Трубопроводный транспорт — транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).
Система трубопроводного транспорта в России — одна из крупнейших в мире и сегодня составляет более 285 000 км. По данным Ростехнадзора, в России насчитывается порядка 75 тыс. км нефте- и нефтепродуктопроводов, значительная часть из них эксплуатируется более 30 лет.
В отчете рассмотрены профили компаний: ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ОАО «АК «Транснефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Татнефть», ОАО НК «РуссНефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НГК «Славнефть» и другие.
Именно на устаревшие трубопроводы приходится наибольшая часть аварий. Первопричина подобных аварий - наследие страдающих от коррозии советских нефтепроводов и резервуаров. Экологи требуют ограничить сроки их эксплуатации, но обновление трубопровода является дорогостоящим.
Из года в год Минприроды пишет, что больше половины нефтеразливов случается из-за разгерметизации промысловых нефтепроводов, а они в 90% случаев происходят из-за коррозии металла.
Нефтяные компании в отчетах об устойчивом развитии признают проблему коррозии трубопроводов. На протяжении нескольких лет компании реализуют различные программы по предупреждению разливов, которые включают в себя замену труб, увеличение объемов внутритрубной диагностики, испытания новых технологий по защите труб от коррозий, позволяющих продлевать срок их службы.
К основным методам предотвращения разрывов трубопроводов служат своевременная внутритрубная диагностика и очистка трубопроводов от отложений и загрязнений.
В 2020 г. грузооборот по трубопроводному транспорту составил 2 470,2 млрд. т-км. В 2019 г. грузоперевозки трубопроводным транспортом составили 1 159 млн. тн., нефти и нефтепродуктов было отгружено 608 млн. тн.
Нефтепроводы, по которым осуществляется перекачка парафинистой и высокопарафинистой нефти, спустя некоторое время снижают свою пропускную способность по причине осаждения на внутренней поверхности отложений, которые состоят в основном из церезинов и парафинов.
Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов. Протяженность действующих трубопроводов компании «Транснефть» в 2019 г. составила более 51 тыс. км, из которых 16,5 тыс. км приходятся на нефтепродуктопроводы.
Чистота полости трубопроводов должна обеспечиваться на всех этапах работы с трубой: транспортировке, погрузке, разгрузке, развозке и раскладке секций по трассе, сварке секций в нитку и укладке.
По данным Росстат, в 2019 г. износ основных фондов трубопроводов составил около 54%, так как большинство построено в 1960-1980 годы.
Наиболее распространенным и эффективным способом очистки внутренней поверхности нефтепровода от отложений парафина является механическая очистка с применением специальных скребков, чистящими элементами которых являются всевозможные диски, ножи и проволочные щетки. Скребки разных конструкций различны по эффективности удаления отложений со стенок труб, по износостойкости и проходимости.
С целью определения реальных объемов закупаемых услуг внутритрубной диагностики, аналитиками DISCOVERY Research Group был проведен анализ проводимых в России тендеров.
По данным DISCOVERY Research Group, объем производства очистных устройств в России в 2020 году составил 957 392 тыс. руб. Наибольшую долю в объеме производства очистных устройств в 2020 г. занял АО «Транснефть – Диаскан».
Стоимость очистных устройств чаще всего рассчитывается индивидуально для каждого потребителя. Цена на продукцию зависит от количества закупаемого оборудования, а также покупки оборудования для диагностики трубопроводов и т.п. Оказывает влияние диаметр трубы, способ очистки, материал очистительного устройства и т.п.
Ожидается, что до 2030 г. рынок внутритрубной диагностики и очистки в России будет иметь положительную динамику прироста.
Подробные данные смотрите в отчёте: https://drgroup.ru/Analiz-rynka-vnutritrubnoj-ochistki-i-diagnostiki-nefteprovodov-v-Rossii.html