Регион: Выбрать регион
Сейчас: 5 декабря 5:26:22
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Трудно быть первым, или рассказ о том, как Вологодская область реформировала систему государственных закупок продовольствия для социальных учреждений

На наши вопросы отвечает председатель  Комитета по регулированию контрактной системы Вологодской области А.А. Торопов.

alt

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СКЛАД И ЕГО ФУНКЦИИ

--  Александр Александрович, Ваш регион стал первым в России, где при закупках продовольствия для государственных социальных учреждений поставщиков этой продукции стали обязывать не напрямую ее доставлять в больницы, школы и так далее, а везти на специализированный склад. Иными словами, был создан новый посредник на пути продовольствия от поставщика до потребителя, то есть пациента больницы, ученика школы и др. Зачем нужно было делать такую реформу? Как возникла эта идея? Каковы функции этого склада?

-- В Вологодской области с 2016 года обеспечение государственных заказчиков продовольственными товарами полностью осуществляется с использованием инфраструктуры «Распределительно-логистического центра». Существующая до этого система закупок не отвечала в полной мере требованиям системы учета и контроля над качеством продуктов питания, поставляемых в учреждения социальной сферы области. 

Перед нами стояло несколько задач: исключить случаи поставки в учреждения социальной сферы области некачественных продтоваров и фальсификата, а также привлечь к поставкам производителей региона.

Распределительно-логистический центр оказывает услуги по приемке товаров от поставщиков - победителей торгов по поставкам продуктов, входному контролю по качеству, логистике и транспортировке в каждое учреждение скомплектованных партий разных товаров.

 

КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ВЫРОСЛО

-- Как повлияла работа через специализированный склад, то есть по существу региональный оптово-распределительный центр (распределительно-логистический центр), на качество продуктов питания, закупаемых для социальных учреждений области?

-- Удалось значительно улучшить качество продуктов, поставляемых в бюджетные учреждения, исключить поставку фальсифицированной продукции.

ЭКОНОМИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТА -  10%

--  Как повлияла работа через специализированный склад на цены закупаемой  по линии госзаказа продукции? Можно ли говорить, что эффективность госзакупок выросла?

-- Экономия расходования бюджетный средств на закупку продуктов питания за счет унификации технических характеристик и формирования единой цены для всех заказчиков области, участвующих в совместных закупках через услуги специализированного склада в среднем составляет 10%.

 

 

-- Как повлияла работа через специализированный склад на участие местных товаропроизводителей в поставках для социальных учреждений области? Выросла ли их доля?

-- В учреждения области через распределительно-логистический центр поставляется продукция сельхозпроизводителей области, птицефабрик, мясоперерабатывающих предприятий области.  Исключение составляют товары с коротким сроком годности, такие как молочные продукты, хлебобулочные изделия и т.д.   

 

-- Какие трудности возникли на пути реализации проекта по организации государственных закупок для социальных учреждений с участием специализированного склада?

-- Самая большая трудность – быть первым.

-- Оппоненты реализуемой в Вашей области технологии государственных закупок продовольствия нередко говорят так: Закон «О контрактной системе…» (44-ФЗ), который регулирует госзакупки для государственных и муниципальных учреждений не предусматривает посредника в лице оптово-распределительного центра. Соответственно его включение в схему доставки продуктов питания государственным и муниципальным учреждениям незаконно, а потому и наказуемо. Уже по этой причине некоторые регионы предпочитают не рисковать и отказываются от внедрения опыта Вашей области. Каким будет Ваш комментарий на этот счет?

-- Каждый выбирает свой путь.

ПИТАНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

-- Каковы перспективы дальнейшего расширения практики организации госзакупок через оптово-распределительный центр (распределительно-логистического центр) в Вологодской области? Есть ли оценки, сколько на этом может сэкономить консолидированный областной бюджет?

-- С 2019 года апробация проекта проходит на муниципальном уровне. Бюджетные дошкольные учреждения 8-ми муниципальных образований области успешно закупают продукты питания централизованно с поставкой через распределительно-логистический центр. В 2022 году планируем внедрить проект в муниципальные общеобразовательные учреждения при организации  бесплатного горячего питания  обучающихся, получающих начальное общее образование.

НАСТОЯЩИЙ ВОЛОГОДСКИЙ ПРОДУКТ

-- По имеющимся сведениям, в Вашей области при госзакупках есть некоторые преимущества для тех поставщиков, которые поставляют продукцию, маркированную знаком бренда «Настоящий Вологодский продукт», то есть произведенную именно в Вашей области? Что это за преимущества? Не противоречит ли такая практика федеральному законодательству?

-- Да, именно с целью стимулирования участия региональных производителей в госзакупках Комитет госзаказа области начал проводить совместные конкурсы с ограниченным участием на поставку продовольственных товаров, в которых дополнительно применяется критерий отбора участников «наличие сертификата «Настоящий Вологодский продукт».

Законность установления данного критерия оспаривалась ФАС в судебном порядке, в ноябре 2020 года Арбитражный суд города Москвы признал его включение обоснованным, апелляционная инстанция в марте 2021 года поддержала эту позицию. По мнению судов, прохождение участником закупок сертификации в системе «Настоящий Вологодский продукт»  предоставляет для потребителей (заказчиков) ряд дополнительных гарантий качества пищевой продукции.

 

«МЕРКУРИЙ» СТАЛ ЭФФЕКТИВНЕЕ

 

-- В Вашем регионе функции специализированного склада (регионального логистического центра) выполняет ООО «Продресурс». Однако  в сентябре 2019 года разразился скандал. Пресс-служба управления Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям сообщила, что выявлены факты «неоднократного оформления уполномоченными лицами ООО «Продресурс» ветеринарных сопроводительных документов на продукцию с истекшим сроком годности, которая поставлялась в социальные учреждения региона». Предприятие, которое должно было выступить своеобразным фильтром для поступления в социальные учреждения некачественной продукции и фальсификата, само оказалось уличенным в этой деятельности. Как Вы прокомментируете этот факт? И как Вы решаете проблему экспертизы качества приобретаемых при участии РЛЦ по линии госзаказа продуктов питания?

 

-- Сложившаяся ситуация позволила Комитету совместно с Управлением Россельхознадзора выявить недочеты в работе АИС «Меркурий» и устранить их. Сейчас в рамках реализации проекта подписано пятистороннее Соглашение о сотрудничестве между Комитетом по регулированию контрактной системы Вологодской области, Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области, Управлением Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям, ООО «Продресурс» (Распределительно-логистический центр). По данному Соглашению проводится мониторинг за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевой продукции, производимой и реализуемой на территории области, путем отбора проб пищевой продукции на распределительно-логистическом центре на безвозмездной основе.

 

-- Какие регионы России переняли Ваш опыт организации государственных закупок продовольствия, и каковы перспективы расширения этой практики?

-- Самарской областью внедрен аналогичный проект.

 

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ,

доцент кафедры логистики и маркетинга в АПК Красноярского ГАУ.


Количество просмотров: 2451
29.10.2021 08:52 | rootблог автора

Еще публикации: