Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 10:05:58
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности транспортно-логистической системы в нефтегазовой отрасли

УДК 339.9 656

Особенности транспортно-логистической системы в нефтегазовой отрасли

Ваховская Маргарита Юрьевна

к. э. н., доцент, Институт экономики и управления,

Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского,

г. Симферополь, Россия

E-mail: margo_vah@mail.ru

Леснецкая Арина Олеговна

магистрант 1 курса, Институт экономики и управления,

Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского,

г. Симферополь, Россия

E-mail: arisha.smail@mail.ru

 

Рeculiarities of the transport and logistics system in the oil and gas industry

Vakhovskaya Margarita Yurievna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Institute of Economics and Management

 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

Lesnetskaya Arina Olegovna

1nd grade master-student, Institute of Economics and Management,

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

 

В работе рассмотрены особенности транспортно-логистической системы Российской Федерации в нефтегазовой отрасли, выявлены ее характерные черты в современных условиях.

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, нефтегазовая отрасль, транспортировка, транспортно-логистическая инфраструктура.

The features of the transport and logistics system of the Russian Federation in the oil and gas industry are considered, its characteristic features in modern conditions are revealed.

Key words: transport and logistics system, oil and gas industry, transportation, transport and logistics infrastructure

 

Логистика - динамичная отрасль мировой экономики, которая способствует ее развитию, и занимает лидирующие позиции в мире не первый год. Совершение вложений в логистическую деятельность давно не вызывает сомнений у инвесторов, являясь выгодным и перспективным способом для преумножения капитала.

Статистические данные свидетельствуют, что рынок транспортно-логистических услуг - один из самых динамичных в мире. Рынок логистических услуг России является одним из наиболее динамичных и быстро развивающихся. По экспертным оценкам, ежегодный прирост рынка до 2013 года составлял 15 - 30%. После введения санкций в отношении РФ и начала экономического спада, рост рынка логистических услуг существенно замедлился и в краткосрочной перспективе прогнозируется на уровне не более 5% в год [1], что тем не менее является достаточно привлекательным показателем.

В логистике традиционно различают несколько базовых функциональных областей, каждая из которых охватывает определенную часть потока товародвижения. Это различие сфер приложения логистических технологий объясняет и многообразие объектов логистической инфраструктуры, а также сложность настройки их слаженного взаимодействия. Тенденции глобализации и уровень развития логистических технологий на современном этапе ведут к тому, что границы функциональных областей стираются в странах, где уровень зрелости логистики достаточно высок. При этом, сохраняются такие специфические сферы логистической деятельности, которые стоят особняком, например, логистика нефтегазовой отрасли, имеющая особое значение для экономики Российской Федерации.

Очевидно, что перемены в российской экономике неизбежны, и, прежде всего, необходима незамедлительная модернизация существующей и строительство новой, современной транспортно-логистической инфраструктуры [2]. Актуальной задачей стало усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры, что полностью соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [3].

Нефтегазовая отрасль Российской Федерации - это важнейшая часть экономики страны, во многом обеспечивающая жизнедеятельность отраслей национального хозяйства. Кроме того, данная отрасль оказывает существенное влияние на внешнеэкономические отношения Российской Федерации [4]. Опуская дискуссионные и одновременно актуальные проблемы, касающиеся сырьевого характера российской экономики, сосредоточим внимание на особенностях развития логистики нефтегазовой отрасли в Российской Федерации.

Одним из факторов национальной экономической безопасности является бесперебойная работа нефтегазовой отрасли, что обеспечивается ее транспортно-логистической системой, которая имеет яркие характерные черты.

Нефтегазовая промышленность - это отрасль экономики, состоящая из последовательных процессов разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Перечисленные работы непосредственно производятся на месторождениях.

Нефтегазовый сектор - это важнейшая и единственная отрасль экономики, для достижения целей в которой задействованы абсолютно все виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный и трубопроводный. Обычно, сами транспортные средства представляются не только в роли средства для перевозки, но и являются частью нефтегазового оборудования, своего рода передвижными платформами.

Транспортно-логистическая система нефтяной отрасли - это сложно выстроенный механизм, которые объединяет разноплановые технические средства, плавучие объекты и иные взаимосвязанные между собой элементы сети. Такие условия делают транспортную систему капиталоемкой, что затем отражается на итоговой цене продукта, подразумевает под собой высокие финансовые риски, которые зависят от любого отклонения от плана. Любой из нюансов, таких как промедление или остановка, которые могут возникнуть на производстве по естественным причинам, могут привести к большим финансовым затратам, которые пропорциональны дороговизне самой системы.

Важность транспортно-логистического обеспечения в процессе деятельности нефтегазовой компании заключается в том, что доля его может составлять 15-25% от общей стоимости контракта, что порой достигает суммы в миллионы долларов.

Для нефтегазодобычи в России характерны суровые климатические условия, удаленность расположения от населенных пунктов, что указывает на необходимость создания транспортных подходов и дополнительного обустройства площадок инфраструктурными элементами. С севера России экспортируется 99% от всего объема российского газа, 98% нефти, 85% алюминия, 73% меди, практически 100% добываемых алмазов, 45% никеля, 34% древесины, что доказывает исключительное стратегическое значение северных территорий страны [6].

Логично, что высокие темпы добычи углеводородов подразумевают массовые перемещения грузовых партий, которые состоят из спецтехники, оборудования и другого груза, принадлежащего нефтегазовым компаниям.

Для того, чтобы поддерживать на необходимом уровне добычу нефти и газа, требуется организовать их грамотный и эффективный сбыт, создать безопасные условия для рабочих, а также производить обновление используемого оборудования и технологий для работы на месторождениях.

Исходя из этих потребностей, на месторождениях формируются два типа грузопотоков: 1) грузы, обеспечивающие производственную деятельность; 2) грузы, обеспечивающие бытовые потребности работников.

Для каждого места локации работ определяется свой состав грузопотоков, который зависит от типа выполняемых на данном этапе операций (разведка, добыча, подготовка, переработка нефти и другие), а также в зависимости от типа оборудования, участвующего в этих процессах.

Тот факт, что насосный метод добычи нефти используется наиболее часто, определяет грузопотоки, содержащие насосное оборудование, а также другое необходимое оборудование для поддержания максимальной производительности насосов. 

Для того, чтобы обустроить месторождения, нужно провести целый комплекс работ - земляные, устройство бетонных и железобетонных конструкций, прокладка инженерных сетей и коммуникаций, в том числе магистральных трубопроводов, монтаж стальных конструкций, строительство дорог, подъездов и площадок, благоустройство территории. К месту монтажа и работ необходимо подвезти всю технику, в том числе тяжелую, технологическое оборудование и конструкции. При этом нужно учитывать то факт, что многие грузы - больших размеров и массы, а неблагоприятные дорожные условия влияют на повышение заявленных требований к параметрам проходимости транспортных средств.

Компаниям, которые занимаются оказанием логистических услуг для предприятий, производящих свои работы на месторождениях, приходится решать вопросы по перевозкам сотен, а иногда и тысяч единиц негабаритных и габаритных грузов, рассредоточенных по всему периметру строительства. Негабаритную технику, а именно нефтяное и газовое оборудование, чаще всего необходимо перевозить автомобильными транспортными средствами, которые специализируются для транспортировки такого вида грузов. Обычно для тяжеловесных грузов используют многоосные платформы - тралы. Грузы, которые относятся к стандартным, могут доставляться обычными предназначенными для этого грузовыми коммерческими автомобилями.

Для того, чтобы доставить оборудования в труднодоступные и непроходимые области РФ, используют авиацию. Данный тип перевозок относится к самыми дорогими для заказчика. Их плюсы заключаются в том, что такие перевозки менее требовательные с точки зрения инфраструктуры, и важно то, что они самые быстрые.

Ряд преимуществ, которые не свойственны ни одному другому виду транспорта, имеет водный транспорт. К ним относятся:

- максимально допустимый вес и габариты принимаемого груза значительно превышают возможности других видов транспорта;

- грузоподъемность судов может превышать 5000 тонн для класса «река-море» и 20 000 тонн класса «море» на относительно небольшие расстояния;

- сухогрузы, на которых оборудование транспортируется через океан или глубоководные моря, имеют возможность принимать грузы общим весом более 350 000 тонн.

Кроме того, для транспортно-логистического обслуживания нефтегазовой отрасли в РФ широко используют железную дорогу, которая также имеет ряд преимуществ, основанных на возможностях по перевозке нестандартного и тяжеловесного оборудования и конструкций, обширной железнодорожной сети, минимальной метеозависимости, более низкой себестоимости при перевозке груза на дальние расстояния.

Считается, что перспективным для транспортно-логистической инфраструктуры нефтегазовой отрасли является пневмотранспорт. Все составляющие систем пневмотранспорта имеют свойство изготавливаться из относительно недорогих материалов. К тому же, трубопроводы целесообразно будет изготавливать из такого полимерного материала как полиэтилен. Преимущества систем пневмотранспорта состоит в том, что они будут действовать круглый год и обойдутся намного дешевле строительства автомобильных и железных дорог [7].

Согласно данным, представленным в «Прогнозе развития энергетики мира и России 2019», «серьезные изменения конъюнктуры внешних рынков в сочетании с накопившимися проблемами самой российской экономики в целом и ТЭК в частности ставят российский энергетический сектор в достаточно жесткие условия. Потребуется интенсивно решать задачи повышения энергетической эффективности национальной экономики, диверсификации структуры и экономической доступности энергоснабжения потребителей, уменьшения затратности топливно-энергетических отраслей и проектов, рационального природопользования и защиты окружающей среды» [8, с. 164].

Эксперты компании DELMIA Quintiq, предоставляющей компаниям решения для комплексного моделирования, планирования и оптимизации бизнес-операций, провели расчеты, в результате которых выяснилось, что «существенных сокращений издержек в нефтегазовой отрасли можно добиться благодаря оптимизации логистики - затраты могут сократиться до 20% в год» [5].

Таким образом можно подытожить, что в современных условиях транспортно-логистическая инфраструктура нефтегазовой отрасли Российской Федерации нуждается в разумной реорганизации с учетом тенденций развития в мировой энергетике, лучшего международного опыта, особенностей транспортной доступности и расположения нефтегазовых объектов на севере страны. Очевидно, что значительные природные богатства в сочетании с грамотной стратегией их добычи, доведения до потребителей, сокращения издержек на всех перечисленных этапах, инвестирования в инфраструктуру нефтегазовой отрасли и распределения полученных доходов, могут обеспечить благосостояние страны на многие годы.

Библиографический список:

1. Методические и практические аспекты проведения маркетинговых исследований рынка транспортно-логистических услуг для определения параметров региональных логистических центров: [Электронный ресурс] // «https://customsexpert.ru». - Режим доступа: https://customsexpert.ru/articles/metodicheskie-i-praktiches.htm - 10.03.2020.

2. Ваховская М. Ю. Особенности инвестирования в логистическую инфраструктуру в Российской Федерации / М. Ю. Ваховская, А. О. Леснецкая // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой; редкол.: Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – С. 11–15.

3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: [Электронный ресурс] // «mintrans.ru». - Режим доступа: https://www.mintrans.ru/documents/3/1009 - 10.03.2020.

4. Леснецкая А. О. Особенности инвестиционной деятельности нефтегазовых компаний в условиях санкций в Российской Федерации [Текст] / А. О. Леснецкая // «Инновации и инновационное развитие: экономические и правовые аспекты»: сборник научных статей. – Пенза: Издательский дом «Глобус». – 2019. – 102 с.

5. Инновации, планирование, оптимизация: [Электронный ресурс] // «neftegaz.ru». - Режим доступа: https://neftegaz.ru/analisis/partnerskiy-material/452695-innovatsii-planirovanie-optimizatsiya-peredovye-resheniya-delmia-quintiq-dlya-neftegazovoy-otrasli/www.quintiq.ru/www.quintiq.ru/ - 13.03.2020.

6. Харламова Ю.А. Высокоскоростные магистрали в современной России: инновационный и стратегический императивы // Бюллетень транспортной информации. 2011. № 10. С. 13-16.

7. Матиков Н.А., Вебер Д.А. Обеспечение всесезонной экстренной доставки грузов для ликвидации чрезвычайных ситуаций // Сборник научных трудов Международной научной конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный – 2015», Красноярск: Изд-во Сиб. федер. ун-та, 15-25 апреля 2015 г., CD-ROM, 4 с.

8. Прогноз развития энергетики мира и России 2019 / под ред. А.А. Макарова, Т.А. Митровой, В.А. Кулагина; ИНЭИ РАН–Московская школа управления СКОЛКОВО – Москва, 2019. – 210 с. - ISBN 978-5-91438-028-8.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2896
теги:
04.11.2021 04:13 | log2020блог автора

Еще публикации: