина Алёна Андреевна
студентка 4 курса,
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: alenka.shamarina@yandex.ru
Methods and approaches to determining the throughputs of elements
of logistics systems in various industries
Volodin Alexey Borisovich
Ph.D., Associate Professor, Director of the Academy of Water Transport
Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
Kurenkov Pyotr Vladimirovich
Doctor of Economics, Professor
Russian University of transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
Shamarina Alena Andreevna
4th year student,
Russian University of transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia
В статье изучена важность определения ПСП. Рассмотрены основные методы определения ПСП
Ключевые слова: пропускная способность (ПСП), ж.-д. линия, ж.-д. сооружения и устройства, ж.-д. переезд, ж.-д. станции, метрополитен, автомобильный пункт пропуска, аэропорт, стадионы и другие спортивные сооружения, трубопровод, вокзальный комплекс, информационный канал, порт.
The article examines the importance of determining throughput. The main methods for determining throughput are considered.
Key words: the capacity, railway line, railway structures and devices, railway crossings, railway station, metro, automobile checkpoint, airport, stadiums and other sports facilities, pipeline, station complex, information channel, port.
Проблема определения ПСП в разных областях транспорта» очень сложна и обширна. Поэтому для глубокого её рассмотрения сосредоточимся для начала на определениях и толкованиях данного термина, применительно к различным объектам в различных отраслях промышленности и на различных видах транспорта.
Определение ПСП ж.-д. линии необходимо и важно. Результаты её определения используются при планировании, организации и управлении перевозочным процессами [1]. Существует очень много формулировок ПСП ж.-д. линии. Например, основное определение приведено в таком документе, как Инструкция по расчёту наличной ПСП железных дорог [2]: «Наличной ПСП ж.-д.. участка называется максимальное число грузовых поездов (пар поездов) установленных веса и длины, которое может быть пропущено по этому участку за сутки в зависимости от его технической оснащенности и принятого способа организации движения поездов». В основном, значение ПСП характеризуется четырьмя параметрами, указанными в [3]: число поездов – общее количество поездов за заданный интервал времени, например, число пар поездов в сутки (когда интенсивность движения поездов увеличивается, может снизиться качество); стабильность – воздействие одной минуты задержки какого-либо поезда на движение последующих поездов (должен быть учитан резерв времени, т.е. определённый интервал времени между поездами, чтобы можно было избежать больших задержек); гетерогенность движения – соотношение числа поездов различного типа (так как разные типы поездов следуют с разной скоростью); средняя скорость – средняя скорость движения всех поездов (тормозной путь увеличивается пропорционально больше, чем в среднем скорость).
Рассмотрим основные методы определения ПСП, опубликованные в [1].
Определение ПСП ж.-д. сооружений и устройств характеризуется допустимым коэффициентом заполнения ПСП. Для каждого вида участка (однопутного, двухпутного и т.п.) и для устройств различных хозяйств (тягового электроснабжения или локомотивного) он имеет разные значения, которые устанавливаются для обеспечения устойчивой работы ж.-д. станции. Устойчивость работы станции определяется коэффициентом заполнения ПСП по приёму грузовых поездов в расформирование, который равен отношению ПСП станционных ж.-д.. путей по приёму и расформированию поездов к перерабатывающей способности сортировочных устройств, которые занимаются расформированием составов (сортировочные горки, вытяжные пути и т.п.) [6].
Определение ПСП ж.-д.. переездов. При проектировании пересечения в одном уровне автомобильной дороги и ж.-д.. переезда надо учитывать удобство движения не только поездов, но и автомобилей, а показателем удобства как раз является определение ПСП [7]. К тому же, определение является базой для определения сроков и глубины реконструкции переездов, или для мероприятий, по увеличению ПСП. Расчёт ПСП переездов основывается на следующих параметрах: скорость движения автомобилей; упорядочение интервалов между автомобилями, которые следуют друг за другом; распределение интервалов между автомобилями при разъезде очереди; интенсивность движения автомобилей. Также расчёт зависит от способа пропуска автомобилей: переезд либо большую часть времени открыт для движения автомобилей, либо большую часть времени закрыт. ПСП переезда равна произведению скорости свободного движения на ж.-д. переезде на текущую плотность движения. Надо учитывать, что на ПСП переездов ещё влияют подъездные участки к переезду: ровность покрытия, кривые в плане подъёма и спуска.
ПСП ж.-д. станции является максимальное число пропущенных грузовых составов при определённом количестве пассажирских поездов, которые могут быть приняты и отправлены станцией за сутки при условиях работы, которые обеспечивают наибольшее использование технических средств, которые имеет станция [6]. Исходными данными для определения ПСП являются: техническо-распорядительный акт (ТРА) ж.-д. станции; технологический процесс работы ж.-д. станции; размеры движения поездов с распределением по категориям, а также по примыкающим направлениям.
ПСП может определяться по таким основным элементам станции, как: приёмо-отправочным паркам, паркам отправления, приёма; Межпарковым соединительным ж.-д. путям; перронным ж.-д. путям пассажирских платформ; стрелочным горловинам станции.
ПСП имеет обратную зависимость от среднего времени занятия пути одним составом, т.е. при увеличении времени занятии, ПСП падает. Также при определении учитывается наличное (т.е. реальное) количество путей и время перерывов в работе путей из-за ремонта или пропуска пассажирских составов.
При определении ПСП станции через пассажирские платформы путей, которые находятся рядом с ними, рассматривается отношение запаса времени по всем путям, находящимся у платформ, с учётом времени занятия этих путей операциями, которые связаны с пропуском поездов других категорий и манёврами, к времени занятия перронного пути [8].
ПСП метрополитена показывает наибольшее число поездов, которое может быть пропущено за определённый период (в метро этот период равен часу, в отличие от расчётного периода станции и т.п. где он равен суткам). Она равна отношению запаса времени, т.е. 60 мин, к минимальному временному интервалу времени между составами. Таким образом, ПСП определяется допустимой интенсивностью движения поездов [9]. А она зависит от: системы автоблокировки, которая применяется; движенческих параметров подвижного состава; времени нахождения поезда на станции, которое зависит от пассажирооборота в нормальное время и в «час-пик»; оборотных устройств на концах линии.
ПСП автомобильных пунктов пропуска определяют методом моделирования работы пункта [10]. Он помогает с помощью ПСП оценить результативность работы существующего пункта пропуска, а также подобрать рациональную инфраструктуру для необходимого транспортного потока. При определении ПСП выполняются такие процессы: моделирование потока объектов государственного контроля; моделирование системы органов государственного контроля.
Также существуют ПСП аэропортов, стадионов и других спортивных сооружений, трубопроводов и систем водоснабжения, вокзальных комплексов, информационного канала, морских и речных портов, причалов, складов, ж.-д. подъездного пути, автомобильной дороги, автомобильной полосы моста, автодорожного тоннеля, пешеходного пути, остановочного пункта, терминала, канализационной системы так далее.
Выводы. ПСП определяют у весьма разных устройств и систем по-своему. Но суть и задача у неё одна и та же – это показать, насколько эффективно, полно, рационально работает тот, или иной объект, указать на «узкие» места функционирования и предложить мероприятия по их исправлению. Если не учитывать ПСП, то можно неправильно планировать и управлять логистическими процессами, произойдут сбои в функционировании логистических систем.
.Библиографический список:
- Браништов С. А., Ширванян А. М., Тумченок Д. А. Обзор методов оценки ПСП железных дорог. Ч. 1: Классификация и аналитические методы // Информационно-управляющие системы. 2014.
- Инструкция по расчету наличной ПСП железных дорог /OAO «РЖД»
- UIC 2004. Capacity (UIC Code 406)/ International Union of Railways (UIC).
- Браништов С. А., Ширванян А. М., Тумченок Д. А. Обзор методов оценки ПСП железных дорог. Ч. 2: Параметрические модели, оптимизация, моделирование 2014
- Pachl J. Railway Operation and Control. — Mountlake Terrace: VTD Rail Publishing, 2009
- Методика определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры ж.-д.. транспорта общего пользования, утверждена приказом Минтранса России приказом от 18 июля 2018 года №266
- Руководство по оценке ПСП автомобильных дорог от 24.08.1981
- https://studref.com/395671/tehnika/propusknaya_sposobnost_passazhirskih_passazhirskih_tehnicheskih_stantsiy
- Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены, 1957 г.
- НИР «Проект методики прогнозов ПСП автомобильных пунктов пропуска и формирования исходных данных для технических требований к строительству, реконструкции и техническому переоснащению автомобильных пунктов пропуска»
- Приложение N 1. Методика расчета технической возможности аэропортов от 24 февраля 2011 года N 63
- https://studwood.ru/2170369/tehnika/opredelenie_propusknoy_sposobnosti_aeroportov
- https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/transport_i_svyaz/AEROPORT.html
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020