Регион: Выбрать регион
Сейчас: 2 мая 23:27:53
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Инструменты повышения эффективности логистики в судостроительных предприятиях

УДК 656.07

Инструменты повышения эффективности логистики в судостроительных предприятиях

Виниченко Виктория Александровна

доцент кафедры Экономики транспорта и финансов

Сибирский государственный университет водного транспорта

доцент кафедры менеджмента

Новосибирский государственный технический университет,

г.Новосибирск, Россия

E-mail: vika_06.07@mail.ru

 

Tools for improving operational efficiency in logistics companies

Vinichenko Viktoriya Alexandrovna

associate Professor of Economics transport and Finance

Siberian state University of water transport,

associate Professor of management Department

Novosibirsk state technical University, Novosibirsk, Russia

 

Судостроительная отрасль наряду с другими нуждается в оптимизации. Жизненный цикл строительства одного судна доходит до 7 лет. Этот период компании стремятся сократить за счет технологических решений. Одним из инструментов, позволяющим снизить сроки строительтва является бережливое производство. Активно используются логистические принципы для снижения потерь в виде простоев, излишних перемещениях сотрудников, ненужной транспортировке материальных ресурсов, браке готовых изделий и пр.

Ключевые слова: бережливое производство, логистика, потери, судостроительная компания, эффективность.

The Shipbuilding industry, along with others, needs to be optimized. The life cycle of construction of a single vessel reaches up to 7 years. Companies are trying to reduce this period by using technological solutions. One of the tools that allows you to reduce the construction time is lean manufacturing. Logistics principles are actively used to reduce losses in the form of downtime, unnecessary employee movements, unnecessary transportation of material resources, loss of finished products, and so on.

Key words: lean manufacturing, logistics, losses, shipbuilding company, efficiency.

 

Словосочетание «повышение эффективности» в настоящее время в мире бизнеса воспринимается как «бережливое производство» (БП).  Последнее, в свою очередь отождествляется с именем крупнейшего автомобильного бренда – Тойота [1]. Внедрение БП предполагает достижение специфических конкурентных преимуществ перед производителями аналогичных товаров и услуг на рынке в долгосрочной перспективе [2].

Толчком для внедрения методологии бережливого производства в ряде судоходных компаний  стал президентский указ №596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» [3]. Последующее утверждение государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.»  [4] подтвердило правильность выбранного направления. Одной из задач программы по разитию и оптимизации отрасли явилось повышение производительности труда.

Для реализации мероприятий, указанных в программе, в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) разработали производственную систему судостроения, основанную на принципах и методах бережливого производства (рисунок 1).

alt

Рисунок 1 - Производственная система судостроения

Источник: http://portnews.ru/digest/18232/

 

Разумеется, судостроительные концерны и предприятия отрасли имеют свои специфические особенности производственного характера, что накладывает отпечаток и на принцип внедрения бережливого производства.

Особый интерес при внедрении бережливого производства представляют участки судостроения, имеющие конечным продуктом атомный флот. Такая конкретизация вполне обоснована: продолжительность строительства даже серийного выпуска составляет 5-7 лет, в то время как период эксплуатации превышает этот срок всего в 5 раз.

В судостроении особенно ярко проявляются логистические принципы, поскольку в традиционных отраслях рабочее место статично и на него поступают в последующую обработку изделия. Здесь же, изделие для последующей обработки стационарно, а рабочее место перемещается по мере необходимости.

Поскольку к продуктам судостроительной отрасли предъявляются особые требования к качеству, ведь от безопасной эксплуатации судов будет зависеть  множество человеческих жизней, важным элементов становится система менеджмента качества (СМК). Например, СМК является одним из основополагающих элементов производственной системы. Однако, встает необходимость интеграции СМК и БП в одном жизненном цикле изделия. для этой цели компанией были выработаны следующие принципы взаимодействия (рисунок 2).

06

 

Рисунок 2 – Принцип взаимодействия систем СМК и БП

Источник: https://lssrussia.ru/newslean/berezhlivoe-proizvodstvo-v-sudostroitelstve/

При встраивании в технологический процесс СМК, целесообразно говорить о повышении качества производимой продукции. Зачастую для производителя повышение качества синонимично увеличению себестоимости. Однако, альянс СМК и БП позволяет доиться повышении качества при одновременном снижении затрат.

Не следует забывать о логистических сервисах при повышении эффективности функционирования предприятий любой отрасли. Например, ОСК в рамках реализации проекта по бережливому производству разрабатывает стандарты для формирования заказов. Это явялется ключевым элементом в судостроении. именно здесь компания слушает «голос» клиента, определяет его потребности и формирут необходимый материальный поток для удовлетворения текущего запроса в виде создания ценности. На стадии формирования заказа определяются условия выполнения контракта на постройку сдуна.

В отличие от внедрения бережливого производства в других отраслях, внедрение производственной системы в судостроении имеет свои особенности. Именно поэтому, необходимо при внедрении БП в судостроении опираться на определенные подходы (рисунок 3).

03

 

Рисунок 3 – Подходы при внедрении БП в судостроении

Источник: https://www.korabel.ru/news

 

Еще одна особенность – внедрение происходит не по шаговому сценарию, а с учетом особенностей каждого предприятия.

04

 

Рисунок – Элементы производственной системы логистических компаний

Источник: http://kuban.rbc.ru/

При этом, рассматривается возможность внедрения производственной системы судостроения у внешних контрагентов. Это могут быть поставщики сырья, материальных запасов, и даже информационных ресурсов. При встраивании поставщиков в производственный цикл судостроительной компании, существенно сокращаются временные затраты на логистику. Это позволит сформировать скрытые конкурентные преимущества в рамках своей отрасли [5].

В своем понимании и развитии производственной системы ОСК вышла на уровень мировых лидеров по внедрению новых направлений в бережливом производстве. Корпорация максимально интегрирует эти инструменты в управление бизнесом.

Инструменты бережливого производства сами по себе просты, но применение их требует усилий. По всем направлениям – безопасность, качество, затраты – главным фактором успеха становится корпоративная культура и действия руководителей подразделений. Невозможно быстро изменить мышление сотрудников предприятия. Но если показать им новый подход и помочь в выборе инструмента, они сами увидят все преимущества такой работы.

 

Библиографический список:

  1. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер с англ. – М. : Издат. группа «Точка», 2019. – 400 с.
  2. Вумек Дж. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниэл Джонс ; Пер с. англ.  – 12-е изд. – М.Альпина Паблишер, 2018. – 472 с.
  3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике". Режим доступа: https://base.garant.ru/70170954/ (дата обращения: 30.03.2020).
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2514-р).
  5. Мацусита К. Философия менеджмента / Коносуке Мацусита ; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 188 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2548
теги:
04.11.2021 02:57 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама