С начала 2021 года экспорт колбасной продукции из России вырос на 33% по сравнению с прошлым годом и составил 33,1 тыс. тонн, следует из отчёта Россельхозбанка. Отечественные поставщики мяса нарастили присутствие на рынках ключевых иностранных потребителей – постсоветских стран, а главной качественной чертой рассматриваемого периода стало освоение новых направлений. Так, среди импортёров появились страны Западной Африки: Бенин, Либерия и Гана, а экспорт на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию вырос почти в 5 раз в натуральном выражении. Эксперты Россельхозбанка связывают рост поставок в Африку и Азию с общей диверсификационной стратегией отечественных производителей мясной и рыбной продукции и прогнозируют итоговый объем зарубежных поставок колбасных изделий по итогам года на уровне свыше 55 тыс. тонн.
«Исторически сложившиеся схожие вкусовые предпочтения и культура потребления, низкозатратная логистика делают рынки бывшего Советского Союза стратегически важным и выгодным направлением для отечественных производителей колбасных изделий. К тому же для этих рынков необязательно производить специфические продукты и можно перенаправлять на них товары, которые избыточны для внутрироссийского потребления. За последний год экспорт на рынки бывшего СССР увеличился на 32%, что свидетельствует об успешной конкуренции со стороны российских компаний», – объясняет руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Наиболее востребованы колбасные изделия из России в Казахстане, в адрес которого поставлено 22,1 тыс. тонн продукции – на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это основный рынок для отечественных мясопереработчиков за пределами российских границ.
Второе место у Украины (+41% за год до 5,5 тыс. тонн), на третьем месте – Азербайджан (+21%, до 2,9 тыс. тонн). Сильный рывок в закупках совершил Узбекистан (в 18 раз до 200 тонн), хотя поставки даже в таком объеме пока можно воспринимать лишь как «пробный шаг».
Среди российской продукции в странах бывшего СССР наиболее популярны варёные колбасы и паштеты.
Рост поставок на Восток и открытие Африки: синхронизация с экспортёрами рыбы
Примечательно, что несмотря на прирост поставок на рынки ключевых потребителей, доля этих стран в общем объеме поставок постепенно снижается. Хоть и медленно, но мясопереработчики осваивают удаленные рынки, а, значит, и сложные дорогостоящие логистические технологии для поставок в страны Азии и Африки.
Но важно отметить и активизацию поставок в страны Дальнего Востока и Африки.
Так, экспорт колбасных изделий в регион Дальнего Востока вырос в 5 раз до 151 тонны – это меньше, чем в отдельно взятый Узбекистан, однако саму динамику Центр отраслевой экспертизы считает многообещающей.