УДК 338.4: 658.6
Классификация форматов услуг в товаропотоках торговых сетей
Агеева Татьяна Юрьевна
Соискатель ученой степени кандидата экономических наук,
Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: t.ageyeva@gmail.com
Service formats classification in the merchandise flow of trading networks
Ageyeva Tatyana Yurievna
Candidate of Economics Academic Degree Applicant,
Siberian Federal Uniersity, Krasnoyarsk, Russia
В статье рассматривается понятие услуг торговли и услуг в товаропотоке. Предложена классификация форматов услуг в товаропотоках для торговых сетей.
Ключевые слова: услуга торговли, услуги в товаропотоке, формат услуг торговых сетей.
This article considers the concept of trade services and services in the merchandise flow. A classification of formats of services in the merchandise flow for trading networks is proposed.
Key words: trade service, services in merchandise flow, format of services of trading networks
Классификация форматов услуг в товаропотоках торговых сетей необходима для их структурирования с целью повышения эффективности. С нашей точки зрения услуги в товаропотоке торговой сети – это собственная деятельность торговой сети (процессы) по непрерывному последовательному продвижению/перемещению товара ради удовлетворения потребностей потребителя, а именно, доставка потребителю нужных товаров в нужное место и в нужное время с наименьшими затратами, и получения выгоды для себя. Результатом процессов оказания услуг в товаропотоке мы считаем неосязаемый товар, неотделимый от материального товара, который является услугой торговли.
Вопрос о содержании услуг торговли является дискуссионным (см.5, 4, 3, 1). Мы выделяем следующие услуги торговли, которые являются универсальным для любой торговой организации:
- Большое разнообразие товаров;
- Непрерывный объём торгового предложения;
- Безопасность и качество осязаемого товара;
- Продажа товара.
Специфика торговой сети заключается в том, что как сетевой формат торговли, объединяют в себе оптовую и розничную торговлю. В отличие от несетевого формата, здесь объединяются магазины, центральный офис, распределительный центр. Топология современных торговых сетей усложняет услуги в её товаропотоках. Мы считаем, что этапами оказания услуг торговли/этапами услуг в товаропотоке торговой сети будут являться следующие:
- Формирование ассортимента;
- Взаимоотношения и взаимодействия с поставщиками;
- Закуп товара;
- Приёмка товаров;
- Обеспечение хранения товаров;
- Транспортировка;
- Подготовка осязаемого товара к продаже;
- Проведение учетных процедур;
- Организация мест продажи;
- Выкладка товаров;
- Реализация осязаемого товара.
Основным вопросом в создании топологии торговой сети является объём услуг в товаропотоке, который она предоставляет. Объём услуг укладывается в термин «формат» [2]. На текущий момент в методической и деловой литературе термин «формат» описывает лишь форматы магазинов. Мы обобщили данные по ведущим торговым сетям в РФ и получили, что современные торговые сети выделяют: микро-формат площадью до 200 квадратных метров (Командор, Магнит, Красный яр), малый формат площадью от 200 до 1000 квадратных метров, который большинство из них называют «магазином у дома», и свыше 1000 квадратных метров – это большой формат.
Однако понимания форматов магазинов недостаточно для понимания всего объёма услуг в товаропотоке торговой сети потому, что потребитель видит одни процессы и не видит другие, которые непосредственно влияют на цену товара. Для повышения эффективности услуг в товаропотоке необходимо все услуги в товаропотоке торговой сети разделить на две группы относительно конечного потребителя: услуги в товаропотоке до магазина и услуги в магазине.
ги в таропотоке
Рис. 1. Группы услуг в товаропотоке с точки зрения конечного потребителя.
Тогда на взгляд автора, в современных условиях для торговой сети услуги в товаропотоке можно структурировать следующим образом (Рисунок 2).
Как можно увидеть на рисунке, подавляющее большинство услуг в товаропотоках лежит в области «до магазина». Отчётливо видно, что до поступления осязаемых товаров в магазин они проходят достаточно длинный путь. Продвижение осязаемого товара через торговую сеть невозможно без приращения услуг, которые оказывает торговая организация покупателю. С одной стороны, услуги в товаропотоке добавляют затраты, чем увеличивают цену, с другой стороны они должны быть направлены на уменьшение цены за товар.
Отсюда становится понятным, что торговая сеть должна думать не только об услугах в товаропотоке в магазине. По нашему мнению, торговая сеть должна сместить акцент в ценообразовании на эффективность оказываемых услуг не столько в процессах при реализации товара, сколько в предварительных процессах по перемещению осязаемого товара от поставщика и производителя до магазинов.
Библиографический список:
- Национальный стандарт российской федерации. Услуги торговли. Общие требования. Services of trade. General requirements ГОСТ Р 51304-2009 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Общий толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // сайт. – Режим доступа: http://tolkslovar.ru/f2309.html
- ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ред. от 24.12.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс] // сайт. – Режим доступа: www.wto.org
- Портал внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации [сайт]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/attendance/trade_and_wto/